Виктор Вазюлин про тоталитаризм

топ 100 блогов new_rabochy27.12.2021 Под одним из недавних постов кто-то в коммах, кажется, Opiat и Мечник, заспорили о том, является ли наш человеческий организм "фашистского" строения. Не помню уже, чем там у них окончилось, а вот сейчас читал В. А. Вазюлина, и дочитался у него до той же темы. Цитирую фрагмент интервью с ним.

Хавеман: Одно из ключевых понятий Вашей концепции - это понятие органического целого. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие? Я спрашиваю потому, что теоретический подход с позиции целостности, тотальности на Западе ассоциируется с тоталитарными формами политической практики фашизма и сталинизма. Стали­низм рассматривается как стремление ко всеобщему ого­сударствлению, как стремление подчинить общество единой идеологии, единой духовной жизни и т.д. Как Вы относитесь к подобным представлениям?

Вазюлин: Скажите пожалуйста, можно фашистским уп­равлением считать управление головным мозгом своим организмом? Мозг управляет организмом как единым организмом, и тем не менее каждая рука живет относительно самостоятельно, и есть еще вегетативная нервная система, есть лимфатическая система, другие системы, органы, ткани, клетки, и живут они относи­тельно самостоятельно. Не жалуются. Что же головной мозг - фашист?

В обществе всегда есть в той или иной мере внутрен­няя взаимосвязь сторон, сфер, людей. Люди в той или иной мере всегда внутренне взаимосвязаны, они не могут жить в полной самоизоляции, в полном одино­честве. Слишком обостренно вопрос о тоталитаризме стоит у индивидуалистов. А индивидуализм в первую очередь связан с частной собственностью, связан с изоляцией людей друг от друга. А изоляция имеет определенную материальную подоплеку, определенную материальную основу. Поэтому у этих людей, например, в США, на первый план выходит абсолютная индиви­дуальная свобода. Нет такой свободы в обществе, и быть не может, а вот они хотят абсолютной индивидуальной свободы.

Но стремление к абсолютной индивидуальной свобо­де - стремление к произволу индивидов, а не к свободе. Свобода человека всегда подразумевает ответственность. Свобода человека - это всегда свобода при определенных условиях. Свобода человека - это всегда свобода выбора, но всегда в соответствии с чем-то. Это не произвол в выборе, а выбор в соответствии с ценностями, в соот­ветствии с идеалами, значит, в соответствии с чем-то общественным.

Человек свободно выбирает, но он всегда выбирает в определенных условиях, в соответствии с чем-то вне его находящимся. Если он действительно человек, он подчи­няет свою жизнь чему-то вне его находящемуся. Вопрос о тоталитаризме возникает тогда - в отличие от признания включения человека в органическое целое, - когда человек вообще лишен свободы выбора, не имеет ника­кой самостоятельности. Тоталитаризм - это полное подчинение человека обществу. Органическое целое предполагает, что стороны внутренне едины, но вместе с тем относительно самостоятельны. Следовательно, при­менительно к обществу это значит, что человек в обществе, представляющем собой органическое целое, внутренне взаимосвязан с обществом, с другими людьми и вместе с тем относительно самостоятелен, независим, сохраняет свободу выбора в пределах своей относитель­ной самостоятельности. Тоталитаризм, с точки зрения методологической, есть отрицание относительной само­стоятельности человека по отношению к обществу, отри­цание свободы выбора. Если же общество становится органическим целым, то человек не лишается свободы выбора. Он не имеет произвола в выборе, но не лишается свободы выбора.

Абсолютно свободным человек в обществе быть ни может, абсолютно произвольно вести себя не может. И по отношению к природе он не может вести себя абсолютно произвольно. Абсолютный произвол, как и абсолютная вынужденность поведения несовместимы с собственно специфически человеческим в человеке. Понимание общества как органического целого исклю­чает и то, и другое. С одной стороны, оно является методологическим основанием для утверждения того, что человек не полностью произвольно себя ведет, он внутренне связан со всем обществом. А с другой сторо­ны, оно утверждает, что он - особый человек, особый, специфический элемент, но внутренне связанный со все­ми остальными элементами.

Поэтому как раз понимание предмета как органического целого - это и не тоталитаризм, но это и не основание для полного произвола, полного индивидуа­лизма. Это не то и не другое. Это снятие и того, в другого. И коммунистическое общество - это не тотали­таризм, не абсолютный индивидуализм, не абсолютная свобода, не абсолютный произвол.

(М. С.: середина - это самая гнилая позиция, как говорил Ильич. Не согласен я тут с его абсолютизированием тоталитаризма. И, конечно, в противопоставлении индивидуалистического и тоталитарного, коммунизм может быть лишь последним.)

Хавеман: Признаете ли Вы вообще понятие тоталита­ризма для описания фашизма и сталинизма?

Вазюлин: Тоталитаризм как понятие отражает лишь фор­му, а не содержание явления. Тоталитаризм может быть в рабовладельческом обществе, он может существовать при феодализме, при капитализме... Тоталитаризм присущ казарменному коммунизму, то есть тому коммунизму, который К.Маркс считал мелкобуржуаз­ным. Тоталитаризм - это некая форма, которая должна всегда рассматриваться в связи с содержанием, потому что, в зависимости от того, какое содержание вклады­вается, последствия тоталитаризма и его воздействие на тех, кто при нем живет, могут быть самые разные. Как исторические, так и индивидуальные последствия. Есть большая разница в том, к чему приводит, например, тоталитаризм рабовладельческий и фашистского типа. Эти виды тоталитаризма существуют в разные эпохи, разными условиями порождаются. Это разные процессы. Тоталитаризм - лишь их внешняя одинаковость, У чело­века есть два уха. Два уха есть у человека помешанного, два уха есть, предположим, у Гегеля, но у обоих уши есть. Но разве одинаковость ушей может служить доказательством "равноценности" их разума? Или, скажем, Гегеля могли быть большие уши, но есть большие уши и у осла. Так что же, отсюда следует, например, что осел и есть Гегель?

Поэтому все разговоры только или главным образом о тоталитаризме недостаточны, они выхолащивают содер­жательно весь процесс, и поэтому заводят исследование в тупик. Надо рассматривать форму в единстве с содер­жанием. А иначе могут отождествляться совершенно по сути, принципиально разные вещи. Но, конечно, тотали­таризм неприемлем, хотя в некоторых исторических УСЛОВИЯХ он неизбежен. Мы можем относиться к нему отрицательно, но в некоторых исторических условиях он может оказаться неизбежен. Если, скажем, в годы войны нужно мобилизовать все силы какой-то страны, возникает тоталитаризм. ЛЮДИ добровольно подчиняются, но тем не менее, они подчиняются определенной тоталитарной структуре. И в этой структуре они обязаны действовать строго вынужденно. В целом, абстрактно говоря, отношение к тоталитаризму не может не быть отрицательным, но если рассматривать тоталитаризм в связи с содержанием, то бывает вынужденный тоталитаризм, нужный и тем людям, которые страдают от него. Но принципе, в идеале от него надо избавляться, с ним надо бороться, как только появляется возможность.

Коммунизм, о котором писали К.Маркс и Ф.Энгельс как о цели коммунистического движения, - это не казарменный, не тоталитарный коммунизм. Казармен­ный, тоталитарный коммунизм мелкобуржуазен по своей природе.

(М. С.: я здесь вижу лишь ярлык и недовольство, и не вижу обоснования. А у Маркса тогда с его "уничтожением труда" коммунизм и вовсе буржуазный. Ибо уничтожить для кого-то труд можно только за счёт кого-то, очевидно. Если уж на то пошло, то марксисты, как известно, стоят на почве гражданской войны, а не мира. Противостоя всегда классовом обществу. Почему и необходим тоталитаризм коммунизма. Возможно, в теории - когда все станут достаточно сознательными для без контроля сверху выполнения своих трудовых обязанностей, от тоталитаризма и можно будет отказаться. Да вот что-то советская практика заставляет в том усомниться. Не говоря уже про прямое опровержение в рамках марксистской социобиологической концепции. P. S. И вообще, задвигание про "казарменный коммунизм" напомнило про "муравьиный лжесоциализм" у Ефремова. Как верно заметила та же СВ - нет такой формации в НК!)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Креахак " Слом стереотипа.Привычный объект(песня)в непривычном виде,составе,материале (музыкальное оформление) Из этой же серии рок, поп и др. музыки в классическом, народном, национальном исполнении... И еще А что вы ...
Настоящий вопрос сейчас — это вопрос России . Россия — это государство-колосс. Это колосс на глиняных ногах, но все равно колосс (...) Россия — больная страна (...) Россия — обескровленная страна (...) Но в первую очередь Россия — побежденная страна ... Оригинал здесь . Тем, ...
Тырныауз - административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение. Началось все в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение, на котором и возник город Тырныауз. Моногород, во многом повторивший судьбу других моногородов нашей необъятной Родины ...
...
Пишу сюда первый раз, но читаю сообщество давно. Прошу поддержки, счастливых историй, советов, да что угодно лишь бы придти в себя и начать верить в лучшее. Я снова потеряла малыша на 10-й неделе беременности, и это уже третий раз. Я полностью здорова, муж тоже. Пойдем на след. неделе к ...