Написал по заказу, а получился шедевр. Почему «Герника» Пикассо — гениальная
anonimusi — 13.05.2021 По четвергам TUT.BY рассказывает о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси.Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но почему они все так известны? Что в них такого? Будем пробовать разбираться простыми словами в нашей рубрике «Картина дня». Пришла очередь Пабло Пикассо и его «Герники» — может, не самой популярной среди массового зрителя, но точно выдающейся.
Когда и почему Пикассо написал картину (это было по заказу!)
Пабло Пикáссо родился в 1881 году, и к моменту создания «Герники» (май 1937-го) уже был состоявшимся, известным художником. Испанец стал одним из основоположников кубизма. Смысл направления в том, чтобы разложить трехмерный объект на простые элементы и написать его в двухмерном формате. Но двухмерные элементы тоже не должны быть простыми — они служат для демонстрации объекта с разных, новых сторон. С начала 20 века кубизм активно развивается в Европе.
«Герника» — несложно догадаться по ее виду — тоже относится к кубизму. Хотя в то время художник уже отошел от него и начал эксперименты с сюрреализмом — его элементы здесь тоже можно увидеть.
Картину Пикассо создал по весьма прозаической причине. Холст заказало правительство Испанской Республики для национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Создал художник ее за два месяца.
«Читаем» полотно, чтобы осознать его гениальность
Гигантское (3,49 метра в высоту и 7,76 в ширину) полотно получило свое название от города Герника. Он пострадал во время Гражданской войны в Испании, которая продолжалась с 1936 по 1939 год. То есть картина была создана в разгар событий.
Между собой боролись республиканцы, сторонники Второй Испанской Республики, и мятежники под предводительством генерала Франсиско Франко, которые выступали за установление военно-националистической диктатуры. Последних поддерживали в то время фашистские Италия и Германия, а также Португалия.
В итоге республиканцы проиграли. Испанская Республика была ликвидирована, но на момент написания «Герники» об этом еще никто, конечно, не знал. Симпатии Пикассо как раз принадлежали стороне, выступающей против Франко. Узнав о том, что немецкая авиация бомбила Гернику и нанесла значительные повреждения городку басков, Пикассо не смог остаться равнодушным.
Главная проблема «Герники» в том, что история, трагизм и гениальность этой картины могут не прочувствоваться с экрана. Все-таки не зря Пикассо выбрал огромный формат холста для своего замысла. Именно перед «Герникой» вживую ощущается весь размах идеи. Сейчас увидеть картину можно в Музее королевы Софии в Мадриде.
Центр композиции состоит из павшего воина, раненой лошади и женщины, которая к ним подбегает. Но присмотритесь к сопровождающим элементам вокруг: там и плачущая женщина с мертвым ребенком, и женщина, охваченная пламенем, взывающая (вероятно) к Богу. Длинная рука с лампой, протягивающаяся из неизвестности — символ надежды на светлое будущее. Все эти элементы расположены совсем не хаотично, как может показаться, а композиционно выверенно. Углубляться можно долго, но главное, что общее восприятие немедленно отсылает нас к чувствам животного страха и ужаса.
Хвост быка обращен в пламя, люстра наверху похожа на «злой глаз», языки персонажей заменены на кинжалы. Обратите внимание и на то, что все персонажи картины кричат — у них открыт рот.
Рассмотреть все это сразу не получится из-за размера полотна. Поэтому глаза будут блуждать из стороны в сторону «обессиливая» зрителя — так же, как и военное противостояние.
Монохромный выбор красок тоже неслучаен. Он четче передает ощущение пламени, которое пожирало стены города. Черные места — как бы «мертвые», отсутствующие. Настроение картины — это ужас Пикассо, который он испытывал перед фашизмом, нависшим над Европой. Поэтому полотно пропитано тревожной тональностью, трагическими мотивами. Причем больше всего «зло» не щадит женщин: если обратить внимание, именно их Пикассо бросает «под нож» фашизму в «Гернике».
Сам художник, впрочем, уверял, что свои картины рисует ради картин и в предметы смысла не вкладывает. Первые зрители на той самой Всемирной выставке в Париже обделили полотно вниманием. Там же был известный французский архитектор Ле Корбюзье, который позже вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей». Однако сегодня ее называют одной из мощнейших антивоенных и антифашистских работ в мире.
Пацифистский и антивоенный мотив в творчестве Пикассо закончится только после Второй мировой, когда он напишет знаменитую «Голубку мира».
Далее Пикассо ждут периоды разочарования в живописи и написание достаточно разных — как добротных, так и сомнительных — картин. Умер художник в 1973-м на своей вилле во Франции.
Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.
Поделитесь ссылкой:
|
</> |