Википедийная агитпробка

топ 100 блогов roman_rogalyov19.03.2025

Русский композитор С.С.Прокофьев родился в 1891 в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, это село 1 января 2025 года  вернулось в Россию. Я по простоте душевной считаю, что для называния очевидно-эталонно русского композитора русским композитором никаких обоснований не нужно.

Но увы, многолетнее новиопское усердие по изъятию слова "русский" из употребления (вспомним хотя бы СМИ брежневско-андроповского застоя) не прошло даром. Очередное дно в этом направлении было недавно пробито википедийными хунвэйбинами, в противостоянии с которыми, очевидно, приходится работать русским "производителям контента" википедии. В статье про Прокофьева остались впечатляющие следы от дискуссии о допустимости применения слова "русский", они  показывают степень одержимости некоторых участников русофобской повесткой (это видно, в частности, из того, как много текста приходится тратить на доказательство очевидного). Сохранил это под катом; надеюсь, лет через 50 будет трудно поверить, что когда-то такое было.

;-))) Вот, полюбуйтесь:

Русский, советский или российский композитор

По сложившейся традиции отечественные музыковеды и музыкальные писатели определяли Прокофьева либо как «русского композитора», либо как «советского композитора». В справочной литературе СССР, например, во 2-м издании БСЭ (1955), в 3-м издании БСЭ (1975) и других Прокофьев определялся как «советский  композитор», в «Музыкальной энциклопедии» (1978) — как ведущий деятель советской культуры. В постсоветской биографии Прокофьева литератора И.Г.Вишневецкого (2009) герой книги определён как «русский композитор». В БРЭ для деятелей культуры, имевших гражданство Российской империи или СССР, имевших или имеющих российское гражданство, используется единый атрибут — «российский».

В статье музыковеда С.А.Петуховой в отношении Прокофьева используется определение «русский композитор», в то время как прилагательное «российский» обозначает гражданство или территориальную принадлежность: «российскими виолончелистами» обозначены виолончелисты из России. В статье Ю.Н.Холопова на сайте Санкт-Петербургской филармонии С.С.Прокофьев значится как «великий русский композитор», в статье «Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании» (1972) как «советский композитор» и как «великий русский музыкант». В монографии «Современные черты гармонии Прокофьева» (1967) тот же автор характеризовал творчество Прокофьева как «гордость советской музыки», хотя при этом объективно описывал новаторскую гармонию Прокофьева во всём объёме его сочинений (в том числе, и за пределами «советского» периода творчества).

Ректор Московской консерватории Александр Соколов в приветствии участникам Международной научной конференции и музыкального фестиваля, посвящённых 120-летию со дня рождения С.С.Прокофьева, произнёс: «Имя великого русского композитора известно всему миру. Деятельность Прокофьева проходила в России, Европе и Америке».

В сборнике статей «Прокофьевские чтения» (2016) относительно Прокофьева и других отечественных композиторов сочетания «русский композитор» и «русские композиторы» использованы 10 раз, а «российские композиторы» — только 1 раз. В последние годы устойчивое сочетание «русский композитор» по отношению к С.С.Прокофьеву приведено в статье О.Л.Девятовой «Сергей Прокофьев в Советской России: конформист или свободный художник?» (2013), в «Литературной газете» (2016) и в Положении об Открытом конкурсе композиторов «Время Прокофьевых» (2017). О.Л.Девятова цитировала слова С.М.Слонимского о продолжении С.С.Прокофьевым «творческой линии русских классиков XIX века» и писала, что композитор ощущал себя «истинно русским человеком и музыкантом, воспитанным русской культурой, её национальными традициями». Таким образом, Прокофьев выступает как носитель и новатор русской национальной традиции в мировой классической музыке.

О Прокофьеве как о русском композиторе отзывались современники, что следует из записи в «Дневнике» отзыва Стравинского, высказанного в Италии в 1915 году: «Услышав мой 2-й Концерт, „Токкату“ и 2-ю Сонату, Стравинский стал чрезвычайно восхищаться, заявляя, что я настоящий русский композитор и что кроме меня русских композиторов в России нет». Сам Прокофьев называл себя «русским композитором», что подтверждается его самоидентификацией в дневниковой записи 1915 года о создании балета «Шут»: «Национальный оттенок довольно ярко сказывался в них. Я всегда теперь думал, когда сочинял, что я русский композитор и шуты мои русские, и это мне открывало совсем новую, непочатую область для сочинения». 

оригинал здесь (по крайней мере, 18.03.2025 был)



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот вам простой кейс- еще мирное время. Молодая пара приходит в компанию мужа. Где все давно друг друга знают. После встречи в молодой семье первый серьезный скандал. У жены море обид. Как вы думаете- в чем чаще всего в таких случаях ошибки молодых мужей? А если ситуация ...
Увидев фразу в одном из постов. И поняла, не тем я всю жизнь занималась, ох не тем... "На сегодняшний день работа в порно — одна из самых почитаемых в мире." ...
Экуменизм близок к буддизму, а антиэкуменизм - к ...
Жители глубинки в Москве трудятся по 12 часов в сутки, без выходных и с 13-минутным обеденным перерывом http://www.mk.ru/daily/newspaper/article/2012/11/15/774908-vahtovyiy-ad.html ...И имейте в виду, что у нас сейчас на кассиров действует новогодняя акция: если останетесь на все ...
Уже сейчас можно предсказать что на олимпийские игры в Сочи приедут только спортсмены и их команды, а болельщиков будет очень мало. Давайте посмотрим: Предидущие игры были рядом с Ванкувером, в который приезжает 8 миллионов туристов в год.  В ...