"Выживший". Кино и этнология
drugoe_kino — 01.03.2021Сразу оговорюсь, что написать об этом фильме меня побудила отнюдь не его фестивальная скандальность, считаю фестивальную тему делом десятым, и не Дикаприо - как актер меня он особо не вдохновляет, и даже не режиссер – считаю что Иньярриту имел большой потенциал, но где-то оступился. Вообще, «Выжившего» я посмотрел совсем недавно, а заинтересовала меня в нем именно «индейская» тематика, как будто снова в детстве оказался.
А в далеком «децтве», друзья, ваш покорный слуга просто перся от Фенимора Купера, одного только «Последнего из Могикан» я перечитал раза три. Очень меня захватывали всякие брутальные Чингачгуки, предельно молчаливые, но иногда толкающие пафосные телеги, дикие например, трапперы-англосаксы – неотесанные но благородные, а так же гнусные французишки, гадящие исподтишка и стравливающие разные индейские племена, чем собственно их и подрывающие. Впрочем, если верить Фенимору, среди диких племен отнюдь не все одинаково ценны, есть и абсолютно никчемные, сранным образом именно такие и прибивались к лягушатникам, короче это была их ошибка. Так вот, когда я начал смотреть фильм, я обнаружил весь этот набор, практически один к одному.
Я подумал: Твою мать, мне понадобилось лет двадцать чтобы
разобраться где идеологическая пропаганда, а где реальная история,
где ангажированный художественный вымысел, а где хоть какая то
похожая на правду историчность. А эти чудики, более чем за 200 лет,
даже буквы не изменили в своих превратных представлениях о
действительности, да еще и мексиканца прогнули снимать подобную
казуистику.
Впрочем, что то я горячусь?... По-видимому, в принципе не
существует народа, не отягощенного застарелыми историческими
заблуждениями. Однако в данном случае поговорим именно о
североамериканском межэтническом взаимоотношении, а так же его
отражении в искусстве, если так можно определить
голливудско-тайваньский «The Revenant» 2015 года выпуска.
Немного о сюжете. Картина, в целом довольно визуально насыщенная, спасибо компьютерной анимации, конкретные эпизоды сняты с большой претензией на реалистичность (где-то переходят грань фанатизма), много насилия и жестокости, что вероятно должно создать атмосферу «ацкой» старины. Особой толерантности между народами не наблюдается, индейцы пронзают белых стрелами, рубают томагавками и снимают скальпы самым беспардонным образом, белые в долгу не остаются и поступают с индейцами не менее грубо, то есть вешают, жгут вигвамы и насилуют индианок почем зря, причем занимаются сим хулиганством исключительно французы. Само собой, единственным островком порядка и справедливости является форт и капитан Эндрю Генри, а несчастные дикари так и жмутся к форту, в поисках защиты.
Гласс это такой крутой траппер Дикаприо, у него жена индианка и совместный сын. Гласс мирно охотится на белок, в компании таких же мирных трапперов, но на них нападают жестокие индейцы Арукара. Индейцы Арукара, в принципе нормальные ребята, но сейчас они немного возбуждены, у вождя украли красавицу-комсомолку дочь. Сделали это конечно же похотливые французы, в целях секса, а науськали на англосаксов, в целях получения наживы. И вот племя Арукара как подорванные бегают по всей Дакоте в поисках дочки, и гасит мирных трапперов, а она у них под носом в сексуальном рабстве у французов, и неизвестно сколько бы это еще продолжалось, если бы не Гласс, который весь ранетый гризли, пробегал чисто случайно в целях мести (не гризли, гризли он сразу отомстил), и попутно освободивший дочку вождя. Вот такой вот межэтнический конфликт.
Но послушайте господа, я вовсе и не собираюсь клеймить мирных
англосаксонских трапперов, и тем более кротких баптистов и прочих
методистов, ну не заладилось у них с индейцами, бывает, ну перебили
всех индейцев кроткие баптисты, так получилось, ненависть была
взаимная, у русских на Аляске тоже с индейцами не ладилось. Но у
французов то с индейцами было все просто «Très bien»,
доказательством этого можно считать существование целого народа –
квебекцы, ибо оные сплошь метисы прекрасно ассимилированные с
местным населением французы, практически то же было с испанцами и
португальцами. Как же так можно перевернуть все с больной головы на
здоровую, просто обидно за французов, лучше бы русских подтянули. И
снял это все потомственный мексиканец, в котором наверняка дофига
благородной ацтекской крови, и он еще, не моргнув глазом прогоняет
вот такую пафосную телегу:
«Надо быть до конца правдивым и честным по отношению и к самой
истории, и к той реальности, которую ты создаешь в фильме. Наши
персонажи живут в диких лесах, и каждый день им угрожает опасность
— дикие звери, непогода, воинственные местные племена или болезни.
Поэтому было важно показать все без прикрас, с уважением к
событиям, которые в этой истории описываются. Я не большой фанат
крови, но здесь прежде всего была важна правдивость — так же, как
она важна в любви, страсти, нежности или привязанности, которые
проявляются в отношениях между персонажами».
Алехандро Г. Иньярриту