Видим, какое у вас настроение!
dpmmax — 27.11.2018Не устану повторять, что перевод ощущений и переживаний, испытываемых нашими пациентами из разряда субъективных в те, которые можно задокументировать не только со слов самого болящего либо записи о своих впечатлениях его лечащего врача, но и как-то более внятно, был бы настоящим прорывом в диагностике.
Услышать чужие голоса, увидеть чужие видения, записать картину эмоционального состояния — это в психиатрии дорогого бы стоило. Пока, увы, научились лишь приблизительно расшифровывать образ, которые видит или представляет себе человек — и то там ещё фотошопить и фотошопить (Тыц). С аудиозаписью слуховых галлюцинаций пока никак. С документированием чужого бреда — тоже. С фиксацией эмоционального состояния, помимо маниакально-весёлых или иаподобно-грустных сэлфи, всё обстояло так же ни шатко ни валко, но кое-какие подвижки наметились. Правда, опять не для широкого пользования, и я поясню, почему.
Проблема, как всегда, упёрлась в два вопроса: что именно фиксировать на записывающее устройство и как заглянуть внутрь черепно коробки. Церебральная инсектофауна, знаете ли, на рентгене не особо-то охотно отображается. Нет, можно было бы, конечно, делать серию снимков на позитронно-эмиссионном томографе, чтобы глядеть в какие моменты и в каких участках мозга активнее всего поглощается, к примеру, меченая глюкоза или меченый кислород. Но по стоимости эти экзерсисы будут примерно того же ранга, что обычно тратятся на космические программы. Делать электроэнцефалографию, чтобы фиксировать, какие участки мозга в тот или иной момент сильнее генерят электричество? Так электроды-то накладываются на кожу головы, а под ней ещё череп и оболочки мозга, плюс ещё куча факторов — и в итоге результат будет с точностью плюс-минус... ну не полметра, конечно, но о точечности говорить не приходится.
Вот уж не знаю, каким образом учёным из Калифорнийского университета удалось уговорить 21 пациента с эпилепсией разместить электроды для записи ЭЭГ прямо внутри мозга, в районе отдельных участков коры и подкорковых структур - не знаю. В принципе, такая метода используется не впервые и ценится именно за точность и точечность информации, но сами понимаете — в массы такое не двинешь. Мало кто согласится, чтобы ему дырки в черепе сверлили и электроды туда совали. Но ведь нашлись и на этот раз добровольцы (Тыц)!
В итоге обнаружили, что у большинства участников эксперимента имеется чёткая взаимосвязь грусти (им давали задание: как только почувствуют, что загрустили или впали в меланхолию, сразу же давать команду на запись ЭЭГ) и активности двух подкорковых структур: миндалевидного ядра (оно входит в состав лимбической системы (на верхнем рисунке именно она) и ответственно за ряд довольно ярких эмоций) и гиппокампа (в переводе с греческого — морского конька, поскольку эта структура своей загогулиной очень его напоминает, а в работе своей отвечает за некоторые из механизмов памяти).
Причём в то время, когда пациент испытывал грусть-печаль, эти две структуры работали парой, активно обмениваясь между собой электрическими сигналами и игнорируя другие области, к которым для контроля были подключены электроды.
В общем. ещё один маленький шажок и ещё один небольшой штрих к общей картине. Но как же не хватает возможности всё детально посмотреть и зафиксировать, не вскрывая черепа!