Вычислитель 2014


А неплохое кино. По книге Александра Громова - я у него на мастер-классе была, на Росконе, в давно забытом году ;). Не шедевр, но очень так... на уровне. Ничуть не хуже западных аналогов, то же "Восхождение Юпитер" сделано дороже, но жиже.
При съемках явно придерживались концепции "ни кадра на родной земле", снимали в Исландии. Да и сама повесть не то чтобы интернациональна - она ВНЕнациональна, так скажем. Вненациональность у нас в фантастике передается английскими именами, если кто не в курсе ;). Т.е. при всей абсолютной универсальности антуража имена будут английско-звучащие. Не знаю, мне больше нравилось, как в советской фантастике смешивали все в кучу - да и не только в фантастике. Чингачгук Ааронович Шмидт, дааа...
Но один момент - очень наш, очень русский - в фильме есть. И это не какая-нибудь там мелочь в виде аутентичной надписи на заборе ;).
Главный герой, тот самый Вычислитель, устроил собственно звездец местной системе управления. Ну, весь софт накрылся медным тазом, а поскольку цивилизация высокотехнологичная, на этом у них счастливая диктатура Президента и закончилась. После чего Вычислитель обратился в Совет Обитаемых Миров с жалобой на Президента, добрые посланцы пришли, устранили остатки прежней диктатуры, и устроили новую - крепкую, продуманную, которую одним блэкаутом не возьмешь. Это проговаривается в конце, очень быстро, одним предложением, но после этого все сомнения отпадают.
Такое мог придумать только наш человек ;). В этом смысле Громов, бесспорно, является продолжателем русской культурной традиции. Подобный подход к решению вопросов мы видим в "Любимце" Булычева, да и много еще где. Притом эта идея видоизменяется; если даже в "Смерти этажом ниже", как и во многих тогдашних фильмах, даже не фантастических, самое главное для героя - доставить информацию куда следует, а там уже точно разберутся... то здесь мы видим новый виток этого экзистенциального отчаяния - НЕТ, не разберутся. Точнее, разберутся, но так, что...
Возникает вопрос - ну почему? Тот же вопрос я задавала насчет Левиафана, кстати. Культура влияет на реальность, и, между прочим, все, кто красочно изображает безвыходные, пораженческие сценарии, несет кармическую ответственность за то, что подлецы - наглеют, а хорошие люди - опускают руки и не борются.
То есть непонятно, что мешало создателям Вычислителя закончить по-другому: Вычислитель и Кристи вернулись в цивилизацию, в неразберихе приняли сторону трудящихся, словили пару пуль, не без этого, и ИЗМЕНИЛИ свой мир к лучшему.
Сами. Как смогли и как они понимали это.
На фига он в какой-то там совет миров поперся? Это наш собственный конфликт, сами разберемся, не маленькие.
То же самое насчет Левиафана - там, говорят, в качестве прообраза была взята история Марвина Химмейера. И тоже заканчивалась она по-другому - да, он проиграл, в своем случае не государству, а корпорациям. Ну, и что он сделал? Он зажег напоследок, сравнял с землей и обидевшей его завод, и половину города заодно. Это тоже ответ, здесь человек все-таки самовыразился.
Хватит воспевать обреченность и несамостоятельность, в общем.
|
</> |