Выборы, Пастернак, Фурсенко и бородавка на носу
Дмитрий Радченко — 06.02.2011
Теги: Зюганов
Фурсенко
Моя покойная бабушка со времен СССР больше никогда не ходила
на выборы. И ведь самые выборные были годы. Выбирали глав района,
мэров, депутатов всех мастей, президента. А она – не ходила. В
конце концов я, молодой студент, подсел к ней на лавочку и спросил
прямо – «Бабуля, а ты чего на выборы не ходишь?» Ответ меня
несколько озадачил – оказалось, что за местных она не проголосует
никогда, потому как всех их знает как облупленных, и все козлы, как
один. А в думу и в президенты – ей вроде бы нравился Зюганов, но –
у него бородавка на носу!
Все мои попытки выяснить, ЧЕМ именно ей нравился Зюганов,
разбивались о железобетонные аргументы типа «Зюганов – нормальный
мужик», а предложения в таком случае пойти и проголосовать за него
- точно так же дезавуировались знаменитой бородавкой.
Несколько позже, в конце девяностых, я в силу природного
любопытства постоянно приставал к родным и знакомым с расспросами
насчет их политических пристрастий и мотивов голосования. И в итоге
пришел к выводу, который ни на грамм не изменился за последующие 15
лет. Этот вывод суров и прост, как наша жизнь: «Россияне
голосуют сердцем. Поскольку голосовать иным способом у нас не
хватает мозгов и терпения».
Ни один из опрошенных не в состоянии был озвучить хотя бы
пару-тройку базисных положений из программы КПРФ, СПС, Яблока и
всех прочих партий и движений. Бог с ним, что у большинства партий
и кандидатов в программах все списано друг у друга, но хотя бы
что-то можно усвоить и запомнить? Что-то, кроме «Лужков – он за
москвичей» или «мне нравится, что они за народ». Что это такое, «за
москвичей»? С чем это едят? Как это понимать прикажете? «За народ»
- это за кого конкретно? Это точно, что за меня включительно? А
раньше разве не за народ были? А зачем вы голосовали? Ах, они тоже
за народ были? А остальные за кого были? Тоже за народ? А почему вы
именно за этих, а не за тех? И вот оно, до боли знакомое – «этот
старый, тот в очках, а у этого вообще бородавка на
носу».
Мозг в выборной, или если взять пошире – общественной,
ситуации не работает практически ни у кого. Хотя при этом каждый,
взятый в отдельности, в бытовых и профессиональных вопросах вполне
себе умный и развитой человек.
В чем тут дело? Думаю, психологами этот феномен достаточно
изучен. Поскольку он [феномен] прекрасно эксплуатируется в печатных
и электронных СМИ и на ТВ.
Хотите примеры – их есть у меня.
Вот, для начала, совсем недавняя истерия с 60-часовой рабочей
неделей. Только ленивый не высказался за рабочий класс и о том, как
его надо срочно защитить от жадного Прохорова и прочих олигархов из
РСПП, кои спят и видят, как бы им еще страшнее заэксплуатировать
несчастного пролетария. Мне сразу показалось подозрительным, что
Прохоров ведет себя как последний идиот и отваживается такие вещи
говорить вслух. Не поверите, неделю разыскивал текст этих
пресловутых «предложений». На всех сайтах взаимоперекрестные
ссылки, которые в итоге никуда не ведут, кроме как на сайт «Ъ» -
т.е. к забору, а на нем написано: «оказавшиеся в распоряжении
редакции поправки РСПП» - и далее вольный комментарий анонимного
корреспондента. Нашел я в итоге тексты, прочел. Совсем не об этом.
Никто никого не собирался эксплуатировать. И момент с 60 часами –
мельчайшая совершенно и не заслуживающая такого освещения деталь.
Все остальное истерическое – это результат незнания предмета, как
следствие додумывания, домысливания, в силу уже собственного
интеллекта и рассуждений с позиции «если бы я был олигархом». Как
говорится, «я Пастернака не читал, но я его осуждаю».
Вспоминается старый анекдот. Жена говорит по телефону с мамой.
Муж слышит разговор и говорит жене – «Не ври маме». Тут у жены
включается цепочка логических рассуждений. Так, «не ври» - значит
«не бреши», брешут у нас кто? – собаки, я собака – значит, я сука.
«Мама, а он меня только что сукой обозвал».
По-моему, точная иллюстрация любого «общественного
обсуждения» любой самой сложной проблемы.
Вы меня, наверное, давно хотите спросить, при чем тут
Фурсенко? А все дело в том, что все обсуждение вопроса новых
образовательных стандартов идет в точности в русле вышеупомянутого
анекдота. Проект стандартов, который я прочел – это 70 страниц
весьма замысловатого текста в PDF, в котором присутствуют и некие
новые смыслы и подходы, и так любимое нашими методистами «масло
масляное» (для желающих -
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100). За пару дней я
бы, наверное, смог сократить его раза в три без потери смысла, но
это лирика. Перейдем лучше к физике. А точнее, к сути
вопроса.
Итак, что мы (я здесь имею в виду тех, кто обсуждает
тему, не прочитав первоисточник) имеем сказать о проекте документа
под названием «Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования. Среднее (полное) общее образование» - далее по
тексту Стандарт?
Мы твердо убеждены, что Фурсенко желает оставить для наших
детей только 4 учебных предмета, причем явно нелепые, типа ОБЖ,
физры, знаний о месте Росси в мире и еще какой-то неизвестный
предмет. А все остальные математики и химии будут страшно
сокращены. В результате чего миллионы учителей пойдут по миру, а
дети станут совсем тупые, в точности, как этого хочет мировая
закулиса и прочая международная общественность.
Если кратко, то это все, о чем говорят на всех ток-шоу и пишут
во всех блогах.
Что заложено в Стандарте на самом деле? Попробуем тоже
«выжать» из него некий краткий смысл.
1. В обязательной части образовательной программы старших
классов теперь будет четыре строго обязательных предмета: «Россия в
мире», ОБЖ, физкультура и индивидуальный проект.
2. Еще шесть или семь предметов ученик будет набирать из шести
групп, причем из каждой группы может быть выбрано не более двух
предметов. Группы такие: 1) русский и литература; 2) иностранные
языки; 3) обществознание, история, география, экономика, право; 4)
математика и информатика, алгебра и начала матанализа, геометрия;
5) естествознание, химия, физика, биология и экология; 6) предмет
по выбору.
3. Все эти четыре обязательных предмета и шесть или семь
предметов по выбору — это лишь 40% всей программы. Остальные 60%
формирует сама школа, исходя из существующих и формируемых ею
приоритетов.
Получается, что будущему лингвисту в соответствующем лицее
будет позволено до 60% времени заниматься любимыми предметами –
английским, французским, турецким, арабским, китайским, но при этом
все равно обязательно придется выбрать один иностранный язык,
литературу, экономику, математику, биологию. Если школа не
специализируется на чем-то конкретном, то 60% предметов будут
распределены между любыми предметами из общей программы.
С моей точки зрения, в целом логично и свежо. Хотя, какое, к
черту, свежо? Я закончил в 1988 году физико-математическую школу. У
нас в 9-10 классах математика и физика составляла минимум 4 часа в
день, не считая внеклассной работы и домашних заданий – 90 задач в
месяц - вынь да положь. При этом, конечно, нам никто не отменял ни
биологию, ни инъяз, ни литературу, ни физкультуру, ни НВП. Но
отношение наше к этим предметам, равно как отношение преподавателей
по этим дисциплинам к нам – физматам, было абсолютно
соответствующее. Т.е. «галопом по Европам» - и всем по четыре. Кто
на медаль – извольте постараться на пять.
Вывод из прочитанного однозначный – никакого ужаса и
катастрофы стандарт в себе не несет. Я, правда, не совсем
представляю, как будет организована вся эта процедура составления
индивидуальных учебных планов. Я не школьный методист. Но думаю,
это дело решаемое при должных усилиях.
Единственное, чего боятся миллионы «не читавших Пастернака»
политиков, «экспертов», учителей и родителей – это изменения
привычного уклада жизни. Боязнь изменений и страх не вписаться в
новые формы жизни – это неотъемлемая черта безграмотных и
неинформированных масс населения.
Так что бояться нужно не того, что дети вырастут
тупые, а скорее того, что мы, несмотря на нашу прекрасную советскую
систему образования, выросли отчего-то неумными, косными, зажатыми
и забитыми, пугливыми, ничем не интересующимися, не воспринимающими
свежие мысли, оперирующими исключительно навязшими в зубах штампами
и догматическими предрассудками. Того, что вместо огромного и
красочного мира мы видим только серый бетонный забор за окном, а
вместо идей и мыслей находим простую и такую понятную бородавку на
носу.