Выбор по-советски.
zina_korzina — 29.02.2012- Во времена товарища Сталина были актуальны белозубые спортсмены
с нордическими вихрами и крепкими запястьями. ГТОшники никого не
обманывали - они честно и открыто пели: «...Как невесту Родину
мы любим!... Первым делом, первым делом - самолёты... Ну а
девушки?» А девушки - с веслом. Потому что эталонные сталинские
Помоны, Флоры и Цереры тоже любили сначала Родину и товарища
Сталина, а уже после этого - своих ОСОАВИАХИМ-овских Аполлонов.
Смотрите - эталон выбирает для себя такой же эталон. Героиня
Л.Орловой в фильме «Светлый путь» должна ещё подтянуться к своему
небожителю-инженеру - выучиться, стать ударницей, получить орден,
нарядиться в бальное-золушкино-платье, пролететь над махиной ВСХВ,
а потом уже... Потом уже инженер. Или, к примеру, передовой
тракторист Павло из фильма «Богатая невеста». Он искренне
разочаровывается в красавице Маринке, узнав, что у неё мало
трудодней. Ну мы-то с Вами понимаем, что это - козни некрасивого
счетовода, путём приписок убавившего Маринке «градус» её
привлекательности. Но сама постановка вопроса!
- Отрывок из кинофильма «Случайная встреча».
- Что интересно, но в эпоху Оттепели киношные любовники тоже
подбирали себе ровню. В моду вошли простые, как хрущевские
квартиры, девочки с косичками. Катя Иванова (она же «Девушка
без адреса») - одна из многих. Её даже берут в манекенщицы именно
поэтому - она такая, как все - средней привлекательности, среднего
таланта. Но ужасно милая. Как и тот, кто её ищет - Паша с говорящей
фамилией Гусаров. Да, Коля Рыбников - гусар хрущевских новостроек.
Его персонаж, правда, уже в другом фильме, поёт песни на стихи
другого гусара - Дениса Давыдова. В «Девчатах» он же спорит с
товарищем, что покорит недосупную и принципиальную Тоську (почти
как виконт де Вальмон). Антиподы девочек-хрущёвочек - красивые и
порочные девицы, умеющие носить стильные юбки в обтяг. В «Высоте»,
как раз, из такой «королевы танцпола» (совершенно не нужной для
хрущевской кухни) рабочий Пасечник воспитывает то, что ему (и
обществу) нужно - простую девушку. В «Сверстницах» таким же манером
(любовью, только любовью!) перековывают стилягу Светочку. Кстати, в
этом же фильме показывается, что быть актрисой - это не самый
лучший выбор - положительная, но «мажорная» девушка Кира в конце-то
концов признаёт, что игра в театрах - это для единиц, а её путь,
видимо, попроще. Будь проще и люди к тебе потянутся!
- Отрывок из кинофильма «Девушка без адреса».
- В 1960-х снова начались поиски идеала - физик-ядерщик брал в
любовницы «лучшую девушку в СССР», правда, вот профессия у неё
была не самая эталонная - стюардесса. Но это как посмотреть, ибо
она, как немногие в этом мире, близка к небу, а небо для настоящего
шестидесятника - это преддверие Рая, то есть Космоса. Эталонные
люди должны быть непременно оторваны от быта - им не нужны
квартиры, премии, и, по-моему, даже деньги. Они живут в ожидании (в
активном ожидании) Коммунизма и уже сейчас хотят жить без денег,
квартир и...прочных связей. Впервые на экране нам показывают яркие
адюльтеры положительных героев. В удивительном фильме «Любить» есть
сцена, где мужчина и женщина целуются просто так - потому что
приятно. И свободно говорят об этом. Эталонные люди живут ради
высокой цели, а к своей «постели» относятся с известной долей
шестидесятнического юмора. Физики шутят над лирикой. Что интересно,
в фильмах показывали, что мужчина-то гений, а женщина должна всего
лишь понимать. Не физику, а именно - физика. При этом она может
быть глупой в научной области. Как ни странно, но мир 1960-х - это
мужской мир. Мужчина - гений. Женщина - Брижитт Бардо. Недаром
именно эта недалёкая, но очень хорошая женщина была так популярна в
СССР.
- Отрывок из кинофильма «Любить».
- В эпоху Застоя люди принимаются хватать всё, что дают,
как будто муж (или жена) должны присутствовать в квартире, как
мебель формата «стенка», чешский хрусталь или чеканка «Писающий
мальчик» на двери сортира. Поиски жены / мужа ведутся под негласным
лозунгом: «...Чтобы найти кого-то...» Именно как в этой
песенке из фильма про то, как неказистая начальница полюбила
неказистого подчинённого. Она ждала кого-то, вот он и нарисовался -
безо всякого белого коня и даже без перевыполненных плановых
заданий, а с двумя малолетними бандюганами и отвратительным отчётом
по части лёгенькой промышленности. Раиса Захаровна от тоски прыгает
на голубевода Вася Кузякина. Великовозрастная общественница Надька
Клюева не без тоски в глазах «выбирает» офисного звездуна Володю. А
он при всех своих гаджетах не менее уныл, чем остальные обитатели
конторы, включая того тихушника, с которым пожухлая дева играется в
настольный теннис. И даже в выборе классической героини - Ларисы
Огудаловой - есть обречённость «застойной» невесты. Карандышев -
это и есть «итог» всех на свете Надек Клюевых и Надек
Шевелёвых.
- Отрывок из кинофильма «Самая обаятельная и
привлекательная».
Доктор Лукашин - Новосельцев - Карандышев - единая линия с одним и тем же лицом. Но самый феерический в этом отношении кинороман - это «Влюблён по собственному желанию». Выпивоха и толстуха, не скрывая омерзения друг к другу, всё равно оказываются в койке. Через какое-то обречённое «Не хочу!». Да. Они стараются перековаться, стать лучше, понравиться наконец-то - даже не друг другу, а самим себе. Но я не верю в эту историю, потому что она тосклива. В ней есть то самое истеричное желание «...найти кого-то...» и жить с кем-то. Что интересно, киношные героини прямо-таки шарахаются от высокоранговых самцов - Зимняя Вишенка по имени Оля отказывает во взаимности умному красавцу-фирмачу и ждёт милостей от неказистого женатика, у которого и машины-то путной нет! Не говоря уже о совести. Оля произносит великолепную фразу, полностью соответствующую настрою эпохи: «Семья, она как Родина, просто должна быть! Иначе в жизни нет никакого смысла!..» Заметим, что Родину не выбирают. А жениха? Ну да, ну да. Чтобы найти кого-то. С кем-то, кто-то, зачем-то. Никакое, зато своё и тёплое. Мужчина-тапочки, женщина-халатик. Зачем нужен импозантный Ипполит, когда можно приголубить милого и поющего про тётю? Зачем хорошие, если есть плохие?
- Отрывок из кинофильма «Влюблён по собственному
желанию».
- Если посмотреть на это несколько шире, то становится ещё
интереснее - пока советский человек ощущал себя самым лучшим и
самым передовым на планете, ему показывали эталонных или хотя бы
пригодных для жизни самцов и самок (sic!). Как только началось
нытьё-вытьё и голодные глаза в сторону джинсов и колбасы, всё!
Явились понурые тихушники и жирные библиотекарши в уютных
тапочках...
|
</> |