Вы с ума посходили, что ли?
Людмила Ирикова — 04.04.2012 «Пусси» — хулиганки, но это не повод объявлять «крестовый поход»Несколько плохо воспитанных девочек, которые называют себя группой «Пусси райот», решили потанцевать в храме Христа Спасителя.
Этих девочек явно плохо воспитывали родители, потому что, конечно,
по Конституции у нас тут полная свобода и демократия и танцевать можно
где угодно, но есть еще правила приличия. В Конституции о правилах
приличия ничего не сказано, видимо, считается, что у граждан есть голова
и воспитание. Но оказалось, что у этих девочек и с тем, и с другим
проблема, поэтому они поступили таким безобразным и хулиганским образом.
Естественно, их арестовали и препроводили.
Нужно ли их было арестовывать или нет — это сложный вопрос. С одной
стороны, если бы они танцевали в ночном клубе, то вряд ли. Но они
танцевали в главном православном храме, да еще и на алтаре — а это
не каждый день встречается. И, скажем прямо, эти девушки танцевали там
именно для того, чтобы привлечь к себе максимум внимания.
Вот они его и привлекли — отпустить их домой, пожурив и потрепав
золотистые кудри, было бы в этом случае явным нонсенсом, потому что
православные очень сильно обиделись, причем справедливо. Ибо хотя
церковь у нас и отделена от государства, но уважать ее надо, иначе
получается абсурд: обольет какой-то идиот икону краской, его арестуют
и станут судить. А он заявит на суде: «Я вообще-то атеист, и ваша икона
для меня просто кусок дерева, поэтому скажите, сколько это дерево стоит,
и я заплачу».
Формально этот негодяй будет прав, но по сути, безусловно, нет,
потому что церковь — это институт духовный, институт веры, а веру
другого человека надо уважать. И это уважение в нашем обществе всегда
существовало, даже в советские времена. А в нынешней России вот это
хрупкое равновесие между верующими и атеистами хорошо сбалансировано,
поэтому поступок девиц из «Пусси райот», возмутительный и хамский,
конечно, требовал морального и юридического осуждения.
Ну, моральное осуждение случилось по полной программе: необходимые
слова сказала церковь, но не только она. На неприемлемость подобного
поведения указали представители интеллигенции, отозвались представители
других конфессий.
Что касается стороны юридической, то тут, конечно, все должно быть
в соответствии со светским российским законом, потому что с точки зрения
церкви за подобное святотатство девицам и головы на Лобном месте
отрубить было б нелишне. Но, думается, стороны обвинения и защиты придут
к более приемлемому и адекватному наказанию...
Так думалось мне, обычному гражданину, который сожалеет о поступке
этих девиц, но желает, чтобы весь этот неприятный скандал побыстрее
закончился.
Мне так думалось. Мне так хотелось.
Но...
Но вокруг этой истории стали происходить удивительные вещи, которые
собственно к «Пусси райот» никакого отношения не имеют. А имеют прямое
отношение к политике, хотя эти удивительные вещи и политикой назвать
трудно.
Неожиданно всплывает история с квартирой патриарха в Доме
на набережной, а пресса вспоминает, что у него на руке красовались часы
за миллион долларов. Я намеренно не пересказываю эти истории, я просто
не хочу повторять их неприятные подробности, ибо уважаю святейшего,
ведь он, как и любой другой, имеет право не быть беспричинно оболганным.
Однако главное необходимо сказать честно и откровенно — истории
вокруг патриарха всплыли в прессе именно как ответная реакция
на беспрецедентное давление церкви, чтобы «примерно» наказать
танцевавших девиц, нарушивших «священные моральные устои». И СМИ как бы
задавали вопрос: «Церковь-то священна и непорочна, но непорочны ли те,
кто требует неадекватного наказания для простых хулиганок?»
Это был важный момент, когда руководству РПЦ нужно было принять
адекватное решение, и оно, это решение, могло быть только одно: церковь,
согласно Конституции, доверяет светской власти найти адекватное
наказание для хулиганок, однако прекращает давление. У себя же, внутри
церкви, она также находит какое-то наказание — от запрета на месяц этим
девицам посещать храм до полного их отлучения. И подобное решение
позволило бы всем выйти из этой ситуации, не потеряв лицо.
Однако администрация РПЦ принимает совершенно невероятное,
умопомрачительное решение: танец девиц и история вокруг патриарха
объявляются фактически акцией против церкви как таковой, походом против
православной веры. И вот тут-то для описания дальнейшей ситуации пора
перейти на вполне бытовой язык, без всяких расшаркиваний и приседаний.
Конечно, у администраторов РПЦ был заразительный пример, когда
избранный президент призывал россиян «умереть под Москвой», выдавая
угрозу своего неизбрания за угрозу распада России. Видимо, РПЦ решила
воспользоваться этой же моделью — «одним махом семерых убивахом», когда
под крики об атаке на церковь — атаке, которой нет, — можно будет решить
и все сопутствующие вопросы.
И вот уже церковный пиарщик Кураев рассказывает душераздирающие
истории, как какие-то идиоты врывались в церкви с хулиганскими целями.
И хотя дело происходило в разных городах и в разное время, Кураев делает
вывод: «Все это — слагаемые одной кампании против православия и Русской
православной церкви».
Я отдаю должное Кураеву, который находит заговор там, где
им и не пахнет, однако дело движется дальше, и мы узнаем о том, что
Московский патриархат созывает верующих на «стояние в защиту веры» под
предлогом того, что «что антицерковные силы опасаются усиления
православия в стране».
Конечно, «стояние в защиту веры» — это внутреннее церковное дело,
а мысль о том, что кто-то «опасается усиления православия», — это,
казалось бы, частное дело церкви, отделенной от государства. Однако это
только так кажется, потому что, сказав «а», церковные пиарщики должны
будут сказать и все остальное.
Собрав верующих в храмах, им придется назвать этих самых реальных
врагов церкви. А если они не будут названы, то РПЦ как бы сознательно
отпускает верующих в свободную охоту за врагами, благословляя их на свое
собственное определение, кто враг, а кто нет.
Понятно, «врагами» церкви будут названы люди, которые вне церкви. Это
будут журналисты, которые пишут о церкви, которые задают неприятные
вопросы, и те, кто требует, чтобы история с танцующими хулиганками
закончилась по суду, а не по церковному желанию.
Как бы красиво ни определяли пиарщики то самое «стояние», но де-факто
впервые в современной истории РПЦ соберет свою паству, чтобы публично
назначить ее врагов. Понимает ли РПЦ, на что решается и что может
развязать в стране?
Я уже не вспоминаю сейчас о всяческих «прощениях», на которых
вроде бы должна стоять христианская церковь, — видимо, об этом, имея
дело с РПЦ, отныне нужно прочно забыть. Разговор идет просто о здравом
смысле и настоящей опасности, когда церковная власть собирается пойти
против светских граждан, собираясь тех, кто думает иначе и задает
неудобные вопросы, объявить врагами.
Подобное поведение кажется невероятным, потому что работает именно
против церкви — завтра СМИ будут с юмором писать, что «церковь собирает
стояние в защиту квартиры и часов патриарха», а «Эмнисти Интернейшнл»
уже признала «Пусси райот» «узниками совести»!
Да бред это всё! Никакие они не «узники совести» — они обычные
хулиганки, но их поднимают на щит именно администраторы РПЦ, делая
из них героев.
И сейчас именно администраторы РПЦ своей агрессией и давлением мешают
не только провести над хулиганками нормальное следствие и суд,
но и подставляют Кремль, под носом у которого на ровном месте назревает
небывалый конфликт с непредсказуемыми последствиями.
А отсюда вопрос ко всем действующим лицам:
Вы с ума посходили, что ли?!
материал:
Матвей Ганапольский
газетная рубрика:
СВОБОДНАЯ ТЕМА
теги:
рпц, pussy riot
|
</> |