Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха?

топ 100 блогов petrus_paulus29.01.2023
Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха?

Сейчас странные времена. Смех сквозь слёзы стал обычным явлением, хотя раньше преобладали слёзы от радости. Безусловно, в нынешние времена эти самые слёзы радости никто не отменял, но смех сквозь слёзы стал преобладать. Как в кино. Порой смотришь фильм и не понимаешь — плакать или смеяться. Фарс, перерастающий в гигантскую трагедию, через несколько мгновений вновь оборачивается фарсом. А в конце ещё более гигантской трагедией...

Кинематограф довольно часто подбрасывает зрителю такие вот нежданчики — вроде всё весело и задорно, а в конце рыдать хочется. Один из признанных мастеров такого кино — Эмир Кустурица. Только давайте сразу без старческого брюзжания про его «бездарность» и «однообразность». В истории кино есть понятие киноязыка, который дарован далеко не каждому режиссёру. Этот дар был пожалован свыше Миклошу Янчо, Федерико Феллини, Кире Муратовой, Питеру Гринуэю, Ингмару Бергману и Жану-Люку Годару. Опознать авторство их работ можно всего по нескольким кадрам, выдранным хоть из середины фильма. Таким же даром пожаловали Кустурицу. И совершенно неважно, принимаете вы его киноязык или нет — на значении творчества и художественной ценности произведений этого режиссёра это абсолютно никак не отражается. Его первые работы больше про трагедию с минимумом фарса («Папа в командировке», «Помнишь ли Долли Белл?», «Время цыган»), а дальше — про трагедию через космический фарс («Подполье», «Чёрная кошка, белый кот»). Как в комнате смеха — приходите и начинаете смеяться как ненормальный, а потом, на выходе, осознаёте, что увидели свою сущность — кривые зеркала вынимают наружу все ваши грехи и несовершенства, всё то, что вы так старательно скрываете не только от окружающих, но и от себя самого. И от этого хочется просто белугой реветь.

Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха?

Перенос театральной пьесы на киноэкран — дело привычное. Чуть ли не каждый третий фильм имеет литературно-сценическую основу. А вот как обстоит дело с наоборот? Да не очень! Крайне редко случается, когда фильм перекладывают для театральной сцены — таких примеров раз-два, и обчёлся. В московском Театре на Таганке решили пойти на такой вот эксперимент — фильм Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот» теперь можно увидеть в виде спектакля. Нет, даже в виде настоящего циркового шоу! Потому что просто разыгрывать сценарий фильма на сцене стало бы банальным. А цирк... Мы же так редко там бываем)). Только те, у кого дети есть или внуки, и то раз в энное количество лет. А здесь — настоящий цирк с клоунадой и акробатикой. Потому что все персонажи — клоуны, а некоторые ещё и акробаты. Клоунское искусство, как известно, одно из сложнейших. Поэтому актёрам Таганки, занятым в спектакле, пришлось выполнить сложнейшую задачу — на два с половиной часа стать настоящими клоунами. Не тупыми кривляками с шуточками ниже пояса, а трагическими актёрами, способными через фарс рассказать о настоящей любви, подлом предательстве и большой дружбе. К кино отсылали не только музыка Горана Бреговича и имена персонажей фильма Кустурицы, которые сохранились неизменными, но и намёки на кино другое, легендарное — «Касабланку», «Криминальное чтиво» и «Матрицу».

Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха?

Забабахать на театральной сцене цирк с клоунадой — задача наидерзейшая, и, потому, фантастически сложная. Я, например, как-то смотрел оперу «Волшебная флейта» в постановке мегазнаменитого режиссёра Ахима Фрайера, где всё действие было помещено в цирк, за право обладать которым боролись два его совладельца, бывшие муж и жена — Зарастро и Царица Ночи. Все персонажи стали клоунами, а действие развивалось на цирковой арене. Но Моцарт писал не об этом... Поэтому спектакль не получился. А Кустурица свой фильм снимал как раз об этом, поэтому шоу режиссёра Юрия Муравицкого и его команды так органично выстлалось по цирковой арене, с парадом-алле в начале и с песней про Кустурицу «Братьев Грим» в конце. Кроме потрясающей работы актёров, сумевшими стать настоящими, профессиональными клоунами и акробатами, невероятно важно наличие на сцене живого оркестра, под цыганский аккомпанемент которого и разворачивается действие, и цветового решения, где преобладающие красный и золотой превращают зрелище не просто в настоящий балаган, а ещё и играют на восприятии зрителем — например, замена киношных подсолнухов на маки усиливает эффект от увиденного минимум в два раза. И ещё один важный момент. Как известно, клоуны делятся на белых и рыжих. Белые преобладают в спектакле. При этом белые однородны — они живут отдельными семьями и не перекрещиваются с рыжими. А вот рыжие с белыми очень даже перекрещиваются! И от рыжих даже очень родятся белые, чтобы потом опять произвести на свет рыжих! А это значит, что не всё в этой жизни потеряно — слёзы никогда не станут финалом нашего бытия. Потому что за ними всегда будет стоять здоровый и, главное, радостный смех.

Вы бывали когда-нибудь в комнате смеха?

Огромная благодарность Театру на Таганке за приглашение и возможность вновь оказаться в цирке, не забывая про кино! И я вновь услышал перед спектаклем, что фото- и видеосъёмка не запрещены, а очень даже разрешены и приветствуются)). Так что жизнь продолжается!

В посте использованы фотографии Юлии Васильевой (с)

(c) petrus_paulus

Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Церемония венчания князя Альбера II и княгини Шарлен проходит в Монако Церемония венчания 53-летнего князя Альбера II и 33-летней княгини Шарлен проходит в субботу в Монако. Облаченная в классическое белое шелковое платье от Armani с длиннейшим ...
Сегодня утром смотрел по каналу - History о фашистской Германии и развитии в ней еврейского вопроса, начиная с травли в СМИ и заканчивая "Хрустальной ночью" и отправкой евреев в концлагеря. После того, как Путин разрешил ФСБ стрелять по толпе, детям и женщинам стало страшно, ...
          В 1818 году, впервые был издан классический роман Мэри Шелли "Франкенштейн или современный Прометей". Причем произведение было издано под чужим именем - не особо в то время печатали книги женщин - писательниц.  А настоящее имя создательницы ...
Советский художественный фильм «Принц и Нищий» вышел на экраны 24 января 1943 года. В журнале Советский киноэкран № 7 от 01.06.1941 в статье «В двух ролях» (автор И. Русанов) рассказывалось о съемках фильма: «Новая картина, которую снимают в киностудии «Союздетфильм» режиссеры Эр. ...
Приехал приятель из Донецка в Паттайю. И устроил Украинскую вечеринку для нас. С собой он привез огромную суммку алкоголя и продуктов. При чем алкоголя было литров 10 и еще килограмма 3-4 еды. Стол собрали быстро и маленькой, но очень одержимой компанией начали все это дело употреблять. ...