
вход с собаками и собакам запрещен

Вход в господние покои для этих бесправных, совершивших потом по мере накопления подобных обид в России социальную революцию, которая ошибочно считается социалистической - вход для этих неграждан второго сорта тоже был специальным и отдельным.
В музее И.С.Тургенева, Остоженка 37, где в 19 веке жил и сам Иван Сергеевич с мамой - той самой злой взбалмошной барыней, описанной в повести Муму - бережно сохранили эту отдельную Дверку Герасима /правда, в реальной жизни дворника, бросившего московскую жизнь и ушедшего пешком работать крепостным крестьянином в родную деревню, звали Андреем: писатель изменил имя, оберегая право глухонемого прототипа на уважение к его прайваси/, и её показывают экскурсантам

мы видим и мемориальную тропинку, которой Андрей-Герасим возвращался домой из магазина, где покупал себе кефир Домик в деревне /по сельской жизни он скучал и ностальгировал/, багет и фунт тамбовского окорока, а также собачке Royal Canin и мясные косточки.
Участок при доме был тогда намного больше нынешнего, так что и этот псевдоанглийский газон принадлежал Тургеневым.
На двери объявления; "Герасима нет дома: убыл по месту регистрации" и "Просим миску и кроватку Муму руками не трогать".
Сохранились и дверные звонки:
Герасим
прачка Таня
Варвара Петровна
Иван Сергеевич

как видим, черный ход был не только для прислуги, но и для почтальонов, нижних чинов полиции и даже товарищей Тургенева по университету /корпуса которого располагаются неподалеку на Моховой/, приходивших позвать однокурсника попить пива: спрашивать "А Ваня выйдет?" им приходилось не с улицы, а через заднюю дверь.
Это обижало будущего писателя - вот почему он и изобразил матушку такой сумасбродной барыней, доживавшей последние годы своей скупой и скучающей старости.
Если по территории усадьбы свободно ходила вся челядь - а барскую семью, кроме дворника и прачки, обслуживало еще много людей - внутренний дворик непосредственно за домом был огорожен, и там могли гулять только господа /что, как уже сказано выше, и привело к потрясениям 1917 года - и это неплохо бы помнить нынешним хозяевам жизни, огораживающим и запирающим для исключительно личного пользования общественные пространства и территории/.
Вход туда собакам и с собаками был категорически запрещен, вот почему мамаша так возмутилась, когда ей на глаза попалась Муму, очень некстати пробравшаяся проведать подметавшего дорожки любимого хозяина.
Предупреждающий знак до сих пор висит на облупившейся от времени ограде

Столбик со знаком обновляют и подкрашивают, а тот, что левее, оставили, как есть, чтобы показать, как плохо и бедно жили в России до революции.
Серый дом слева - для всей остальной челяди, кроме Герасима, Татьяны [и ее сестры Ольги]. Цвет сохранен для напоминания о серости и беспросветности жизни трудящихся. Гулять по садику, как уже говорилось, бедным людям запрещали: выйдя из двери, они обязаны были проходить по этой серой дороге через ворота прямо к месту работы.
Беседка-ротонда справа - летний рабочий кабинет Ивана Сергеевича, именно там он создавал свои произведения. Электропроводки тогда не было, фонари в саду поставили уже при Николае II кровавом, так что ноутбук писателя работал от ручного генератора, который крутил не отвлекавший разговорами дворник - тогда-то Тургенев и проникся к нему особой симпатией.
Конечно, то распоряжение Варвара Петровна отдала, что уж говорить, совершенно варварское, потрясен тогда был и сам Тургенев.
Однако узнав, что его мать скончалась, прислал из Франции денег на создание и открытие памятника

к сожалению, увидеть его сегодня могут немногие: обычно ворота, через которые я вошел во внутренний двор, заперты.
Я и сам воспользовался этим редким случаем, но пофотографировать успел немного: из-за зарослей, что позади скульптуры, вылез сильно широкоплечий мужик двухметрового роста с увесистой метлой, начавший гневно мычать и теснить меня пузом к воротам, а выпихнув наружу, прикрыл створки и повернул в замке ключ.
После чего, успокаиваясь, вернулся к статуе, присел на корточки, потрепал бронзовую собаку по голове и вновь скрылся за этим плющом или диким виноградом.
Дом в глубине справа построили относительно недавно, в прошлом веке, а прежде до самой Москвы-реки тянулись тургеневские же огороды - так что купаться с собачкой Герасим ходил по их дворянской земле, здороваясь приветственным помахиванием с гусями, а плавали саженками и ныряли друзья на траверзе Центрального дома художника.
Закончу хорошей новостью. Изучившие недавно маршрут героя повести с Остоженки в деревню обнаружили, что рядом с глубоко вдавленными в асфальт окаменевшими следами исполинских лаптей уже на выходе из Москвы появляется и бежит рядом цепочка следов небольшой собаки.
Ученые пришли к выводу, что дворник вынес питомицу в рюкзаке, выпустил её за МКАД - и дальше в их домик в деревне человек и Муму пришли и стали там жить вместе.
Драматическими же подробностями историю обогатил сам Тургенев: обычное дело для писателей и журналистов.
К тому же, толчок к работе его фантазии дали реальные события: именно там, напротив ЦДХ, купавшаяся в речке прачка Таня упустила свой любимый мячик, и это сильно расстроило дворника - и глубоко запало в душу и память автору романа "Отцы и дети"

|
</> |
