"Вьетнамский букварь" Дэвида Хакворта. (9) Контроль тропы
bravo055 — 08.01.2024Можно до бесконечности твердить о недопустимости использования американскими войсками троп во время передвижения, делая акцент на повышенной опасности захвата врасплох и засад, но эти высказывания не меняют и не изменят реальности того, что более половины времени, пока американский пехотный взвод или рота передвигаются, они будут идти по тропам либо всю дистанцию, либо какой-то ее участок. В таком районе, как Железный треугольник,[1] если речь идет о сухопутном передвижении вообще, тропы неизбежны; альтернативой является только передвижение на сампанах и по рекам. Заросшие кустарником и лесом равнины, примыкающие к шоссе №13, покрыты сетью пересекающихся троп, причем на одном акре земли может быть до пяти перекрестков. Передвигаться по такому участку, не попав на тропу, просто невозможно.
«И что в этом плохого? Именно там мы и находим ВК», — аргумент, в пользу которого говорит элементарная логика. Но это при условии, что при передвижении по тропе будут скрупулезно соблюдаться максимальные меры безопасности. Какие из этих мер окажутся наиболее эффективными в тех или иных условиях — вопрос спорный, требующий уточнения и стандартизации, прежде чем превратиться в уставные положения. При нынешнем положении дел молодой пехотный командир нащупывает свой путь и принимает решения эмпирически, в зависимости от различных факторов, оказывающих давление на него.
У командира пехотной роты, которая не выстраивается в колонну, а формируют более широкий боевой порядок для передвижения в условиях вероятной встречи с противником, снова нет твердых уставных указаний. Принятые боевые порядки широко варьируются, а аргументы, приводимые в пользу некоторых из них, совершенно неясны. Внутри одного батальона для преодоления одного и того же участка местности будет применяться столько же схем, сколько в нем рот. Если разумно предположить, что должен существовать единый оптимальный порядок построения, который наилучшим образом обеспечивает безопасность основных сил подразделения при передвижении, то позволять делать это шестью различными способами вряд ли разумно.
Ширина «основных» или «скоростных» троп во вьетнамском подлеске в среднем не превышает 3 1/2 фута, за исключением перекрестков. Когда подразделение идет по тропе через густой кустарник, у него нет альтернативы построению в колонну. На практике, рабочая дистанция между головным дозором и головой основных сил должна варьироваться в зависимости от характера местности и от того, насколько далеко можно просматривать вперед местность. Во Вьетнаме, как и почти везде, чем ровнее земля, тем прямее тропа; если же местность пересеченная, то и тропы извилисты. Если условия наблюдения позволяют, первые разведчики должны находиться на удалении 20 и 10 метров от головы головного дозорного отделения. Чтобы обеспечить постоянную бдительность, головное отделение должно меняться каждый час. При каждой смене оно делает «крюк» до тех пор, пока не подойдут основные силы, — хотя такой способ не практикуется, если колонна приближается к пересекающей его маршрут тропе или руслу ручья, или выходит к какой-либо населенной местности. Когда место перехода через ручей или тропу оказывается в зоне видимости, разведчики (включая головное отделение) приступают к его проверке, после чего докладывают об этом основным силам. Самый верный маневр — охват вперед через подлесок с обоих флангов, который должен блокировать место перехода на достаточную глубину, и не допустить любую засаду.
Если основные силы во время передвижения сблизятся с головным дозором в пределах видимости, это не создаст дополнительной опасности, при условии, что колонна выждет время и сохранит интервал, однако во время такой остановки любая попытка ядра сформировать частичный оборонительный периметр приведет лишь к скоплению личного состава. В зависимости от условий местности, видимости и других факторов, замыкающий военнослужащий головного дозора может находиться на удалении от 200 до 50 метров впереди первого солдата головного взвода. При дистанции менее 50 метров, ценность головного дозора с точки зрения обеспечения охранения снижается. Вьетконг пропустит головных разведчиков мимо засады, чтобы атаковать головной дозор, или пропустит сам дозор, чтобы атаковать основные силы подразделения, тем самым удвоив замешательство в колонне. Двойной охват вперед головным дозором снижает опасность для всех.
В отличие от колонны, которая идет через высокую слоновую траву или по тропе, где берега или кустарник по обе стороны обеспечивают укрытие для врага, угрозу фланговой засады на колонну, идущей по тропе в джунглях, ограничивает сама природа. Кустарник слишком густой, чтобы вести огонь по тропе; сектор поражения минами «Клеймор» или сектор ведения огня из пулемета будет слишком коротким; слишком мало целей окажется в пределах досягаемости одного вида оружия. Интервал между отделениями в 5-10 метров — не мешающий передвижению — повышает безопасность марша.
При круговом охвате с целью проверки предполагаемого места засады, разведчик должен поддерживаться пулеметчиком, которого лучше всего располагать на позиции 2-го номера в дозоре. Альтернативой этому маневру может быть огневое прочесывание пулеметчиком кустарника впереди; если подлесок очень густой, с этой задачей лучше справится гранатомет M-79. Радиотелефонист находится с замыкающим военнослужащим дозора, который выполняет функцию связного, передавая информацию назад в случае неудачи.
Когда из состава колонны выделяется замыкающая группа, чтобы проверить, не выслеживает ли противник подразделение, то она должна отделиться от головной части основных сил и уйти в кустарник, не мешая движению последних. Ее маневр имеет S-образную форму, так что она автоматически занимает полноценную позицию для засады, а не является простой группой огневого блокирования.
Колонна движется вперед, проходя мимо замыкающей группы (это две огневые группы, с пулеметом в той из них, которая находится вниз по тропе). Головная группа открывает огонь, когда подразделение противника подходит к ней вплотную; задняя группа открывает огонь только в том случае, если противник отходит по своим следам (сдваивает след) или слишком многочислен для оружия головной группы.
Кроме нападения на транспортные колонны, противник, похоже, не использует засады с фронта и тыла, т.е. не применяет внезапный огонь из укрытия по голове колонны, чтобы ее блокировать, за которым быстро следует атака на ее тыл или середину. Кроме как вдоль опушки леса на просеке, «непроходимые» джунгли не дают возможности применять такую тактику нападения на колонну, передвигающуюся по тропе. Более благоприятным для замысла ВК и НВА является использование ими кинжального огня из укрытия по голове колонны на широком участке тропы. Это может быть огонь из автоматического оружия или управляемая по проводам мина. При таком применении, мощным оружием является их китайская версия мины «Клеймор», которую можно спрятать в дупле дерева или закрепить, предварительно замаскировав, в куче листвы. Мина устанавливается в управляемом варианте на протяженном участке тропы и представляет собой одну из опасностей при движении по ней.
Нет никакого предупреждения и последующих действий; это работа одного вида оружия. Во время операции «Эттлборо» одна мина «Клеймор», установленная на дереве, убила и ранила 26 человек, растянувшихся на сорокаметровом участке тропы. Мина сработала на расстоянии пяти метров впереди первого дозорного. Колонна быстро выдвигалась из-за срочности боя, и разведчикам не хватило времени, чтобы тщательно осмотреть местность. Только одному разведчику было разрешено пройти вверх по тропе за место установки мины. Очевидно, что боевой порядок — головной дозор и голова основных сил — был слишком плотно сомкнут. По широкой тропе они двигались так, что подставили под удар еще больше людей. Если бы они шли друг за другом, то каждый военнослужащий обеспечивал бы больше защиты тем, кто шел следом.
Периодическое использование «клеверного листа» или его варианта передвигающейся колонной должно быть стандартным порядком действий для полевых операций во Вьетнаме. Цель — прочесать ограниченную территорию вокруг базы во время привала или отдыха, а также перед тем, как войска организуют оборону места ночевки. Для такого кругового прочесывания могут высылаться четыре патруля/дозора на удаление от 100 до 500 метров. [2]
Среди возможных вариантов «клеверного листа» один имеет очевидные преимущества. Предпочтительный вариант, «вариант А», обеспечивает двойную проверку в разное время участка маршрута передвижения колонны как впереди, так и сзади, и позволяет в максимальной степени использовать боевой порядок подразделения. На всех этапах прочесывания он также подвергает меньшее по численности подразделение опасности быть захваченным врасплох из засады. Маневр «крючок», широко используемый австралийцами для организации засады на вражеские силы, преследующие одну из их колонн, по сути, представляет собой охват одной четверти полного «клеверного листа», состоящего из четырех петель. Обычно такой маневр выполняется по гораздо меньшему радиусу.
Когда патруль в составе роты или взвода прочесывает окрестности перед тем, как стать на ночь и организовать оборону, его приоритетами являются:
(1) Рубеж, охватывающий по дуге глубину продвижения на местности.
(2) Промежуточный участок местности, находящийся между периметром базы и посадочной площадкой, и
(3) Сектор, который считается наименее защищенным. В частности, если темнота неминуема, то отправке партий на поиск воды и размещению постов прослушивания предшествует оборудование позиций (то есть назначение секторов наблюдения и ведения огня, и размещение людей и оружия, но не обязательно окапывание).
Командиры дивизий и бригад на местах упорно утверждают, что меры предосторожности типа проведения «клеверного листа» патрулями или ротами, передвигающимися по пересеченной местности в поисках врага, предпринимаются всегда; та же история происходит и на уровне батальонов. Но анализ более ста операций, проведенных ротами на боевом уровне, показывает, что эта история очень редко подтверждается. Среднестатистический младший командир поддерживает этот принцип только на словах. Подобно тому, как вопреки всем табу используются тропы, в большинстве случаев разведка за пределами американской колонны, проходящей по ним, практически не ведется, несмотря на все предостережения. Ставшая почти привычной беспечность младших командиров объясняется тем, что многие начальники нечетко формулируют боевую задачу и не конкретизируют ее суть. Не следует говорить подразделению «проверить» определенный район или «провести патруль через джунгли и вернуться», — как будто это такая же простая задача, как выставить полицейского на пост. У каждого патруля должна быть определенная цель. Он рискует, чтобы что-то получить, поэтому ему нужно объяснить, что именно он должен получить. Захват пленных? Организация засады на врага? Разрушение моста? Оборудование тайников? Проверка местонахождения предполагаемого базового лагеря? Поиск признаков передвижения противника, но не вступая с ним в бой? Поиск выхода на тропу? Список возможных задач длинный, но если средний командир получит лишь общее указание, он выполнит его самым простым способом, а в девяти случаях из десяти это означает просто идти по тропе, и возможно, возвращаться он будет по той же самой тропе, по которой будет выходить. Если в самом начале ему скажут: «Быть на посадочной площадке “Ленивая зебра” к 18:00 для эвакуации», а он обнаружит, что на все про все ему отведено слишком мало времени, дверь для него будет открыта, и он все начнет все делать плохо. Командование должно обезопасить свой выходящий патруль от опасности попасть в ловушку, идя по одному и тому же старому маршруту.
[1] Район активных действий вьетнамских партизан, находившийся примерно в 40-ка км северо-западнее Сайгона. Условными вершинами «треугольника» были общины Бенсук, Бенко и Бенкат, которые образовывали почти прямоугольный треугольник, гипотенуза которого проходила по реке Сонг-Сайгон. Основным элементом партизанской инфраструктуры в этом районе был комплекс подземных сооружений (т.н. туннели Кути), размещавшийся по соседству с американской базой в городе Кути, в километре от нее через каучуковую плантацию и реку Сайгон.
[2] У нас такой вариант патрулирования называется «от себя к себе» или «вентилятор».
|
</> |