Вьетнам
watermelon83 — 04.05.2017 - и его проститутки. Т.е., в прямом смысле - уличные зарисовки и веселые женщины (на фотографиях кажется, что многие из них почти дети). 1969 г. и около него.Вьетнамская война - любопытный психологический пример поражения на ровном месте. Комары - одолели медведя! Хотя, конечно, на деле все обстояло не так однозначно.
Сперва комары одолели галльского петуха, сумев нанести французским войскам унизительное поражение в середине 50-х гг. Разделение Вьетнама на два государства стало фактом и, казалось, будущее будет развиваться по принципу соседней Кореи. Но этого не произошло. Покуда в условно западном Южном Вьетнаме шла внутриполитическая борьба (с переворотами, переходами от монархии к республике и т.п.), коммунистические северяне перешли к террору. Разумеется, не просто так, а потому, что южане не спешили объединяться с ними. Началась кампания убийств, постепенно переходящая в настоящую войну. К середине 60-х северовьетнамские партизаны, которых официально на Юге не было, уже открыто атаковали южновьетнамские регулярные войска.
Кеннеди отправил туда вертолеты (они стали символом и одним из самых успешных западных инструментов этой войны) в 1961 г., с тех американское участие в кампании неуклонно росло вплоть до начала 1970 гг.
Но настоящая американская война началась только при лишенном вдохновения президенте Джонсоне. Он всецело положился на расчеты умников из штаба Кеннеди и с 1964 г. солдаты США начали прямые боевые действия против Северного Вьетнама. Прямые, да не прямые - только на территории Южного Вьетнама. Для Северного война означала лишь постоянные бомбардировки принуждения к миру, как сказали бы сейчас. Эдакая доктрина Дуэ в идеальных условиях.
Между тем, американская пехота пыталась помешать северным партизанам переходить разделительную полосу. У них не вышло, точнее после первых усилий (и успехов) потребовались усилия новые, а на подобное никто не рассчитывал. Если постепенно выросшей до 500 т. человек американской группировки было недостаточно для победы, то о какой цифре вообще могла идти речь? Военные (о, конечно) требовали или новых ресурсов, или разорить гнезда, т.е. атаковать Северный Вьетнам, но это (сперва по политическим, а потом уже и по военным причинам) было невозможным. Оставалось надеяться, что Северный Вьетнам истощится раньше.
И он действительно истощался. Собственно говоря, в военном отношении американцы выиграли все битвы, без исключения. Но своеобразное окопное сидение в джунглях, без видимой перспективы и постоянными угрозами со всех сторон, постепенно деморализовало войска. Наркомания стала одним из символов морального поражения в войне, другим был явственный провал попыток стабилизировать жизнь гражданских на Юге: южновьетнамская власть так и не обрела необходимой стабильности, до конца войны оставшись обузой, а не подспорьем в борьбе. На бумаге у южных вьетнамцев были сотни тысяч хорошо вооруженных солдат, но на деле толку от них было немного. Не лучше обстояло положение и с простыми жителями, терроризируемыми красными партизанами и американскими защитниками. Кроме того, американский народ устал от войны, в которую его втянули постепенно, на каждом этапе обещая быстрое решение. Теперь за это приходилось расплачиваться практически единодушным отрицательным отношением к участию американских солдат дома - это, во многом, и повлияло на самоограничение американских военных целей, самоограничение нарушавшее основы стратегии и ставшее настоящей причиной поражения в войне.
Попытка действовать верно, т.е. вторгнуться в Камбоджу, привела к таким вспышкам недовольства дома, что была почти сразу свернута. Более того, красные быстро обнаружили болевую точку и принялись организовывать дорогостоящие и провальные (с военной точки зрения) операции, поставив себе целью нанести американским войскам неприемлемые потери. На уровне стратегии это оказалось абсолютно верным решением - к 1969 г. новая администрация Никсона была сыта по горло этой войной и участием в ней своих солдат. Пусть вьетнамцы защищают себя (от других вьетнамцев) сами. Начался постепенный вывод американских войск из страны, завершившийся к 1973 г.
После этого песенка Южного Вьетнама оказалась спетой - за два года ее вооруженные силы попросту распались в серии сражении, окончательно деморализовавших южан. В 1975 г., с падением Сайгона, все было кончено. Потери красных вьетнамцев составили около миллиона военных и, возможно, вдвое большее число мирных. Южные азиаты утратили около четверти миллиона своих солдат и неустановленное число гражданских. Наконец, американцы потеряли от 40 до 60 т. человек убитыми, еще 5 т. оставили в джунглях союзные корейцы. И несколько сотен человек отдали другие союзники США на Тихом океане. СССР, участие которого в войне было значительно меньшим, нежели то принято считать (и чьи отношения с вьетнамцами оставались весьма прохладными, если не сказать более), потерял чертову дюжину специалистов, в основном, видимо, от болезней. Китайские потери достигали тысячи, северокорейские - как и положено самой закрытой диктатуре мира - неизвестны до сих пор.
Победа коммунистов сперва (как и всегда) привела к массовым репрессиям и бегству из страны, а потом - к реставрации капитализма. Вьетнамцы заработали славу самого недружелюбного народа в регионе. Это можно понять.
Ветеран который все это (выше) наснимал, в 2004 г.
|
</> |