Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8

топ 100 блогов elika11.05.2024 Слово "jazz" с английского переводится как «живость, энергия, пестрота», и, как известно, эта динамичная музыка, что родом с африканского континента, в своё время быстро завладела умами советской молодежи. Не смогли устоять перед ней и герои фильма Карена Шахназарова. Музыкальная комедия «Мы из джаза» вышла на экраны 6 июня 1983 года. В центре сюжета (напомню) – приключения молодых музыкантов из Одессы, которые решают организовать джаз-бэнд и отправляются покорять Москву. Впереди их, конечно же, ожидают опасности, любовь и долгожданное признание.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Кстати, о признании: именно эта картина прославила Шахназарова (тогда ещё начинающего режиссёра), в послужном списке которого до этого значились лишь две небольших работы. И, конечно, фильм сыграл значимую роль в карьере таких замечательных актёров, как Игорь Скляр, Александр Панкратов-Чёрный и Николай Аверюшкин.

«Мы из джаза» – фильм о музыке и людях, для которых она оказалась смыслом жизни. В картине звучат замечательные песни, которые после выхода фильма на экраны стали настоящими хитами, и каждый музыкальный номер – это маленький шедевр. Но, как это всегда бывает, масса интересных деталей и сложностей, с которыми пришлось столкнуться съёмочной группе, осталась за кадром. Но... обо всём по порядку.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Многие актёры в этом фильме сами озвучивают своих героев, в том числе и в музыкальных номерах. Так, в картине можно услышать голоса Игоря Скляра и Ларисы Долиной. А вот вместо Елены Цыплаковой в песне «Старый рояль» женскую партию исполняет профессиональная певица из Латвии – Ольга Пирагс. А за Александра Панкратова-Чёрного, исполнившего роль Степана Грушко, в фильме поёт... оператор картины. Дело в том, что композитор Анатолий Кролл, написавший музыку к фильму, просто настаивал на том, чтобы Панкратов-Чёрный сам пел за своего героя, но Карен Шахназаров был категорически против: он ещё в студенческие годы слышал, как «воет» Панкратов. Однажды вечером после съёмок актёр, будучи слегка подшофе, взял микрофон и продемонстрировал свои вокальные таланты перед коллегами. «Ну, я же говорил!» – воскликнул Шахназаров, и на этом спор с Кроллом был закончен.

В итоге свой голос герою Панкратова-Чёрного подарил оператор-постановщик Владимир Швецик. В фильме он исполнил хорошо известные нам всем песни: «А ну-ка, убери свой чемоданчик» и «Прости-прощай, Одесса-мама». О том, как это было, а также о том, какие ещё сложности испытывал актёр Александр Панкратов-Чёрный во время съёмок этого фильма, в небольшом видеоролике:
Многим в фильме запомнилась и яркая роль Ларисы Долиной: она сыграла кубинскую джазовую певицу Клементину Фернандес. Для того, чтобы перевоплотиться в темпераментную чернокожую красотку, Долина каждый день проводила по шесть часов в гримёрной. На кожу актрисы ежедневно наносили 12 разных оттенков грима, но сама она в итоге осталась недовольна своим макияжем:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Я говорила Карену, что очень неудачный здесь макияж, – признавалась актриса в интервью, вспоминая сцену прибытия своей героини на вокзал. – Во-первых, цвет не очень хороший, во-вторых, он пятнами. Возможно, я сама себя критикую, потому что всегда это делаю».

Сам Шахназаров впоследствии объяснял такой эффект неудачным освещением. Так или иначе, Долина до сих пор считает эту роль настоящей находкой и говорит, что съёмки доставили ей большое удовольствие. Но сложный грим был не единственной трудностью актрисы на съёмочной площадке. Дело в том, что в фильме «Мы из джаза» она снималась, будучи на шестом месяце беременности:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Мне было очень тяжело играть, потому что я ходила беременной своей дочерью. Меня Карен сам забирал под расписку из роддома на съёмки и сам лично привозил», – рассказывала Долина.

Да, каждый день за ней приезжал специальный мосфильмовский автобус, а в конце съёмочного на нём же актрису исправно доставляли обратно в роддом. И без личной подписи главного режиссёра будущую мать на съёмки не отпускали. Особенно тяжело Долиной далась сцена со знаменитой проходкой по лестнице. Шахназаров поставил актрисе чёткую задачу: не отводить глаз от камеры.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Всё происходило на каблуках, а я тяжёлая, шестой месяц. Этот поход для меня длился лет десять просто. Он был таким длинным и сложным – и мы снимали не один дубль. И, к счастью, я сохранила ребёнка», – признавалась певица.
19 мая 1983 года у Ларисы Долиной родилась дочь Ангелина.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Игорь Скляр идеально вжился в образ молодого энтузиаста Кости Иванова. В этой роли сейчас трудно представить кого-то ещё, но изначально главным претендентом на неё был другой известный актёр, а именно… Дмитрий Харатьян. «На пробах я был в ударе, работал со всеми душа в душу!» – рассказывал он одному из изданий. Но Харатьяну, увы, не повезло: худсовет отклонил его кандидатуру, о чём Дмитрий впоследствии очень жалел. Своего Костю Шахназаров в итоге нашёл буквально в соседнем павильоне: однажды в коридоре он чуть не врезался в Игоря Скляра. У артиста уже был опыт съёмок в музыкальных фильмах (Шахназаров, например, хорошо помнил его искромётную игру в картине «Только в мюзик-холле»). Так что, режиссёр пригласил Скляра на пробы, и вскоре актёра утвердили.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 А вот на роль Степана Грушко пробовались сразу несколько артистов: Николай Ерёменко и Леонид Ярмольник. Однако Шахназаров решил отдать роль тогда ещё малоизвестному, но подающему большие надежды Александру Панкратову-Чёрному. Как видно, не прогадал: несмотря на полное отсутствие музыкального слуха и голоса, актёр мастерски исполнил роль неунывающего джазмена, чей образ запомнился и полюбился зрителям.

Третьего же участника джаз-бэнда в фильме сыграл Николай Аверюшкин. Причём сначала актёр пробовался на роль руководителя Ассоциации пролетарских музыкантов, но Шахназаров увидел в нём барабанщика Жору. Чтобы получить роль, Аверюшкин пошёл на хитрость: он соврал режиссёру, что прекрасно играет на ударных. Конечно, во время съёмок его обман моментально раскрылся, но к Аверюшкину приставили настоящего джазового барабанщика, и вскоре он освоил это нелегкое мастерство.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Многие герои фильма – это собирательные образы, отразившие настроения эпохи, но у некоторых персонажей есть реальные прототипы. И судьбы их не менее захватывающие, чем у героев киноверсии. Так, к примеру, образ главного героя, Кости Иванова, списан с советского музыканта, композитора и дирижёра Александра Варламова. Это поистине легендарная фигура: Варламов был одним из первых отечественных джазменов, в 40-х поочередно руководил джаз-оркестром МВТУ им. Н. Баумана, Государственным джаз-оркестром СССР, затем возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства. В 1943 году был арестован по навету и приговорён к 8 годам лишения свободы. По слухам, музыкант был репрессирован за то, что записал и выпустил пластинку с фокстротом под названием «Иосиф».

Шахназаров так вспоминал о своей первой встрече с легендарным дирижёром:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Когда мы пришли к Варламову домой, к нам навстречу вышел разбитый, дряхлый старик с трясущимися руками. Мы подумали, зря потревожили старика. Но, сев за рояль, Александр Владимирович преобразился. Пять часов с редким юмором он рассказывал нам потрясающие истории, приключившиеся с российскими джазменами в 20–30-е годы».

В итоге именно воспоминания Варламова, а также знания, которые он почерпнул из общения с другими современниками своей эпохи, создали основу для сценария.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Героиня Ларисы Долиной тоже не была вымышленной:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Прототипом этого персонажа была чернокожая американская певица, которая училась в московской консерватории и пела джаз. Из американской певицы я превратилась в кубинскую. Мою героиню звали Клементина Фернандес», – рассказывала Долина.

В жизни же существовала американка по имени Коретта Альфред. В 1903 году она вместе со своей женской труппой отправилась на гастроли в Россию. Здесь она познакомилась с пианистом Борисом Тицем, у них начался роман, и вскоре они поженились. Певица сменила имя на Коретти Арле-Тиц и осталась жить в России: она совершенствовала своё вокальное мастерство, обучаясь у именитых педагогов, выступала с различными джазовыми оркестрами, пела в опере и даже снималась в кино.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Ещё один реально существовавший человек – музыкальный теоретик Сергей Адамович Колбасьев. Он был морским офицером, служил на Балтийском и Азовском морях, а еще обожал джаз. Колбасьев коллекционировал пластинки, вёл передачи о джазе и был консультантом молодёжного джаз-оркестра. Сергей Адамович был владельцем самой крупной по тем временам коллекцией грампластинок – более 200 экземпляров! В его ленинградской квартире любили собираться представители первого поколения советских джазменов – музыкантов, певцов и композиторов. К сожалению, судьба ценителя джаза сложилась трагически: в начале 30-х его дважды арестовывали по подозрению в шпионаже, но оба раза отпускали, а 1937 году арестовали уже по статье «измена Родине». По одним данным, Колбасьев был расстрелян в том же году, но также есть сведения о том, что он погиб в лагерях. Ещё один интересный факт: в фильме «Мы из джаза» капитана Колбасьева сыграл не профессиональный актер, а мультипликатор Виталий Бобров.

Так случилось, что сцену прибытия Клементины Фернандес снимали 10 ноября 1982 года. Для страны это была трагическая дата: в этот день скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Один из авторов сценария, Александр Бородянский, так вспоминал те злополучные съёмки:
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Естественно, нужна была музыка. Только начали снимать, бежит руководство вокзала: "Да вы с ума посходили! В стране траур. Брежнев умер. А у вас веселье!"»

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Не зная, что предпринять, Шахназаров позвонил директору «Мосфильма». Тот ответил: «Сделай потише, да снимай!». Но без проблем всё равно не обошлось. Как бы актёры не старались вести себя потише, перед Николаем Аверюшкиным стояла чёткая задача: колотить по барабанам, что есть мочи. Внезапно нагрянула комиссия, и один из важных начальников закричал: «Да как вы смеете!». Николай бросил палочки и был таков, а остальным пришлось выкручиваться: сказали, что это был какой-то хулиган.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Героям картины приходилось много петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Однако, как уже отмечалось выше, далеко не все обладали музыкальными талантами. Поэтому Шахназаров нанял актёрам профессиональных репетиторов. Игре на ударных Николая Аверюшкина учил опытный джазовый барабанщик, с Панкратовым-Чёрным занимался гитарист-виртуоз. Игорь Скляр немного обошёл своих партнёров: он всё же умел играть на фортепиано. Правда, для картины ему требовался более высокий уровень, поэтому к нему приставили профессора Одесской консерватории. Сложнее всего, как вы уже знаете, пришлось Панкратову-Чёрному, у которого напрочь отсутствовали музыкальный слух и чувство ритма. В итоге игру на банджо актёр только имитировал, а вот бить чечётку действительно научился. Впоследствии этот навык пригодился ему уже на съёмках другого фильма — «Зимний вечер в Гаграх». Вместе с ним учились чечётке Игорь Скляр и Елена Цыплакова. Искусству танцевать степ их обучал известнейший танцор-чечёточник Владимир Кирсанов.

Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Артисты настолько старались и вжились в своих героев, что в какой-то момент стало непонятно: это актёры, которые играют музыкантов, или наоборот? Саксофонист, роль которого исполнил Пётр Щербаков, и вовсе привлёк внимание нью-орлеанского джазового музея, который впоследствии купил фильм. Сотрудники музея пытались выяснить, кто этот превосходный музыкант.

Долгое время в России планировали выпустить продолжение знаменитой картины. Сценарий картины вновь написал Александр Бородянский, Карен Шахназаров выступил в роли продюсера, место режиссёра занял Кирилл Папакуль. Главным героем сиквела должен был стать внук Кости Иванова из первого фильма. Согласно сценарию, отец юноши в своё время эмигрировал в США, где женился на американке и завёл свой бизнес. Его сын, который вырос за границей, не знает ни слова ни по-русски, ни по-украински. Но однажды молодой человек вместе с отцом приезжает на пару дней в Киев погостить у родственников. Там он влюбляется в местный джазовый ансамбль и, к ужасу родителей, которые уже определили будущее своего отпрыска, решает остаться в Киеве и играть джаз. Фильму был уготован яркий актерский состав: Юрий Стоянов, Ирина Мирошниченко, Александр Пороховщиков, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Чёрный. Однако премьера, которая была назначена на 2010 год, так и не состоялась. К сожалению или к счастью – теперь уже сложно судить.

Музыку к фильму «Мы из джаза» написал известный джазовый музыкант и композитор, руководитель оркестра «Современник» Анатолий Кролл. Интересная деталь: именно в его оркестре начинала свою карьеру певица Лариса Долина.
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8 «Музыканты многие музыкальные фильмы вообще не воспринимали, а здесь они восприняли фильм как свой. Потому что всё, что там рассказывается, они пережили в своей личной жизни. Я один из них», – вспоминал Анатолий Кролл после выхода картины.

Помимо композиций, написанных Кроллом, в саундтрек к фильму вошли архивные записи выдающихся джазовых коллективов 1920-х годов. Многие песни, прозвучавшие в картине, стали хитами. За композиции «Старый рояль», «Спасибо, музыка» стоит благодарить композитора Марка Минкова, а за прекрасные стихи – поэта Дмитрия Иванова.

«Мы из джаза» был назван лучшим фильмом 1983 года, картина получила призы и дипломы на международных кинофестивалях в Гренобле, Чикаго, Лондоне и других, а Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола. Для начинающего режиссёра это был настоящий триумф, ведь до этого на его счету были лишь дипломная короткометражка (экранизация рассказа Василия Шукшина «Шире шаг, маэстро!») и сатирическая комедия «Добряки» по пьесе Леонида Зорина. Фильм вошёл в число лидеров советского кинопроката – в премьерный год комедию посмотрело более 17 миллионов человек. Картина имела грандиозный успех не только в СССР – фильм показали в 26 странах!
Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8
Это был восьмой выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эта книга попалась мне в списке произведений о путешествиях во времени. Привлекло все – и название (загадочный Китеж – одна из любимых легенд моего детства), и фамилия автора (ну ...
Вчера зашли ко мне представители каких-то европейских правозащитных организаций. Немец, француз, румын. Два эпизода нашего общения примечательны. 1. В Киеве они встречались с Филаретом. Да, он говорил успокаивающип слова о том, что будет мягкий и плавный процесс добровольного перехода ...
Вот и заканчивается мой больничный. Вчера мы получили отрицательные результаты теста, и сегодня уже поехали в горы - две недели сидения дома дают о себе знать. Самочувствие уже очень хорошее, хотя я все равно предпочитаю возвращаться к тренировкам медленно. Но мы решили что небольшая ...
В сегодняшнем посте bgmt задается вопросом настолько риторическим, что даже комменты отключил. А именно, каким образом можно верить, что нынешнее государство Российское вдруг озаботилось судьбой жителей Донецкого бассейна (с паспортами чужой страны), причем до такой степени оза ...
Вот возьмём бабье царство. Учпедсостав. Ясен павлик, что баба как организатор чего0либо кроме попизделок в свободном формате - полный ноль. Не, ну есть, канеш, бабозубры. Но их исчезающе мало. Вот школьный директор. Она директор уже лет 10. Или 20. Много. Каждый год одно и то же. На ...