Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8
elika — 11.05.2024
Слово "jazz" с английского переводится как «живость, энергия,
пестрота», и, как известно, эта динамичная музыка, что родом с
африканского континента, в своё время быстро завладела умами
советской молодежи. Не смогли устоять перед ней и герои фильма
Карена Шахназарова. Музыкальная комедия «Мы из джаза» вышла
на экраны 6 июня 1983 года. В центре сюжета (напомню) – приключения
молодых музыкантов из Одессы, которые решают организовать джаз-бэнд
и отправляются покорять Москву. Впереди их, конечно же, ожидают
опасности, любовь и долгожданное признание.
Кстати, о
признании: именно эта картина прославила Шахназарова (тогда ещё
начинающего режиссёра), в послужном списке которого до этого
значились лишь две небольших работы. И, конечно, фильм сыграл
значимую роль в карьере таких замечательных актёров, как Игорь
Скляр, Александр Панкратов-Чёрный и Николай Аверюшкин.«Мы из джаза» – фильм о музыке и людях, для которых она оказалась смыслом жизни. В картине звучат замечательные песни, которые после выхода фильма на экраны стали настоящими хитами, и каждый музыкальный номер – это маленький шедевр. Но, как это всегда бывает, масса интересных деталей и сложностей, с которыми пришлось столкнуться съёмочной группе, осталась за кадром. Но... обо всём по порядку.
Многие актёры в
этом фильме сами озвучивают своих героев, в том числе и в
музыкальных номерах. Так, в картине можно услышать голоса Игоря
Скляра и Ларисы Долиной. А вот вместо Елены Цыплаковой в песне
«Старый рояль» женскую партию исполняет профессиональная певица из
Латвии – Ольга Пирагс. А за Александра Панкратова-Чёрного,
исполнившего роль Степана Грушко, в фильме поёт... оператор
картины. Дело в том, что композитор Анатолий Кролл, написавший
музыку к фильму, просто настаивал на том, чтобы Панкратов-Чёрный
сам пел за своего героя, но Карен Шахназаров был категорически
против: он ещё в студенческие годы слышал, как «воет» Панкратов.
Однажды вечером после съёмок актёр, будучи слегка подшофе, взял
микрофон и продемонстрировал свои вокальные таланты перед
коллегами. «Ну, я же говорил!» – воскликнул Шахназаров, и на
этом спор с Кроллом был закончен.В итоге свой голос герою Панкратова-Чёрного подарил оператор-постановщик Владимир Швецик. В фильме он исполнил хорошо известные нам всем песни: «А ну-ка, убери свой чемоданчик» и «Прости-прощай, Одесса-мама». О том, как это было, а также о том, какие ещё сложности испытывал актёр Александр Панкратов-Чёрный во время съёмок этого фильма, в небольшом видеоролике:
Многим в фильме запомнилась и яркая роль Ларисы Долиной: она сыграла кубинскую джазовую певицу Клементину Фернандес. Для того, чтобы перевоплотиться в темпераментную чернокожую красотку, Долина каждый день проводила по шесть часов в гримёрной. На кожу актрисы ежедневно наносили 12 разных оттенков грима, но сама она в итоге осталась недовольна своим макияжем:

Сам Шахназаров впоследствии объяснял такой эффект неудачным освещением. Так или иначе, Долина до сих пор считает эту роль настоящей находкой и говорит, что съёмки доставили ей большое удовольствие. Но сложный грим был не единственной трудностью актрисы на съёмочной площадке. Дело в том, что в фильме «Мы из джаза» она снималась, будучи на шестом месяце беременности:

Да, каждый день за ней приезжал специальный мосфильмовский автобус, а в конце съёмочного на нём же актрису исправно доставляли обратно в роддом. И без личной подписи главного режиссёра будущую мать на съёмки не отпускали. Особенно тяжело Долиной далась сцена со знаменитой проходкой по лестнице. Шахназаров поставил актрисе чёткую задачу: не отводить глаз от камеры.
19 мая 1983 года у Ларисы Долиной родилась дочь Ангелина.
Игорь Скляр
идеально вжился в образ молодого энтузиаста Кости Иванова. В этой
роли сейчас трудно представить кого-то ещё, но изначально главным
претендентом на неё был другой известный актёр, а именно… Дмитрий
Харатьян. «На пробах я был в ударе, работал со всеми душа в
душу!» – рассказывал он одному из изданий. Но Харатьяну, увы,
не повезло: худсовет отклонил его кандидатуру, о чём Дмитрий
впоследствии очень жалел. Своего Костю Шахназаров в итоге нашёл
буквально в соседнем павильоне: однажды в коридоре он чуть не
врезался в Игоря Скляра. У артиста уже был опыт съёмок в
музыкальных фильмах (Шахназаров, например, хорошо помнил его
искромётную игру в картине «Только в мюзик-холле»). Так что,
режиссёр пригласил Скляра на пробы, и вскоре актёра утвердили.
А вот на роль
Степана Грушко пробовались сразу несколько артистов: Николай
Ерёменко и Леонид Ярмольник. Однако Шахназаров решил отдать роль
тогда ещё малоизвестному, но подающему большие надежды Александру
Панкратову-Чёрному. Как видно, не прогадал: несмотря на полное
отсутствие музыкального слуха и голоса, актёр мастерски исполнил
роль неунывающего джазмена, чей образ запомнился и полюбился
зрителям.Третьего же участника джаз-бэнда в фильме сыграл Николай Аверюшкин. Причём сначала актёр пробовался на роль руководителя Ассоциации пролетарских музыкантов, но Шахназаров увидел в нём барабанщика Жору. Чтобы получить роль, Аверюшкин пошёл на хитрость: он соврал режиссёру, что прекрасно играет на ударных. Конечно, во время съёмок его обман моментально раскрылся, но к Аверюшкину приставили настоящего джазового барабанщика, и вскоре он освоил это нелегкое мастерство.
Многие герои
фильма – это собирательные образы, отразившие настроения эпохи, но
у некоторых персонажей есть реальные прототипы. И судьбы их не
менее захватывающие, чем у героев киноверсии. Так, к примеру, образ
главного героя, Кости Иванова, списан с советского музыканта,
композитора и дирижёра Александра Варламова. Это поистине
легендарная фигура: Варламов был одним из первых отечественных
джазменов, в 40-х поочередно руководил джаз-оркестром МВТУ им. Н.
Баумана, Государственным джаз-оркестром СССР, затем возглавил
симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства. В 1943 году
был арестован по навету и приговорён к 8 годам лишения свободы. По
слухам, музыкант был репрессирован за то, что записал и выпустил
пластинку с фокстротом под названием «Иосиф».Шахназаров так вспоминал о своей первой встрече с легендарным дирижёром:
В итоге именно воспоминания Варламова, а также знания, которые он почерпнул из общения с другими современниками своей эпохи, создали основу для сценария.
Героиня Ларисы
Долиной тоже не была вымышленной:В жизни же существовала американка по имени Коретта Альфред. В 1903 году она вместе со своей женской труппой отправилась на гастроли в Россию. Здесь она познакомилась с пианистом Борисом Тицем, у них начался роман, и вскоре они поженились. Певица сменила имя на Коретти Арле-Тиц и осталась жить в России: она совершенствовала своё вокальное мастерство, обучаясь у именитых педагогов, выступала с различными джазовыми оркестрами, пела в опере и даже снималась в кино.
Ещё один реально
существовавший человек – музыкальный теоретик Сергей Адамович
Колбасьев. Он был морским офицером, служил на Балтийском и Азовском
морях, а еще обожал джаз. Колбасьев коллекционировал пластинки, вёл
передачи о джазе и был консультантом молодёжного джаз-оркестра.
Сергей Адамович был владельцем самой крупной по тем временам
коллекцией грампластинок – более 200 экземпляров! В его
ленинградской квартире любили собираться представители первого
поколения советских джазменов – музыкантов, певцов и композиторов.
К сожалению, судьба ценителя джаза сложилась трагически: в начале
30-х его дважды арестовывали по подозрению в шпионаже, но оба раза
отпускали, а 1937 году арестовали уже по статье «измена Родине». По
одним данным, Колбасьев был расстрелян в том же году, но также есть
сведения о том, что он погиб в лагерях. Ещё один интересный факт: в
фильме «Мы из джаза» капитана Колбасьева сыграл не профессиональный
актер, а мультипликатор Виталий Бобров.Так случилось, что сцену прибытия Клементины Фернандес снимали 10 ноября 1982 года. Для страны это была трагическая дата: в этот день скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Один из авторов сценария, Александр Бородянский, так вспоминал те злополучные съёмки:
Не зная, что
предпринять, Шахназаров позвонил директору «Мосфильма». Тот
ответил: «Сделай потише, да снимай!». Но без проблем всё
равно не обошлось. Как бы актёры не старались вести себя потише,
перед Николаем Аверюшкиным стояла чёткая задача: колотить по
барабанам, что есть мочи. Внезапно нагрянула комиссия, и один из
важных начальников закричал: «Да как вы смеете!». Николай
бросил палочки и был таков, а остальным пришлось выкручиваться:
сказали, что это был какой-то хулиган.
Героям картины
приходилось много петь, танцевать и играть на музыкальных
инструментах. Однако, как уже отмечалось выше, далеко не все
обладали музыкальными талантами. Поэтому Шахназаров нанял актёрам
профессиональных репетиторов. Игре на ударных Николая Аверюшкина
учил опытный джазовый барабанщик, с Панкратовым-Чёрным занимался
гитарист-виртуоз. Игорь Скляр немного обошёл своих партнёров: он
всё же умел играть на фортепиано. Правда, для картины ему
требовался более высокий уровень, поэтому к нему приставили
профессора Одесской консерватории. Сложнее всего, как вы уже
знаете, пришлось Панкратову-Чёрному, у которого напрочь
отсутствовали музыкальный слух и чувство ритма. В итоге игру на
банджо актёр только имитировал, а вот бить чечётку действительно
научился. Впоследствии этот навык пригодился ему уже на съёмках
другого фильма — «Зимний вечер в Гаграх». Вместе с ним учились
чечётке Игорь Скляр и Елена Цыплакова. Искусству танцевать степ их
обучал известнейший танцор-чечёточник Владимир Кирсанов.
Артисты настолько
старались и вжились в своих героев, что в какой-то момент стало
непонятно: это актёры, которые играют музыкантов, или наоборот?
Саксофонист, роль которого исполнил Пётр Щербаков, и вовсе привлёк
внимание нью-орлеанского джазового музея, который впоследствии
купил фильм. Сотрудники музея пытались выяснить, кто этот
превосходный музыкант.Долгое время в России планировали выпустить продолжение знаменитой картины. Сценарий картины вновь написал Александр Бородянский, Карен Шахназаров выступил в роли продюсера, место режиссёра занял Кирилл Папакуль. Главным героем сиквела должен был стать внук Кости Иванова из первого фильма. Согласно сценарию, отец юноши в своё время эмигрировал в США, где женился на американке и завёл свой бизнес. Его сын, который вырос за границей, не знает ни слова ни по-русски, ни по-украински. Но однажды молодой человек вместе с отцом приезжает на пару дней в Киев погостить у родственников. Там он влюбляется в местный джазовый ансамбль и, к ужасу родителей, которые уже определили будущее своего отпрыска, решает остаться в Киеве и играть джаз. Фильму был уготован яркий актерский состав: Юрий Стоянов, Ирина Мирошниченко, Александр Пороховщиков, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Чёрный. Однако премьера, которая была назначена на 2010 год, так и не состоялась. К сожалению или к счастью – теперь уже сложно судить.
Музыку к фильму «Мы из джаза» написал известный джазовый музыкант и композитор, руководитель оркестра «Современник» Анатолий Кролл. Интересная деталь: именно в его оркестре начинала свою карьеру певица Лариса Долина.

Помимо композиций, написанных Кроллом, в саундтрек к фильму вошли архивные записи выдающихся джазовых коллективов 1920-х годов. Многие песни, прозвучавшие в картине, стали хитами. За композиции «Старый рояль», «Спасибо, музыка» стоит благодарить композитора Марка Минкова, а за прекрасные стихи – поэта Дмитрия Иванова.
«Мы из джаза» был назван лучшим фильмом 1983 года, картина получила призы и дипломы на международных кинофестивалях в Гренобле, Чикаго, Лондоне и других, а Карену Шахназарову вручили премию Ленинского комсомола. Для начинающего режиссёра это был настоящий триумф, ведь до этого на его счету были лишь дипломная короткометражка (экранизация рассказа Василия Шукшина «Шире шаг, маэстро!») и сатирическая комедия «Добряки» по пьесе Леонида Зорина. Фильм вошёл в число лидеров советского кинопроката – в премьерный год комедию посмотрело более 17 миллионов человек. Картина имела грандиозный успех не только в СССР – фильм показали в 26 странах!
Это был восьмой выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
|
</> |
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
Настаиваешь на невиновности – суд расценивает как отказ от дачи показаний!
Коровы или туристы
Как проворонить пласт экономики? История коллективной собственности в Китае
Настоящие украинские коты не мяукают?
Зебра - белая лошадь в черную полоску или наоборот?
Как пройти в библиотеку?
Роджерс расчехляет дробовик. Романов-лайт, "Два дебила" и другие
Ахахаха)))

