М.Е. Зуев-Ордынец «Сказание о граде Ново-Китеже»


Эта книга попалась мне в списке произведений о путешествиях во времени. Привлекло все – и название (загадочный Китеж – одна из любимых легенд моего детства), и фамилия автора (ну красиво же!), и обещанное аннотацией путешествие группы советских людей в 17 век. Ну как было такое пропустить?
Что могу сказать по прочтении. Впечатления противоречивые. Начнем с прекрасного.
С одной стороны, это хороший мальчишеский (!) приключенческий роман. В котором есть все, что от такого жанра принято ожидать. Во-первых, неведомые земли – затерянный в глухой сибирской тайге город. Во-вторых, куча активных действий, требующих смелости, находчивости, открытости миру, умения не ныть и не опускать руки перед лицом трудностей, дружить и быть готовым встать на защиту друга. В-третьих, шифры и тайные ходы. И, наконец, вишенкой на торте – отличная умная собака «обман-пинчер» – настоящий друг человека.
И еще, вдобавок ко всему этому, какая-то очень юная и искренняя готовность к свершениям и новизна мира. В смысле, того обычного «мирского» мира, в котором живут герои романа. Мне кажется, это какое-то такое особое чувство, которое присутствовало (как минимум, в книгах) в первой половине 20-го века. Особенно, в довоенное время (первая версия романа написана в 1930 году). Ощущение, что ты можешь своротить горы, совершить гениальные открытия, достичь великого. Просто надо честно и правильно жить и работать. В общем, «человек – это звучит гордо!». Причем, это не желание улучшить мир (ну, отчасти и оно тоже, но не это главное). И это не стремление к подвигу ради подвига или награды. Это радостный, вдохновляющий труд, дарящий счастье, потому что ты занят нужным, хорошим и полезным делом, которое тебе страшно нравится.
Сюжет довольно прост, и абсолютно предсказуем буквально с первых страниц. Группа друзей летит на самолете с ценным (и тайным, разумеется) грузом. Самолет попадает в тайфун, теряется в тайге и с трудом приземляется на крошечном кусочке ровного пространства в горах. Бензин на нуле, связи нет, сориентироваться не получается. И вот в этой глуши вдруг обнаруживается настоящий город. С детинцем, собором, колоколами, посадами, мастеровыми. Город, зависший примерно в 17 веке. Но живой! Наши попаданцы проживут в нем довольно долгое время – их ждут новые знакомства, друзья и враги, приключения, победы и поражения.
Язык книги – прекрасен. Жители Ново-Китежа изъясняются на чудесном наречии с вкраплениями старинных словечек и оборотов (не берусь судить, насколько аутентичных, но читается это волшебно!):

– Слушайте, люди ново-китежские, грамоту старицы и посадника! – зычно, на всю площадь, крикнул он. Подняв высоко длинный свиток бересты, он начал читать: – «Всем людям посадским, и деревенским, и прочим жителям богоспасаемой земли ново-китежской, иде же истинное православие сияет, яко светило. Пожелав вам душевного просветления, вкупе же и телесно здравия, обращаемся к вам, людие, мы, высокие владыки. Во-перве, ее боголюбие старица Нимфодора, златое правило Христовой веры, церкви бодрое око, уста немолчные сладковещательные, преподобная мудрая наставница и владычица, и прочая, и прочая. А рядом с нею государь владыка посадник ново-китежский Ждан Густомысл…»

– Не гневись на него, Федя. Что с него возьмешь? Сидень Софроний ведомый. Ватрушка, пра слово! Все за старину, за ветошь заступается.
Откуда-то прикатили пустую сорокаведерную бочку, и на нее взобрался Будимир.
– Спасены души, тиха-а-а! – загромыхал его бас. – Что высоко подпоясались? Али драться собрались? Добре! Пора по Детинцу ударить!
– Ай да Будимир! – заликовала толпа. – Широка борода, а душа молода! Веди нас на Детинец!
С другой стороны – это, в общем-то, книга о бездумном разрушении.
Дальше спойлеры, будьте осторожны!
Жил себе вольный град Ново-Китеж, скромно жил, не без трудностей, но спокойно. Три века забот не знал. А тут пришли «мирские люди», соблазнили радостями «мирской» жизни, замутили бунт и оставили за собой горы трупов и выжженную землю. В самом прямом смысле. Особенно жаль мне было расписанного собора и палат. Наверное, примета времени – «до основанья старый мир разрушим».
Не думали «мирские» граждане далеко. Думали быстро. В итоге, то, что могло бы стать городом-музеем, жемчужиной Сибири, меккой для туристов, будет, в лучшем случае, типовым поселком старателей. И это вот грустно. Но… Трудно их осуждать. Ну вот было в те годы такое настроение. В воздухе витало. Хотелось нового. Не успели еще полюбить древнее.
Забавно, что с этой точки зрения отрицательные герои романа – «братчики», которые наладили канал сбыта платины с Ново-Китежем, поступали куда аккуратнее и тактичнее положительных героев. Да, они были нечестны. Но они не разрушили город. А потихоньку привносили в него всякое современное. Пусть сначала не лучшее. Но с годами и тропка бы утоптанней стала, и Ново-Китеж бы приноровился к новым реалиям. Капиталистический, конечно, подход, и вроде бы изначально дурной, но вместе с тем, куда более мирный и сберегающий, чем революционный.
Что еще удивило. Как ни странно (а может, это дань направленности романа на школьников), наиболее толковым и предусмотрительным героем оказывается мальчик Сережа. И компас он припас, и ножик, и собаку взял, и шифр сумел разгадать, и неприятельского агента вычислил, и мальчишек организовал. Не в пример своим старшим военным товарищам, хотя, казалось бы.
Из любопытного. В самом конце книги упоминается о заметке в газете, рассказывающей как раз об обнаружении такого поселения, которое было описано в книге.
«При наших сибирских просторах и оторванности таежных районов от городов и административных центров, да еще при наличии бездорожья и почти непроходимых дебрей, мы еще немало в будущем откроем таких «Америк». Сибирские просторы и дебри представляют для всяких беглецов очень удобную «вотчину», где есть полная возможность скрыться. Поэтому, сколь ни сенсационно открытие девяти поселков и шести хуторов, ничего особенного, неожиданного в этом нет. Наоборот, надо ждать новых подобных открытий, не менее любопытных»
Интересно, правда это или нет?
Книга была впервые опубликована в 1930 году, а затем существенно переделана автором, спустя 30 лет. Я читала уже второй вариант, но в сети можно найти и первое издание. В общем-то, хорошо бы сравнить. Мне попадалось мнение, что это получились совершенно разные книги, пусть и с одним сюжетом. Кто-нибудь читал оба издания?