Весенний модерн
appassionata_lr — 30.04.2016 Верба, верба, верба,Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла…- писала Агния Барто. Весна – это верно время модерна. Изящного модерна. Ведь весна – это и новизна, желание стряхнуть с себя все старое, привычное и время модерна - стиля вечно нового, вечно юного. Именно для него характерно многообразие, применение природных, текучих, причудливо изгибающихся форм, и при этом пристальное внимание к деталям.
Под различными названиями: «ар нуво» в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США, «стиль модерн» в России проявился как общеевропейское явление особенно отчетливо в архитектуре, в прикладном искусстве и моде.
В Москве, на улице с таким техническим названием Электрозаводская, перед огромными зданиями завода стоит небольшое шале, или дача или особняк - при взгляде на который сразу представляешь себе какое-то океанское или, на худой конец,морское побережье, дам в кринолинах и кружевными зонтиками и джентльменов в легких костюмах с тросточками, прогуливающихся вдоль ряда таких вот шале, а никак не заводы, железнодорожную колею и хоть маленький и симпатичный, но все -же паровозик)))
Хотя это сейчас, а в то время когда архитектор Лев Кекушев строил этот особняк по заказу купца Василия Носова с прекрасной круглой веранды можно было любоваться на красивый вид - может лес, а может и поле, но никак не завод( Введенская площадь в то время – это было почти загород).
Хотя завод, верней фабрика тогда уже была, неподалеку, но "вписывалась" в окружающую среду довольно гармонично. Построили Носовы на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. Славились Носовы и своими пуховыми одеялами и платками, но основным их производством позже стало изготовление кустарных кавказских сукон, из которых на Кавказе шились многочисленные черкески и которые там продавались как местное производство.
После женитьбы единственного сына Василий Дмитриевич Носов не пожелав оставаться в его семье, отдал ему старый дом (Малая Семеновская д. 1), разделил большой сад пополам и начал строить на своей половине сада новый дом (ул. Электрозаводская, 12, стр. 1).
"Отдавая дань своему пристрастию ко всему новому, дед избрал для своего нового жилища модный в то время стиль модерн и задумал свой дом со всеми последними достижениями комфорта – водяным отоплением, горячей и холодной водой из кранов и тому подобным. Вместе с тем здание возводилось не из кирпича, а из дерева - это, по мнению деда, и ускоряло стройку, с которой он спешил, и имело свои преимущества для житья - более здоровый воздух в помещениях, сохранение тепла и т.д." - писал в своих воспоминаниях внук Носова.
Особняк, возведенный Кекушевым в 1903 г. в стиле загородных дач отличается редким для Москвы применением использования декоративных приемов франко-бельгийского Ар Нуво в деревянном сооружении.
Дом был разделен на две половины – мужскую и женскую.
Старообрядцы Носовы широко отмечали Масленицу - "трапеза длилась часами, блины подавались на всякие вкусы: и тонкие, и пышные, и с ветчиной, и со снетками, и с яйцами. Лососина как то особенно промораживалась и изготовлялось носовское фирменное блюдо - маринованные рыбьи хрящи и еще какие-то своеобразные яства. На столе рядом с водкой стояла обязательная старка и красное вино принятой дедом марки. Чай подавался уже не в официальной столовой, а в апартаментах моей тетки, наверху. Самовары были красной меди, именные и должны были сменяться молниеносно."- Ю. А. Бахрушин. "Воспоминания"
|
</> |