Верона римской империи

топ 100 блогов olgina6714.08.2023 Верона римской империи IMG_7839
Все пути ведут в Рим. Всегда и везде. В Вероне - особенно. Рим олицетворяет огромное, масштабное, внушительное, заполняющее собой всю площадь здание арены. Мини- Колизей появляется перед глазами внезапно когда ты этого совершенно не ожидаешь, вырастает в полный рост, закрывая небо и вызывая неизменное чувство восхищения.
Верона римской империи DSC_0733
Арена ди Верона - римский амфитеатр, расположенный в историческом центре Вероны и являющийся символом города в регионе Венето наряду с фигурами Ромео и Джульетты. Это одно из великих сооружений, характерных для римской архитектуры, и один из древних амфитеатров, дошедших до нас в наилучшей степени сохранности благодаря систематическим реставрациям, проводившимся с XVI века;
Верона римской империи DSC_0732
поэтому, несмотря на многочисленные преобразования, он позволяет посетителю легко понять структуру такого рода зданий, строго подчиненных той функции, для которой они были предназначены, но, тем не менее, наделенных существенной красотой. В летние месяцы здесь проходит знаменитый оперный фестиваль "Арена", сезоны которого проводятся непрерывно с 1913 года, а в остальное время года сюда приезжают многие международные певцы и музыканты. Понятное дело, и мы сюда ради оперного фестиваля приехали, но - не только.
Верона римской империи Verona_illustrata_(1731)_(14577385739)
Отсутствие письменных источников об открытии амфитеатра затрудняет надежную хронологию, поэтому в прошлом предлагались даты от I до III века, хотя сейчас доказано, что он не мог быть построен после I века. В частности, историк Пирро Маркони предлагал дату между вторым и третьим десятилетием I века, т.е. между концом августовского и началом тиберийского периодов, а недавно Луиджи Бески склонялся к середине того же века.
Верона римской империи Verona_engraving_by_William_Miller_after_Turner_R530
Для более точной датировки Арены ее сравнивали с амфитеатром Пулы, поскольку последний наиболее похож на амфитеатр в Вероне как стилистически, так и технически, и, кроме того, относится к тому же географическому и культурному региону: сходство настолько велико, что позволяет даже предположить, что над ними работал один и тот же архитектор и одни и те же рабочие. Строительство амфитеатра в Пуле обычно относят к эпохе Августа, поэтому вполне вероятно, что Арена была построена примерно в то же время.
Верона римской империи Die_Gartenlaube_(1880)_b_453
Определить возможную датировку помогли также украшения амфитеатра и, прежде всего, шлем, закрывающий туфовую голову гладиатора в натуральную величину: в шлеме открыты два круглых отверстия, из которых видны глаза бойца, а маскировка состоит из двух частей, соединяющихся ровно посередине лица. Эти парагнатиды начинаются на высоте ушей, довольно тонкие, но расширяются, закрывая все лицо, кроме глаз, и как бы удерживаются двумя скрещенными скобами под подбородком. Этот тип шлема получил широкое распространение в конце эпохи Августа, т.е. около 10-20 гг. н.э., поскольку уже после 40 г. н.э. этот тип шлема изменился: это сокращает временной промежуток, в течение которого амфитеатр мог быть построен, между концом правления Августа и началом правления Клавдия. Учитывая, что статуи были изготовлены в конце строительства здания, можно предположить, что Арена была завершена уже около 30 г. н.э., что подтверждает историк Пирро Маркони.
Верона римской империи Iconografia_rateriana
Иконография Ратериана - самое древнее представление Вероны, где амфитеатр до сих пор сохранился в отличном состоянии.
Верона римской империи Verona_illustrata_(1731)_(14577400658). Верона римской империи Disegno_Arena_bis
Таким образом, амфитеатр, скорее всего, был частью работ по монументализации Вероны в эпоху Юлиев-Клавдиев, включавших строительство новых зданий на Веронском форуме и в прилегающих районах, а также реконструкцию и обновление фасадов городских ворот. Таким образом, и амфитеатр в Вероне, и амфитеатр в Пуле предшествуют строительству Колизея: это два важных эпизода в развитии подобного рода зрелищных сооружений, которые стали основой для совершенствования строительных технологий, позволивших впоследствии построить крупнейший амфитеатр империи в Риме.
Верона римской империи RomaArcoCostantinoTondiAdrianeiSudSx
Изображение осады Вероны войсками Константина I с Константиновского фриза на южной стороне арки Константина в Риме. На рельефе справа видны стены, ограждавшие Арену, но сама Арена не видна.
Верона римской империи ArenaDiVeronaOld2
История амфитеатра в античности в основном неизвестна, хотя некоторые сведения можно почерпнуть из событий, связанных с римской Вероной. Город был вовлечен в войну между Вителлием и Веспасианом: последний выбрал его в качестве крепости, поскольку вокруг были открытые поля, где он мог использовать свою кавалерию. Однако городские стены к тому времени были уже бесполезны из-за наличия амфитеатра непосредственно за стенами, поэтому он решил построить вал и выкопать Адигетто - длинный ров к югу от центра города, который использовался и в Средние века. Таким образом, строительство этого сооружения подтверждает, что в 69 г. н.э. амфитеатр уже был построен.
Верона римской империи Sommer,_Giorgio_(1834-1914)_-_n._6700_-_Verona_-_Arena
Император Галлиен вел длительные войны, чтобы остановить нашествия варваров в III в., в ходе которых он использовал Верону в своей новой тактике эластичной обороны, опорными пунктами которой были города Медиоланум, Верона и Аквилея. Поэтому в 265 г. он решил реконструировать позднереспубликанские городские стены и построить новый участок куртины длиной 550 м, чтобы окончательно включить в нее Арену, решив проблему ее доминирующего положения по отношению к республиканским стенам. В 1874 г. Антонио Помпеи провел раскопки вокруг Арены, в ходе которых были обнаружены фундаменты стен Галлиена, отходивших на 5 м от амфитеатра. Также было обнаружено, что стены отрезали коллекторы для отвода дождевой воды, хотя Арена все еще могла использоваться для представлений, так как было построено альтернативное решение - большой центральный колодец, существование которого было обнаружено в XVIII веке. Однако отвод воды был менее эффективным, и с этого периода начался период упадка амфитеатра.
Верона римской империи DSC_0729
Не исключено, хотя и нет точных доказательств, что амфитеатр использовался и для мученической смерти христиан. Маркиз Сципион Маффеи предполагает, что именно здесь в 304 г. были замучены Фермо и Рустико, в тот самый случай, когда епископ Прокул просил принять мученическую смерть, но был осмеян и отослан за свою старость.
Верона римской империи DSC_0738
В 312 г. Верона вновь сыграла ведущую роль в войне между Константином и Максенцием, когда последний забаррикадировался в Вероне и константиновская армия осадила его: штурм проходил прямо на высоте амфитеатра, который служил бастионом для осажденных, так как был гораздо выше стен Галлиена. Перед амфитеатром произошли два важнейших сражения этой кампании: вылазка осажденных, позволившая Рурицию Помпеяну отправиться на поиски подкреплений, и ночная битва, в которой Константин оказался на два фронта - осажденных и спасшихся, но все же сумел одержать победу.  Существует два описания этой битвы: в панегирике Константину  и на рельефе арки Константина, где изображен осажденный город Верона: на квадратном рельефе слева - Константин, охраняемый стражей и увенчанный Победой, справа - армия, атакующая город, а осажденные пускают стрелы и копья с городских стен и башен. Часть стены, наиболее удаленная вправо, где отсутствуют окна нижнего этажа, вероятно, была частью, включавшей арену.
Верона римской империи IMG_5744
Утверждение христианства и, как следствие, прекращение гладиаторских игр, а также неэффективность работы государственных органов по сохранению памятника стали двумя важными толчками к тому, что здание было заброшено. Документы, рассказывающие о представлениях в веронском амфитеатре, немногочисленны, в частности, единственный дошедший до нас литературный документ - письмо Плиния Младшего:
Верона римской империи IMG_5738
"Гай Плиний - своему Максиму.
Ты хорошо поступил, пообещав нашему Веронезу выступление гладиаторов, которые давно любят, уважают и почитают тебя. Из этого города была родом и твоя жена, столь дорогая тебе и столь богатая качествами. Было бы уместно посвятить ее памяти какое-нибудь общественное дело или зрелище, вернее, зрелище, наиболее подходящее для похорон. Более того, об этом Вас просили так настойчиво, что отказ показался бы не твердостью, а излишней жесткостью. И я поздравляю вас тем более, что, давая согласие, вы были открыты и великодушны; даже в этом вы проявляете великодушие. Я желал бы, чтобы африканские пантеры, которых Вы закупили в большом количестве, прибыли вовремя: но хотя это и не удалось сделать из-за плохой погоды, Вы все же заслуживаете благодарности, так как не по Вашей вине они не могли быть выставлены. Прощайте".
Верона римской империи IMG_5739
Из письма можно сделать вывод, что друг Плиния предложил веронской общине охотничье зрелище, venatio, в качестве погребальной почести для своей жены. По мнению Плиния, этот выбор особенно подходит к данному случаю, поскольку первоначально подобные зрелища были не более чем погребальными играми этрусского или кампанского происхождения. В Вероне также найдены погребальные надписи гладиаторов, погибших в боях на арене:  вторая надпись упоминает секутора Аэдония, который сражался в Вероне восемь раз, прежде чем потерпел поражение и погиб в возрасте двадцати шести лет  другая надпись - изуродованное надгробие с надписью [famil]ia gladiatoria; другая надпись принадлежит вместо retiarius'а некоему Generosus'у из гладиаторской школы Александрии, который сражался двадцать семь раз, ни разу не потерпев поражения, и умер по естественным причинам;  еще одна надпись принадлежит вместо Pardon'а, уроженца Dertonensis'а, который умер во время одиннадцатого боя.
Верона римской империи IMG_5740
Самая интересная надпись, однако, принадлежит некоему Глауку: как можно заключить, Глаук поклялся в своем спасении Немезиде, одному из божеств, наиболее почитаемых гладиаторами, но безуспешно. Поэтому он предупреждает читателя, что не стоит слишком доверять Немезиде, ведь жизнь гладиаторов также зависела от их мастерства и капризов судьбы. Глаукус, на надписи которого изображены гербы ретиария (почти наверняка, следовательно, он был гладиатором ретиария),[ видимо, был гладиатором хорошего уровня, поскольку надпись была сделана в том числе и благодаря пожертвованиям его поклонников.
【LIVE】 Arena di Verona | SkylineWebcams
В отдельных случаях Арена использовалась как мраморный карьер для новых построек, в частности, сразу после пожара 1172 г. В XIII в. были предприняты первые попытки остановить разрушение амфитеатра, о чем свидетельствуют некоторые реставрационные работы и обязательства, зафиксированные в городском уставе 1228 года. В коммунальную и скалигеровскую эпохи в амфитеатре проводились судебные поединки, напоминающие, возможно, античные гладиаторские игры: для разрешения неясных судебных ситуаций заинтересованные стороны могли воспользоваться услугами профессиональных борцов, называемых чемпионами. Поединок привлекал горожан на сторону того или иного чемпиона, и обнаженные и помазанные маслом бойцы решали судьбу процесса своей силой.  Даже Данте участвовал в качестве зрителя по крайней мере в одном из таких поединков, описав его в одном из канто "Преисподней".
Верона римской империи DSC_0736. Верона римской империи DSC_0741
В 1278 г. по приказу Альберто I делла Скала, захваченного в Сирмионе его братом Мастино I делла Скала, на костре внутри Арены были сожжены почти 200 еретиков. И опять же именно Альберто I делла Скала ввел некоторые правила пользования амфитеатром: в статуте 1276 г. говорится, что на Арене могут жить только проститутки, а в обновлении 1310 г. содержится приказ держать Арену закрытой и штрафовать тех, кто ломает двери или справляет телесные потребности внутри. Эти две главы, казалось бы, противоречат друг другу: упоминаются арки, в которых жили проститутки, и в то же время говорится о закрытии Арены. На самом деле это не противоречие, так как в то время (и вплоть до XIX века) здание делилось на две части - жилую внешнюю, arcovoli, и закрытую внутреннюю, cavea. Однако были и исключения, например, в 1382 г., когда по случаю свадьбы Антонио делла Скала и Самаританы да Полента внутри здания проходили 25-дневные празднества с поединками и представлениями.
Верона римской империи DSC_0739
В 1337 г. город погряз в долгах из-за войны с антиверонской лигой, поэтому коммуна с согласия Мастино II делла Скала уступила доход от аренды Арены Университету деи Читтадини (так назывался консорциум кредиторов коммуны) (полностью памятник будет выкуплен только в 1586 г.). В 1450 г., во времена венецианского правления, были составлены новые статуты, содержащие некоторые положения, касающиеся Арены, среди которых особое значение имеет следующее: "Поскольку на Арене совершается много преступлений, а сама Арена является памятным сооружением, приносящим честь городу, поэтому ее следует содержать в чистоте, постановляется, что упомянутая Арена должна быть закрыта и что ключи от дверей должны храниться в городских массариях у массаро; и если кто сломает двери или стену, то будет наказан штрафом в 25 лир, и таким же наказанием будет наказан тот, кто разрушит любую из ступеней, или передвинет или уронит любой камень, чтобы убрать его с Арены, и обязан возместить ущерб за свой счет; и если кто привезет и разгрузит телеги с землей или грязью или чем-либо другим на Арене или вокруг нее, то будет наказан штрафом в 100 сольди и обязан убрать материал за свой счет. Присяжные окрестных кварталов и тех, кто находится на Арене, обязаны предъявить претензии, а обвинитель должен получить половину штрафа". (Веронские статуты, кн. IV, гл. 56).
Верона римской империи DSC_0740
В том же уставе подтверждается положение, обязывающее проституток проживать на Арене.  Это самый ранний официальный документ, в котором здание описывается как памятное,  и с этого момента литераторы начинают его восхвалять, а культура Возрождения вызывает все более глубокий интерес к нему, проводя критические и исторические анализы памятника: В культурной среде Вероны XV века именно два художника и архитектора - Джованни Мария Фальконетто и Фра Джованни да Верона - заново открыли значение Арены, в том числе и с точки зрения ее строительства, внеся решающий вклад в изменение негативного восприятия, связанного в архаичных средневековых образах с фигурой лабиринта. После них монументальное сооружение изучали и исследовали такие личности, как Джованни Карото, Себастьяно Серлио, Антонио да Сангалло иль Джоване, Бальдассарре Перуцци и Андреа Палладио: архитекторы и художники, которые также искали эффективные решения для обеспечения сохранности Арены.
Верона римской империи DSC_0742
К Арене мы еще вернемся, а пока мы не спеша бредем по площади по направлению к отелю. Именно эту площадь я увидела первой в этом городе.
Верона римской империи Planimetria_piazza_Bra_(Verona)
Пьяцца Бра, или просто ла Бра (топоним образован от искажения слова "braida", которое, в свою очередь, происходит от ломбардского breit, означающего "широкий"), - самая большая площадь Вероны, расположенная в ее историческом центре. Расширение Бра начало преобразовываться в пьяццу только в первой половине XVI века, когда архитектор Микеле Санмичели завершил строительство Палаццо дельи Оноридж: это здание разграничило западную сторону будущей пьяццы, а также создало правильную перспективу на Арену.
Верона римской империи DSC_0734
Однако первая попытка превратить грунтовую эспланаду в променад была предпринята подестой Альвизе Мочениго, который хотел создать место для встреч нарождающейся веронской буржуазии: в 1770 г. ему удалось открыть первую часть Листона - мощеную дорожку, окаймляющую Бра и соединяющую Корсо Порта Нуова с Виа Мадзини. Гран Гвардия, начатая венецианцами в XVII веке и достроенная австрийцами в XIX веке, ограничивала южную сторону площади, а в 1836 году архитектор Джузеппе Барбьери спроектировал восточный край, где были снесены больница, несколько домов и небольшая церковь, на месте которой была построена Гран Гвардия Нуова, более известная как Палаццо Барбьери. В этом здании, первоначально использовавшемся австрийцами в качестве казарм, после присоединения Венето к Итальянскому королевству разместилась мэрия Вероны.
Верона римской империи DSC_0743
В римское время эта территория находилась за пределами городских стен и была достаточно удалена от основных путей сообщения; только с I в. н.э., когда был построен римский амфитеатр, более известный сегодня как Арена ди Верона, определилась северная граница того, что спустя столетия станет одной из главных площадей города. В 305 г. император Галерий во время своего краткого пребывания в городе приказал открыть новые ворота вдоль стен, окружавших амфитеатр, построенный в 265 г. императором Галлиеном: таким образом была установлена первоначальная связь между городом и этим открытым пространством.
Верона римской империи DSC_0745
Однако площадь начала формироваться только в Средние века: в 1130-1153 гг. городские стены были расширены, и в их состав вошел тот участок земли, который в итоге оказался заключенным между римской и городской стенами. Эти огороженные участки назывались braide, от ломбардского breit; из них braida, которая, возможно, соответствует современному Бра, в XII веке была гораздо больше современных границ площади.  Ворота под названием "делла Брайда", расположенные вдоль городских стен, впервые упоминаются в документе 1257 года, но позже они были заменены воротами Бра, построенными, вероятно, Висконти и достроенными венецианцами: первый арочный проем можно датировать концом XIV века, а второй - второй половиной XV века.
Верона римской империи DSC_0746
Портони делла Бра - это проезд, расположенный вдоль городских стен Вероны, построенный для того, чтобы соединить город с пригородной сельской местностью. В документе 1257 г. впервые упоминаются ворота Брайда, расположенные на том месте, где в настоящее время находятся ворота Бра; они имели пустельгу и открывались вдоль городских стен, за пределами которых протекала река Адигетто. К периоду господства Висконти в Вероне (1389-1402 гг.) относится крытая дорога, которая начиналась от Кастельвеккьо и соединялась с укрепленной Цитаделью, минуя дорогу, ведущую из города через арку. Последний раз средневековые ворота были упомянуты в 1483 г. венецианским путешественником Марином Сануто, включившим в свой том рисунок Чивитас Вероне, на котором отчетливо выделяются одноарочные ворота. На фреске Николо Джиольфино (1476-1555 гг.) впервые можно увидеть двойную арку ворот, что позволяет сделать вывод о том, что их расширение произошло в конце XV - начале XVI века.
Верона римской империи IMG_5741
Площадь Бра стала восприниматься как пьяцца только в первом десятилетии XVII века, когда на южной стороне начали возводить фабрики Гран Гвардия и здание Филармонической академии Вероны.  В связи со строительством Гран-Гвардии площадь была максимально выровнена и созданы уклоны для регулирования стока дождевой воды, что до этого никогда не делалось, так как площадь использовалась каменотесами, которые не только работали, но и складировали здесь свой мусор, а также потому, что расширение использовалось для складирования материалов со строительных площадок на прилегающих территориях.
Верона римской империи IMG_5743
Еще полторы сотни лет пространство оставалось земляным, и только в 1770 г. по распоряжению подесты Альвизе Мочениго был заложен фундамент Листона. 13 марта 1782 г. Франческо Менегатти также представил проект завершения мощения Листона, который был одобрен городским советом: после этого последнего вмешательства Бра стала излюбленным местом послеобеденных прогулок вместо Пьяцца деи Синьори. Гете в своем очерке "Путешествие в Италию" весело описывает появление дам и кавалеров в каретах и рассказывает, что "на закате я ехал по краю амфитеатра, наслаждаясь прекраснейшим видом на город. Я был один, а внизу, на широкой мостовой Бра, гуляло множество народа".
【LIVE】 Verona - Piazza Bra | SkylineWebcams
На этой площади, после того как в XII в. она была включена в состав городских стен, располагался рынок древесины, сена, соломы и скота, поэтому в старинных документах она именуется "форо Боарио". Однако чаще его называют "площадью оружия", поскольку именно здесь с самого начала венецианского владычества проходил смотр войск, и именно поэтому здесь произошло одно из столкновений между венецианскими и французскими солдатами во время Веронской паски в 1797 году. Начиная с 1633 г., после того как венецианский сенат одобрил создание в городе ярмарки товаров, здесь ежегодно проводились две ярмарки по пятнадцать дней каждая, которые продолжались до тех пор, пока одна из них не была уничтожена пожаром 28 октября 1712 г., а затем восстановлена в другом месте; только в 1822 г. была создана новая ярмарка, которая просуществовала на площади Бра около двадцати лет.
Верона римской империи Bildschirmfoto 2023-08-12 um 15.52.14
День уже совсем был готов закончиться. До отеля нам оставалось совсем немного. Отелем заведение назвать рука не поднимается. Просторная квартира на 2 этаже, примерно так же, как это у нас было в Риме.
Верона римской империи Bildschirmfoto 2023-08-12 um 15.48.17
Накануне заселения нам предложили зарегистрироваться на неком сайте открывания дверей через интернет - как это было в Риме. На самом деле - штука удобная даже при наличии всяческих ключей. Лифт в доме тоже имеется. Кстати сильно напомнил мне старую рижскую квартиру с деревянными двустворчатыми дверями внутри и железной дверью снаружи.
Верона римской империи IMG_7804
B&B Forever - ночлежка на 4 комнаты, нам досталась комната с балконом. Впрочем на улице сидеть было невозможно даже ночью.
Верона римской империи IMG_7842
На 38 комнаток всего одна уборная... Навеяло. Ванных комнат в доме две, совмещенные с туалетом. Там же имеются и стиральные машины. Правда долговременных гостей практически не бывает, 1-2 ночи, болше в этом закутке не выдержать.
Верона римской империи IMG_7843Верона римской империи Bildschirmfoto 2023-08-12 um 15.50.31
Завтрак как ни странно наличествовал. Но - практически с выдачи и не на всех потому, как на кухне имеется всего четыре барных стула, больше в принципе не поместится.
Верона римской империи 202778707.
В комнате имелся кондиционер и это - главное. В коридоре есть достаточно приличный холодильник, который мы тут же забили различными видами любимого мной Сан Пелигрино, которого у нас практически не бывает.
Верона римской империи 202758127
Дама, принимающая и отправляющая гостей, накрывающая завтрак итп впечатлила разговорчивостью. Рот у человека не закрывается в принципе, это ужесно утомительно.
Верона римской империи 202779104
В следующий раз постараюсь подсуетиться пораньше и найти пристанище поуютней.  А сейчас - спать, завтра нас ждет тяжелый и длинный день.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я, как истинный атеист, в то же время, не отрицаю историю человечества, которая безразрывно связана с религией. И я вообще не против её существования в разных видах и сочетаниях. Но иногда сочетания такие себе... Так я о чем? Надо же господина Пычика разогревать перед вторничными ...
   Возможно плохо видно будет, но вот адрес, где можно проверить... http://blogs.yandex.ru/top/yaru/?page=5   ...
Фото из открытого источника yandex.ru 1. Повелительница селфи. Эта неутомимая мадама обязательно сфотографируется с каждым, хочет он того или нет. Каждый рядом с ней будет кос, слеп, ...
Лингвист, переводчик, доктор филологических наук Татьяна Елизаренкова (1929-2007) рассказывет о востоковеде Юрии Николаевиче Рерихе (1902-1960) - о его высоком посвящении, умении менять реальность и загадочной смерти (по всей видимости, его убили). Также она вспоминает свой сон-прощание с ...
Это верхний пост, который давно пора было сделать. Меня зовут Елена и в своем блоге я пишу о том, что мне интересно. Обычно это секты, история, странности и рассказы о человеческой непредсказуемости. Однако прежде всего этот пост предназначен для того, чтобы собирать действи ...