“Vermines” (Паутина страха) (2023)
stalhammar — 13.05.2024 “Vermines” (Паутина страха) (2023). Калеб живет и зарабатывает тем, что перепродает всякое барахло, когда-то занимался ювелиркой, сейчас – обувью. Но его настоящая любовь – экзотическая живность, от рептилий до пауков, которую он содержит прямо у себя дома, в маленькой квартирке на южной окраине Парижа, мрачной и многонациональной. Склад расположен на том же этаже, его Калеб, иммигрант во втором поколении, держит на пару с местным воришкой Матисом, который не чурается кражей велосипедов своих же собственных соседей. Что до квартиры, то одну из комнат занимает сестра парня, Ману, которая мечтает навсегда уехать из этого района, а возможно и города. Во вселенной Калеба это невозможно: здесь он вырос, здесь умерла их мать, здесь осталось огромное количество когда-то принадлежавших ей вещей. Продать? Да никогда. Но эта история не про драму и не про криминал..
По-французски здесь говорят только потому, что родные языки друг друга не понимают – этих языков слишком много. «Здесь» - это район Нуази-ле-Гран, расположенный в пятнадцати километрах от центра французской столицы, «здесь» - это жилой комплекс под названием «Арена Пикассо», состоящий из двух зданий, каждое из которых напоминает огромный диск диаметром больше пятидесяти метров. Великолепный образчик брутализма внешне, внутри – типичное для окраинного Парижа гетто. «Пикассо» дышит на ладан, буквально разваливаясь на части, а бОльшая часть его жителей, молодая их часть, разделена на не слишком-то хорошо ладящие между собой группировки. Но в один прекрасный день появится нечто, что объединит всех обитателей комплекса, как бы они друг к другу не относились. И это «нечто» - смертельно опасные пауки, недавно завезенные с Ближнего Востока. Один из них пополняет коллекцию Калеба, вскоре сбегает из предназначенной для него коробки, после чего кусает Тумани, счастливого обладателя «брендовых» кроссовок, только что проданных ему ушлым соседом. Обувь с сюрпризом!
.
Первая смерть, и здание закрывают на карантин: в ближайшие часы выйти из него не смогут даже те, кто оказался внутри случайно, от курьеров до гостей. Пауков, между тем, становится больше: они размножаются за счет паразитирования на телах и в телах жертв, вместо одного вмиг появляется десяток, растут в размерах. И для них нет преград в виде стен, дверей или окон. «Арахнофобных» хорроров довольно давно не было видно – «мультяшно-мутационный» трэш от Asylum и им подобных в расчет не берем. Тем более что локация подобрана просто бесподобная! «Арена Пикассо» известна на весь мир, как и тот факт, что окраины Парижа – не самое лучшее место для жизни с точки зрения безопасности и комфорта, мультинациональность (во избежание) оставим за скобками. Сами пауки – графика? Редкий случай, когда ответить на этот вопрос с полной уверенностью почти невозможно, настолько хорошо поданы все эпизоды с их участием. Истерика, в которую впадают герои при виде этих тварей, хорошо понятна, и, что большая редкость, в действиях Калеба и прочих заложников «Арены» нет никаких проблем с логикой – если представить себя на их месте, как бы вы себя повели? Да точно так же.
.
Не знаю, что бы сказали относительно происходящего в «Паутине» арахнологии, но на взгляд неискушенного в этой науке зрителя фильм кажется реалистичным, мистики – ни грамма, с юмором – аналогично. Прекрасно выстроено действие, прекрасно выписаны характеры, хотя ни один из персонажей и не вызывает ни малейшей симпатии, та же самая история с кастингом, локациями, раскадровкой, музыкой. Фильм не похож на типичный хоррор про «ядовитых тварей»: вроде бы сюжет избитый, а вот подано, выстроено как-то очень по-своему. Не паукоужасы, а, скорее, многоэтажечно-урбанистическая «страшилка» с легкими реверансами в пользу социальной проблематики: представьте себе нечто среднее между «Репортажем» и «Чужими на районе», только без зомби и без инопланетян, но с примесью триллера и фильма-катастрофы. Неудивительно, что именно на молодого французского режиссера, снявшего «Паутину», пал выбор Сэма Рэйми: Себастьян Ваничек станет следующим в когорте авторов, работающих над омологацией «Зловещих мертвецов». Современная классика жанра – вряд ли. Хороший во всех смыслах хоррор с совершенно термоядерным финалом – определенно да.
.
7,5/10
|
</> |