Вербное воскресение на картине художника Шварца.
mi_ta_pe — 10.04.2023
Праздник "Вход Господень в Иерусалим" имеет в православии и другие
названия - "Вербное воскресение" и "Шествие на осляти".У русского художника Вячеслава Григорьевича Шварца есть картина, посвящённая этому Празднику. Полное её название: "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти".
Когда Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет "по части восточных языков", то увлекся лекциями профессора Николая Ивановича Костомарова, историка и этнографа, так как всегда чувствовал в себе интерес к истории. Под влиянием полученных знаний Шварц стал писать картины на исторические темы, одной из которых стала вышеупомянутая картина, иллюстрирующая религиозную жизнь старинной Москвы во времена царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.

Шварц В. Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865. • Холст, масло. 60 х 122. Русский музей, Михайловский дворец, зал 18.
На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви "Вход Господень в Иерусалим" (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх "верхом на осляти" с группой митрополитов и епископов, и их связывает в единое целое тоненький красный шнур от трензеля узды "осла" к руке царя.
Крестный ход с царём и патриархом в день праздника Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресение) – это православный обряд, символизирующий въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле. В Иерусалиме народ встречал Иисуса Христа как царя с пальмовыми ветками в руках, и у участников празднества также в руках пальмовые ветви, перевитые лентами.
На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые "ближние бояре", а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветка, в правой руке красный шнур-уздечка, имитация того, что Царь одна из главных фигур Праздника.
Иисус Христос въехал в Иерусалим на осле, а не на лошади, как военачальники и правители, потому что осёл – это единственное животное, которое упоминалось в Писании и обладало способностью увидеть Ангелов и говорить человеческим языком.
"Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкой. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?" (Числ. 22:27-28).
В крестовом ходе Царя и Патриарха роль осла выполняла белая лошадь, наряженная в белую попону и колпак с ослиными ушами. Почему в русском государстве для церемонии не нашлось осла – это вопрос, на который я не нашла ответа. Могу лишь предположить, что с высоты лошади патриарху было сподручнее осенять народ крестом.
Патриарх на импровизированном осле-лошади предположительно Никон. Он в парадном облачении, на голове митра-корона с крестом и зубчатым венцом над нижним пояском. В его левой руке Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, в правой руке золотой крест, которым Патриарх благословлял народ.
Патриарха сопровождают высшие чины - священники с перевитыми лентами пальмовыми ветками. За патриархом идут митрополиты и епископы, у них на головах митры в форме полусферических шапок с меховой опушкой.
Картина В.Г. Шварца замечательная.
Изобразив крестный ход Царя и Патриарха, художник показал празднование Вербного воскресения (Дня Входа Господня в Иерусалим), как он происходил в допетровское время. Этот праздник по своей сути имеет глубокий смысл - это праздник Ожидания счастливого будущего, то есть пребывания в вечности!
Господь пришел в Иерусалим как Мессия, чтобы законно воссесть на Троне. Народ ликовал, кричал "Осанна", расстилал перед Ним свои одежды, держал в руках пальмовые ветви. В Израиле того времени бытовало убеждение, что пальмовая ветвь – это символ независимости от Римской Империи.
В наших краях пальмы не растут, поэтому они были заменены ветками распространённого вербного дерева, которые в современном значении были знаком независимости от Царства Смерти: "Ибо поглощена будет смерть навеки" (Исайя 25,8).
Господь пришёл, чтобы воцариться над Израилем и исполнить предназначение Мессии, о котором писали древние еврейские пророки, но Его мессианство было отвергнуто, а троном для Христа стал Крест на Голгофе.
Отвергнув настоящего Мессию, народы мира до сих пор пребывают в ожидании Его прихода, совершая репетицию Его долгожданной встречи.
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Павловский дворец
Это что - всерьёз?..
Певец Ярослав Дронов (Shaman) отпраздновал 34-летие
Кинематограф. Голый пистолет
Японская принцесса Айко на банкете во Вьентьяне
К началу Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота...

