Вербное воскресение на картине художника Шварца.

топ 100 блогов mi_ta_pe10.04.2023 Праздник "Вход Господень в Иерусалим" имеет в православии и другие названия - "Вербное воскресение" и "Шествие на осляти".
У русского художника Вячеслава Григорьевича Шварца есть картина, посвящённая этому Празднику. Полное её название: "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти".

Когда Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет "по части восточных языков", то увлекся лекциями профессора Николая Ивановича Костомарова, историка и этнографа, так как всегда чувствовал в себе интерес к истории. Под влиянием полученных знаний Шварц стал писать картины на исторические темы, одной из которых стала вышеупомянутая картина, иллюстрирующая религиозную жизнь старинной Москвы во времена царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.

В.Г. Шварц. Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче..jpg
Шварц В. Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865. • Холст, масло. 60 х 122. Русский музей, Михайловский дворец, зал 18.


На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви "Вход Господень в Иерусалим" (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские). Изображение условно делится на две части – справа царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх "верхом на осляти" с группой митрополитов и епископов, и их связывает в единое целое тоненький красный шнур от трензеля узды "осла" к руке царя.

Крестный ход с царём и патриархом в день праздника Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресение) – это православный обряд, символизирующий въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле. В Иерусалиме народ встречал Иисуса Христа как царя с пальмовыми ветками в руках, и у участников празднества также в руках пальмовые ветви, перевитые лентами.

На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые "ближние бояре", а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки. В левой руке царя пальмовая ветка, в правой руке красный шнур-уздечка, имитация того, что Царь одна из главных фигур Праздника.

Иисус Христос въехал в Иерусалим на осле, а не на лошади, как военачальники и правители, потому что осёл – это единственное животное, которое упоминалось в Писании и обладало способностью увидеть Ангелов и говорить человеческим языком.

"Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкой. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?" (Числ. 22:27-28).

В крестовом ходе Царя и Патриарха роль осла выполняла белая лошадь, наряженная в белую попону и колпак с ослиными ушами. Почему в русском государстве для церемонии не нашлось осла – это вопрос, на который я не нашла ответа. Могу лишь предположить, что с высоты лошади патриарху было сподручнее осенять народ крестом.

Патриарх на импровизированном осле-лошади предположительно Никон. Он в парадном облачении, на голове митра-корона с крестом и зубчатым венцом над нижним пояском. В его левой руке Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, в правой руке золотой крест, которым Патриарх благословлял народ.

Патриарха сопровождают высшие чины - священники с перевитыми лентами пальмовыми ветками. За патриархом идут митрополиты и епископы, у них на головах митры в форме полусферических шапок с меховой опушкой.

Картина В.Г. Шварца замечательная.
Изобразив крестный ход Царя и Патриарха, художник показал празднование Вербного воскресения (Дня Входа Господня в Иерусалим), как он происходил в допетровское время. Этот праздник по своей сути имеет глубокий смысл - это праздник Ожидания счастливого будущего, то есть пребывания в вечности!

Господь пришел в Иерусалим как Мессия, чтобы законно воссесть на Троне. Народ ликовал, кричал "Осанна", расстилал перед Ним свои одежды, держал в руках пальмовые ветви. В Израиле того времени бытовало убеждение, что пальмовая ветвь – это символ независимости от Римской Империи.

В наших краях пальмы не растут, поэтому они были заменены ветками распространённого вербного дерева, которые в современном значении были знаком независимости от Царства Смерти: "Ибо поглощена будет смерть навеки" (Исайя 25,8).

Господь пришёл, чтобы воцариться над Израилем и исполнить предназначение Мессии, о котором писали древние еврейские пророки, но Его мессианство было отвергнуто, а троном для Христа стал Крест на Голгофе.
Отвергнув настоящего Мессию, народы мира до сих пор пребывают в ожидании Его прихода, совершая репетицию Его долгожданной встречи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если бы кто-нибудь всерьёз занялся классификацией туристов, то подобных мне типов можно было бы назвать «железнодорожниками». Да, мои дороги в значительном большинстве – «железные», в том смысле, что иду или еду я по заранее составленному маршруту, GPS-трекам, практически почасовому ...
Или наоборот. Чем занять себя на пару часов, чтобы не маяться? Вымыть сортир, а потом пописать, хехе. Пришли из театра, он включил телевизор, а там – Маковецкий рекламу показывает. Вот видишь, сказал Главный Искусствовед, можно было дома на него посмотреть. – Но мы же в буфет шли! – ...
А дурак - красно.Подозреваю, что это поговорка моей бабушки, но во всяком случае - меня сопровождает с малых лет, так как я люблю красный цвет. Люблю я его без особой взаимности - я очень плохо различаю оттенки красного, но взамен сами слова - названия оттенков меня интриговали и ...
Певицу Юлию Самойлову, заявленную в качестве российской участницы музыкального конкурса «Евровидение-2017», отправят на соревнование в следующем году. Такое обещание дали представители Первого канала, сообщает ТАСС во вторник, 22 марта. «В том случае, если Украина не допускает Юлию ...
Tyoma Tyoma Video http://youtu.be/9VD01jH0A1s Tyoma and Pooh Tyoma and Pooh ...