Вера как музыка...

топ 100 блогов ru_antireligion24.01.2010

Так случилось, что за последнее время мне случилось несколько раз вступить в разговоры о вере и религии. В разных местах, и с разными людьми, но было в тех беседах нечто общее - и не очень мне нравящееся - что заставило меня разыскать один свой старый текст и выложить его сюда.

       

Я обычно исхожу из надежды, не всегда оправданной, что всякий человек желает понять другого и, в принципе, может. Вопрос в том, что следует за тем, когда понять - все-таки не получается. Тут-то и начинается самое интересное.

Ну вот возьмем предельно упрощенный пример: человек без музыкального слуха, не в профессиональном смысле, а именно в медицинском, когда музыка застревает где-то посреди слухового нерва, и воспринимается лишь как набор раздражающих звуков.

Этот человек многократно слышал и читал, что музыка есть величайшее из искусств, что умение ее слышать и понимать сулит неисчислимы наслажденья. Но - он не слышит и не понимает.

И что он должен думать, когда видит, как зал замирает на долгие мгновенья после жалобы Калафа (ведь ничего, ну ничего в той жалобе нет, ни даже внятного мотивчика), а потом взрывается овациями? Если рядом с ним седой генерал плачет, не скрываясь, когда Домский орган обрушивает в зал ре-минор Баха?

Он может принять это как данность – и успокоиться на том. Он может начать пытаться постичь музыку, ходить к педагогам, даже к врачам, и, возможно, даже удастся что-то сдвинуть, изменить, и новый мир откроется ему.

Но если - не удастся?

На мой взгляд, благородная норма в этом случае - продолжать жить, как жил, понимая, что ты лишен всего лишь одной грани мира, а их так много! Их много, и справедливая природа взамен может одарить чем угодно, что неведомо самому искушенному меломану - математическим гением, позволяющим наслаждаться чеканной красотой формул и выкладок, умением понимать и врачевать людей, родительским талантом, наконец - и в твоей семье воцарится то, выше чего нет на свете: спокойное теплое счастье.

И знать: другим дано, и спрашивать с живым интересом - как это? - и, если даже и завидовать им порой - то по-хорошему.

Худший же путь - убедить себя, что нет в этой самой музыке ничего такого, из-за чего стоило бы стоять ночами за билетами в Большой или на Паваротти, платить безумные деньги за эксклюзивную акустику, тащиться в этот несчастный собор вместо того, чтобы попить кофе с бальзамом в таких уютных рижских кафешках. Нет ничего, кроме многовековых привычек: тот - великий композитор, этот - просто гениальный. И те, кто в эти условности играет - те обыкновенные снобы, рабы светских условностей и моды.

Это ведь не так уж и неверно, правда? Действительно, множество людей полагают необходимым поставить галочку в обязательной туристической программе Риги, и покорно отсиживают положенный концерт, думая про себя: до чего же громко-то. Многие считают западло не посетить заезжий оркестр, билеты на который зашкаливают за разумные пределы, - а сами в зале забывают выключить мобилы. Хватает и снобов, громко сравнивающих в фойе Шнитке и Кренека, но в душе предпочитающих Алсу, - но разве повод это мерить этими мерками всех без исключения?

Это путь - худший, но он же, увы, самый легкий и частый. Мне странна эта потребность человека - принизить непонятное в другом. Но она есть. Она прорывается в ксенофобию, в ненависть к интеллигентности, к образованию, к красоте. И к вере.

Да, к вере приходят разными путями и по-разному: по традиции и по воспитанию, от невежества, от большого горя, от необходимости духовной опоры, и - о да! - оттого, что не хватает силы принимать этот мир таким, как есть. Всяко бывает. И вера бывает разная.

Я, в отличие от многих верующих, не могу считать, что неверующий человек обязательно подобен лишенному слуха из моего примера, что жизнь его бедна и лишена внутреннего света, - нет. Полнота и насыщенность жизни зависит от самого человека, и, боюсь, никакой свет не поможет, если он светит - в пустоте.

Но, когда человек неверующий, исследуя феномен веры, начинает объяснять всякого верующего внутренней дефектностью - от примитивного «надо быть глупцом, чтобы верить в Бога» до сложных психологем, сводящихся в итоге к душевной ущербности верующих, - именно это я называю интеллектуальной и духовной несостоятельностью. Это значит: ему не хватает ума, чтобы признать существование границы его понимания, и не хватает души, чтобы удержаться от соблазна принизить то, что за этой границей. Принизить, чтобы создать успокоительную иллюзию снисходительного понимания.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привычная ситуация в аэропорту, допустим в Турции:пассажиры рейса прошли на посадку, а некто, зарегистрировавшись на рейс, застрял в дьютике. Покричав полчасика "Господин Козакофф!!!", диспетчер отправляет самолет на взлет.Внимание вопрос: Что ...
На протяжении всего существования России как государства, среди его населения проживает довольно странная прослойка общества. Группа людей внешне ничем не отличается от среднестатистического человека. Но есть одна маленькая особенность в критический момент для страны они выбирают ...
Независимая Ассоциация врачей Царьграду и другим следует знать, кого они приглашают на дебаты по вакцинации в качестве экспертов. Как видим, шмурдяк продвигают мутные личности с весьма сомнительной репутацией. Соответственно, с такими же мутными целями, и это явно не забота о ...
Иорданская принцесса Хайя бинт аль-Хусейн - личность незаурядная. Она 6-й ребенок покойного короля Иордании Хусейна ибн Талала (всего у Хусейна было 11 детей - тамошние монархи многодетны) и, соответственно, сестра нынешнего короля Абдаллы II. Но это далеко не все достижения принцессы ...
Приглашаю в мой музыкальный мир! Красивая музыка наполнит Вас гармонией и в вашей жизни все будет хорошо! E-NUN. -Juliana- ...