Венская опера.
ariananadia — 03.03.2021
Театр, долгое время считавшийся лучшим в Европе. Театр, переживший
глубочайший кризис во времена фашистской оккупации. Театр, хранящий
традиции прошлого, знаменитый своими постановками Моцарта и
Вагнера. Все это — Венская опера! Об истории знаменитейшего
австрийского оперного театра расскажет сегодня Diletant.media.
Придворный театр.
Венская опера как явление возникла в середине XVII века. Именно
тогда итальянская труппа давала свои первые оперные представления
при австрийском дворе. Во второй половине века на сцену выходила
уже австрийская труппа, правда, в основе репертуара лежали все так
же итальянские произведения. В те времена артисты выступали в
основном на сцене венского Бургтеатра или Кернтнертортеатра. Эпоха
барокко давала о себе знать — постановки были чрезвычайно
пышными.
До 1918 года театр находился под покровительством Габсбургов и
носил название Придворного оперного театра (нем. Wiener
Hof-Operntheater). В 1920-х гг. неофициально его стали называть
государственным, но официальное название Венской государственной
оперы (нем. Wiener Staatsoper) он получил лишь в 1938 году, с
началом аншлюса. Во время Второй мировой войны К. Краус, В.
Фуртвенглер, К. Бём руководили постановками сочинений Моцарта,
Бетховена, Верди. В 1938 состоялась премьера оперы «День мира» Р.
Штрауса, к 1944 были поставлены все его оперы.
В течение своей 150-летней истории, Венская опера
засвидетельствовала огромное количество триумфов. Здесь блистали
актёры, певцы, музыканты. Особую роль всегда играл Директор Оперы.
Наиболее известным среди прочих Директоров был Густав Малер. По
словам современников, он не руководил, а исполнял божественную
миссию с 1897 по 1907 год.
6 марта 1945 года в результате американской бомбардировки здание
театра было частично разрушено. Восстановительные работы
продолжались до 1955 г.[3], и, наконец, 5 ноября 1955 г. театр был
открыт постановкой «Фиделио» Бетховена (под управлением К. Бёма).
Тогда же была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской
опере.
Важным событием в театральном мире Австрии стало назначение Глюка
придворным капельмейстером в 1754 году. Именно Глюку принадлежит
заслуга развития особого национального оперного стиля, который
основывался на жанре зингшпиля. XVIII век был ознаменован
постановками Моцарта, Умлауфа и Диттерсдорфа.
Глюку принадлежит заслуга развития особого национального оперного
стиля
Но знаковым для театра стал именно XIX век. Именно тогда на венских
сценах появились знаменитые постановки немецких, австрийских,
итальянских и даже французских композиторов! Именно тогда на сцене
появились постановки Бетховена «Фиделио», «Сорока-воровка» и
«Вильгельм Телль» Россини, «Риголетто» и «Трубадур» Верди,
«Лоэнгрин» и «Тангейзер» Вагнера, «Фауст» Гуно и многие другие. В
представлениях принимали участие настоящие оперные звезды того
времени: Унгер, Зонтаг, Мильдер-Хауптман.
Главным событием для венского театра XIX века стала постройка
нового здания. Строительство начали в 1861 году. Архитекторами
нового театра были Август фон Зикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль.
Опера была одним из первых строений, которое возводилось на
Кольцевой улице в Вене. Правда, здание оперы вызвало нападки
критиков и прессы, что послужило причиной трагическим событиям в
судьбах архитекторов. К открытию нового здания ни одного из них уже
не было в живых. Ван дер Нюль покончил с собой, а Зикардсбург
скончался от сердечного приступа.
Главным событием XIX века стала постройка нового здания
Сегодня здание считается одной из важнейших достопримечательностей
Вены.
Правда, то, что мы видим в современном городе — лишь реконструкция
разрушенного фашистами здания по сохранившимся чертежам. Тем не
менее, выполненное в стиле неоренессанса здание поражает своей
роскошью. Фасад украшен фрагментами из оперы Моцарта «Волшебная
флейта» и геометрически расположенными арками, пилястрами и
колоннами. Интерьер соответствует внешнему облику: огромная
парадная лестница украшена скульптурами и канделябрами, на потолке
— роспись и лепнина. Ложи в зале обиты пурпурной тканью, а главная
люстра выглядит совсем не похожа на те, что мы привыкли видеть в
театрах.
Новоселье Венская опера отпраздновала постановкой «Дон Жуана»
Моцарта. Чуть позже в театр пришел Ханс Рихтер, знаменитый дирижер
и музыкальный директор. При нем в репертуаре Венской оперы появился
Вагнер: тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда»,
«Отелло». Не обошлось и без современных на тот момент опер
Корнелиуса, Массне и Хумпердинка. Именно при Рихтере театр впервые
обратился к балету. Особой популярностью пользовались «Кукольная
фея» и «Солнце и земля» Байера.
Густав Малер (1909)
В начале XX века бразды правления принял Малер. Он сделал венскую
оперу одним из лучших европейских и мировых оперных театров. Он был
по-настоящему строг: тщательно прорабатывал каждую деталь
постановки, требовательно относился не только к солистам, но и к
хору и оркестру. Начало века было ознаменовано постановками
произведений «Богема», «Фальстаф», «Электра» Штрауса и «Евгений
Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского.
Малер сделал венскую оперу одним из лучших мировых оперных
театров.
1898
Свое современное название театр получил только после 1918 года, с
образованием Австрийской республики. Это был период расцвета, на
сцене появлялись знаменитые произведения Моцарта и Верди, Штрауса и
Равеля.
Центральная лестница
Фойе театра
буфет
Но все закончилось с началом Второй мировой войны. Семь лет
фашистской оккупации не прошли даром, и Венская опера пришла в
упадок. К тому же, в 1945 при бомбардировке Вены здание театра было
разрушено. Но сразу после освобождения Австрии Венская опера
принялась за работу, и вскоре к ней вернулась слава одного из
лучших оперных театров мира. К 1955 здание полностью
восстановили.
nbsp;
За вторую половину XX века на сцене было поставлено множество
классических и современных произведений. Репертуар театра —
настоящий праздник для ценителя музыки! Тут и «Свадьба Фигаро»
Моцарта, и «Юлия Цезарь» Генделя, и «Орфей» Глюка, и «Кольцо
Нибелунга» Вагнера, и «Саломея» Штрауса!
После лет затишья любители оперы снова реками потекли в Вену, чтобы
насладиться музыкой знаменитых композиторов. Интересно, что среди
музыкантов Венской оперы нашлись даже любители рока, которые
основали свою группу «Angizia».
Самые продолжительные аплодисменты в Венской государственной опере длились более 70 минут. В 1991 году после окончания «Отелло» зрители наградили столь долгими аплодисментами Пласидо Доминго. В благодарность за бурные овации он поклонился зрителям более ста раз.
Венская государственная опера и Венгерский государственный оперный театр в Будапеште похожи, если не как две капли воды, то все равно очень заметно. Они были открыты с разницей в 15 лет и построены разными архитекторами, но судя по всему, венгерский архитектор с забавной фамилией Ибль подражал венским коллегам.
Конфузов и курьезов Венская опера не избежала. Так, у одной очень известной оперной дивы во время представления из-за софита загорелся парик. Ее партнер,который по сценарию уже лежал «мертвым», вскочил и принялся помогать тушить воспламенившиеся локоны. Оперная певица, видимо заподозрив, что ее партнер забыл свою роль, металась по сцене, пытаясь от него убежать. В конце концов, уже за кулисами пламя на парике было потушено. Но зрители успели вволю повеселиться.
Сцена...строение.
осветительные приборы опустили для проверки.
Внутренности сцены-сложное высокотехнологическое хозяйство.
Здание оперы, которое сегодня вызывает восхищение, после открытия в 1869 году стало предметом ожесточенных нападок и язвительных насмешек. Во многом это объяснялось сокращенным пространством для демонстрации туалетов: всего три ступени отделяют вход в оперу от оживленной улицы, по которой проходят трамвайные пути, а парадная лестница есть только внутри здания. Архитекторов Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля обвиняли в безвкусии. Нелестно высказывался и кайзер. Не вынеся такого бесчестья, Ван дер Нюль повесился. Спустя два месяца умер от инфаркта его коллега. Если верить легенде, после этого император Франц Иосиф более позитивно высказывал свое мнение по вопросам искусства, используя одну и ту же, ставшую крылатой фразу: «Это было прекрасно и очень меня порадовало...»
Во время бомбардировки Вены в 1945 году здание оперного театра было полностью разрушено, и после войны его фактически воссоздавали заново. В 1955 году после продолжительной реставрации Венская опера открылась показом оперы Бетховена «Фиделио». На месте разрушенного войной Императорского зала и Kурительной комнаты был создан Мраморный зал – буфет, комната для отдыха во время антракта, место, где все равны – и обладатели билетов на стоячие места и счастливчики, забронировавшие ложи.
Балетные постановки не особо ценятся в стенах Венской оперы. Пожалуй, единственным исключением в репертуаре является популярный балет «Лебединое озеро». Подумать только, он ставится в Венской опере с 1964 года! Во время премьеры публика без устали рукоплескала Рудольфу Нурееву и Марго Фонтейн. Жители и гости австрийской столицы были покорены талантом двух ярчайших звезд балетного искусства.
По традиции все партии солистами исполняются без микрофонов и только на языке оригинала. Но на специальных экранах, вмонтированных в спинки кресел и поручни стоячих мест, во время представления высвечиваются тексты синхронного перевода.
Венский оперный бал, статусный и грандиозный, традиционно проходит в Венской опере в феврале. Он считается апофеозом бального сезона и собирает селебрити со всего мира.
Если вы хотя бы раз будете проходить мимо Венской оперы, непременно увидите, а может быть даже вступите в разговор с людьми в красных камзолах и белых париках а-ля Моцарт. Ряженые «Моцарты» – легальные продавцы билетов, но чего только они не предлагают туристам! Будьте осторожны: вместо билетов в Венскую оперу они запросто могут продать что угодно, даже билеты на концерт художественной самодеятельности! Справедливости ради стоит отметить, что вероятность купить у них «правильный» билет все же существует. Заказать же билеты в Венскую оперу, не опасаясь за их подлинность и надежность, можно на сайте
https://www.culturall.com/ticket/isto
Венский бал. Дебютантки.
На время бала, только на одну ночь, интерьер театра преобразуется. Из зрительного зала убирают все кресла, пол поднимают до уровня сцены и застилают специальным паркетом. Огромный зал украшается композициями из тысяч живых цветов. По традиции бал открывает президент Австрии, после чего молодые дебютанты танцуют полонез. Цена билета от 250 евро, аренда ложи – более 10 тысяч евро. Гостей обслуживают не только официанты, есть даже обувной мастер и портной. Они призваны заботиться (если не дай бог такое случится) о потерянных каблуках, сломанных дамских шпильках, порванных фраках и платьях. Оперный бал - событие настолько важное, что транслируется в Австрии в прямом эфире, а еще более чем в 50 странах мира - в записи.
https://diletant.media/articles/26731699//
Stefan, Paul. Das neue Haus. Ein Halbjahrhundert Wiener Opernspiel und was voranging. — Wien/Leipzig: Strache, 1919.https://www.wiener-staatsoper.at/
|
</> |