Велоинфраструктура: курица или яйцо?
leonwolf — 06.07.2011 И еще один пост напишу, маленький. (Мне просто надо по работе одну штуку сделать, а вылезать, даже на время, из отпускного настроения очень лень. Поэтому пока оправдываю себя написанием постов. Сейчас темы закончатся, и все равно придется работу работать).Год назад, в первом выпуске программы "Среда Обитания" на станции "Эхо Москвы в Екатеринбурге", мы говорили с Владимиром Злоказовым о велоинфраструктуре - о том, нужна ли она Екатеринбургу, возможна ли, и о том, что должно идти вперед - велосипедисты или велоинфраструктура? Володя защищал один подход: нужно создать велоинфраструктуру, тогда и велосипедисты появятся. А я другой: вот пусть сначала велосипедисты обозначатся, покажут, что представляют собой значительную часть населения, интересы которых надо принимать во внимание - тогда город должен будет начать заниматься инфраструктурой для них. (Не то, чтобы я был уверен в своей правоте, но чтобы передача была интересной, нужен конфликт точек зрения; на самом же деле у меня тогда не было ярко выраженной собственной позиции по этому вопросу).
Сегодня я убедился в том, что Володя был прав на 100%.
Ситуация такая. Прилетев в Голландию, мы, как обычно, арендовали в аэропорту машину, чтобы доехать до того места, где у нас забронировано бунгало. Никак иначе: до ближайшей автобусной остановки 2.5 километра, куда мы с ребенком и тремя чемоданами? И машину оставили еще на несколько дней - обустроиться, закупиться продуктами в супермаркете (до которого тоже неблизко), поездить по достопримечательностям. И вот сегодня настала пора машину сдавать; переходим, согласно заранее намеченному плану, в режим пляжного отдыха с небольшими велосипедными вылазками по окрестностям. Велосипеды, конечно же, арендовали в первый же день - здесь это просто необходимая вещь.
Встал вопрос: ОК, я доеду на машине обратно до аэропорта, сдам ее - и как буду добираться назад? Расстояние небольшое, около 25 километров - но прямой транспортной связности нет. Надо ехать с пересадкой (через Амстердам) на поезде, потом на автобусе, и потом еще полчаса пилить пешком (все те же 2.5 километра) - итого получается около 2 часов и ноль удовольствия. И тут возникла идея: так я же могу вернуться на велосипеде! Погрузил велосипед в машину (сложил задний ряд кресел, и он вошел как раз; машина, если интересно - Citroen C3 Picasso), доехал до автопрокатной конторы, сел на велик, и поехал назад.
Решение было довольно спонтанным, времени на подготовку не было: не было ни карт (просто негде их было по пути купить, да и не хотелось, для одной-то поездки), ни каких-либо иных инструментов навигации. В телефоне - российская симка, то есть пользование картами тоже исключено. В любой другой стране мира я бы ни за что не решился на такую авантюру - выброситься за 25км до точки назначения, и, не имея никаких средств навигации добираться до нее на велосипеде. В Голландии это решение было легким и понятным - и именно благодаря наличию инфраструктуры. Я твердо знал следующее:
1) Существует плотная сеть отличных велодорожек, которая обеспечивает достаточную связность. Заведомо не придется долго петлять, заведомо не придется добираться проулками. Существует путь из точки А в точку Б, приближенный к геометрически кратчайшему, проходящий по твердому покрытию, снабженный указателями направлений.
2) Существует информативная сеть дорожных указателей, ориентированных специально на велосипедистов. По этой сети очень просто ориентироваться, и она достаточно густая, чтобы можно было быстро исправлять случайные ошибки.
Еще раз подчеркну мысль: я знал, что такая инфраструктура есть - и принял решение в пользу поездки на велосипеде. Если бы инфраструктуры не было - поехал бы на поезде и автобусе. То есть, принцип, озвученный Володей Злоказовым, сработал на практике.
Вот, что у меня получилось, когда я нанес пройденный маршрут на карту (точка отправления обозначена, почему-то, буквой B, а точка прибытия - буквой A):
Геометрическое расстояние - 22км, я реально проехал чуть больше 32км, один раз очень свернул не туда на выезде из Lisse (но достаточно быстро смог по указателям сориентироваться и вернуться на маршрут), и еще один раз, уже близко от цели, сознательно проехал не кратчайшим путем, чтобы исследовать интересную дорогу. Все навигационные данные, которыми я пользовался - это знание, что мне надо как-то проехать через Nieuw-Vennep и Lisse, всё остальное мне обеспечила инфраструктура дорожек и указателей.
|
</> |