Великолепный век

топ 100 блогов used_against15.07.2025 Это единственный сериал, который я посмотрела почти целиком.

Вообще я не смотрю никакие сериалы. В 90-х я иногда после работы включала полицейские, это были бесконечные короткие сюжеты - по одному на вечер. Их можно было смотреть с любого места. Или не смотреть.

Для меня само слово "сериал" было синонимом то ли жвачки, то ли хрючева - в общем, чего-то низкосортного, категории "Б" и даже ниже. Фильм и сериал - это как книга и комикс, или оперная музыка и танцпольный тыц-тыц, ну понятно. То есть это по определению то, что не может быть хорошим, потому что снимается на ходу, абы как, и не имеет концепции, законченности, целостности (а только она определяет искусство).
Исключением был, пожалуй, Линчевский "Твин Пикс".

Западные сериалы 2000-х и вовсе стали чем-то страшным. Там начали вкорячивать сюжеты, от которых зубы сводило буквально с первых кадров - это и натянутость, и глупость, и штампованность, и ужасная игра актёров, и что-то очень мерзко-неестественное, вызывающее инстинктивное отвращение. Бесполый несуществующий в природе "доктор Хаус", гей-Холмс и прочая тошниловка.
Тогда я поняла, что сериальщики не просто гонят халтуру, а не могут - даже когда хотят.

И вот на хз каком году существования сериальной индустрии я случайно увидела кадры из уже давно снятого турецкого сериала "Великолепный век".
Что меня зацепило? Наверное, то, что цепляло в любом фильме - когда я с первых же кадров знала, смотреть или выключать. Это всё, что составляет работу кинематографистов: режиссура, операторская работа, игра и подбор актёров, музыка - всё в комплексе. И практически всегда это отражено в любом кадре, даже случайном.

Через полгодика я этот сериал таки нашла и стала смотреть. Я не ошиблась.
Сериал был концептуальным, и это самое главное, что о нем нужно сказать.

Те, кто увидел в нём "слащавую мелодраму для домохозяек", просто отзеркалили самих себя - своё ограниченное восприятие приписали режиссерам. Та же история, кстати, была с "Титаником" Кэмерона, когда огромное количество людей посчитали фильм "мелодрамой", хотя любовная история там была только инструментом выражения основной идеи - ничтожности человека и его тщеславия перед стихией, перед Богом и Смертью, когда абсолютно всё теряет значение, кроме любви, силы человеческого духа и самопожертвования. Этому подчинен весь фильм, идея выражена буквально в лоб, как принято у американцев, но стада баранов даже этого не поняли. Ну ОК. Великолепный век намного сложнее Кэмерона. :)

Режиссеры задались целью понять эпоху.

Безусловно, историчностью пришлось пожертвовать: создавалось коммерческое кино. Но когда ты пытаешься понять, а не воссоздать, историчность только мешает - потому что твоя задача не показать, а донести смысл.
А это лучше делать в том контексте, который более-менее понятен твоей эпохе, твоему зрителю.

В фильме (я могу называть его именно фильмом) нет положительных и отрицательных персонажей, это одна из основных идей его создателей. Фильм воспроизводит жизнь во всей её неоднозначности, и сам формат сериала ошеломляюще и неожиданно становится инструментом и основой концепции фильма.

Практически каждый характер очень ярко выражен и проработан, развивается и меняется в течение фильма. Актеры прекрасны. Но самое удивительное - это то, как глубоко и философски авторы сознают - и показывают - законы жизни, которые единственные и определяют действия персонажей, в том числе исторических фигур. Глубина восприятия событий той эпохи авторами фильма составляет разительный контраст со штампованными заявлениями современных абырвалгов, способных связать в голове не больше двух пунктов, и те только прямой линией.

Философичность буквально пронизывает фильм, и особенно ярко выражается в политических и военных линиях сюжета. Были моменты, которые пробирали меня до костей - например, выступивший против османов религиозный лидер, принимавший посла с ультиматумом от Сулеймана. Это просто потрясающая сцена: посол в нарочито яркой, богатой одежде, с вызовом сообщает условия величественному старцу в белоснежном одеянии, насмешливо и снисходительно слушающему его под ритмичный бой барабанов - и с презрением отвергающему предложение сдаться. И у тебя нет сомнений, почему за этим человеком идут толпы последователей - идут на смерть.

Или знаменитая сцена после победы Сулеймана в битве при Мохаче, когда он ложится в вырытую могилу, чтобы подавить гордыню и осознать ничтожность мирских побед перед вечностью и смертью.

В сериале очень много подобных моментов. Но они всё же не для тех, кто не способен понять логику истории, логику жизни (и логику смерти), а на любое упоминание старой эпохи заявит "да они там все отсталые были, то ли дело сейчас".
Не догадываясь, что "толиделосейчас" скоро закончится, и учиться им придётся у сильных людей древних эпох. И лучше бы им вовремя задуматься над структурой мира, и попытаться понять, почему люди в шестнадцатом веке жили и вели себя не так, как в двадцать первом. Почему смерть всегда была болью и трагедией, но жила рядом с каждым и становилась обыденностью. Почему убийство родного брата или сына могло стать неизбежностью, а массовая казнь - единственным выходом. Почему религиозность была основой мировоззрения, несмотря на то, что с ней соседствовали научные открытия.

Но, боюсь, до абырвалгов так ничего и не дойдёт, хотя уже сейчас они на полном ходу впечатываются головами в результаты своего непонимания.

Аминь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
помню как у нас в Ташкенте в начале-середине 80х вывоз мусора был организован на отлично  - из подъездов 9ти этажек с мусоропроводами ежедневно и несколько раз в день (емнип 2, ...
Сейчас возликуют мои украинские комментаторы и наставят мне лайков к посту. В Туапсе некий дрон влетел в нефтебазу. Нефтебазу до утра потушат. Нефти в Россиии жопой жуй. Мне это напомнило анекдот про пьяного мужика в трамвае... А вот в Украине, как мне кажется, завтра объявят ...
Два мира, ога Кто-то фотографирует вот это А кто-то вот это Вопрос: кто из фотографов пидарас-Другой? upd а вот еще высказывание одного дебила-говнофотографа Варламова Я общался со многими пограничниками. Все, как один, уверяли меня, что ни ...
Добрый всем день) Меня зовут Аня, мне 26 лет, 2,5 из которых я живу в индийском городке Пондичерри. Как несложно догадаться, замужем я за индийцем) У нас растет дочка 2х лет и в августе снова ожидается прибавление. Сегодня я хочу показать вам наше немного необычное воскресенье, которое ...
Нет предела для совершенства! Постоянно нахожу то, что можно исправить, добавить, улучшить. Думаю, что буду делать это даже после завершения всего шеститомного проекта "5000 фильмов". И если кто пожелает, буду повторно рассылать читателям обновлённые версии каждого из томов. Редактура ...