Великий слонопетух


27 февраля 1965 года впервые поднялся в воздух советский транспортный самолет-гигант Ан-22 "Антей", который эксплуатируется до сих пор по сей день остается крупнейшей в мире турбовинтовой летающей машиной. Помимо официального названия, взятого из древнегреческой мифолгии (что для СССР было очень необычно), самолет носит данное ему летчиками неофициальное прозвище "Слон", а в НАТО ему почему-то присвоили кодовое наименование "Соck" — "Петух".
Серийное производство Ан-22 продолжалось с 1966 по 1976 год и за это время было построено 68 бортов, поступивших на вооружение советской военно-транспортной авиации. В общем, не так уж много, но для столь огромной машины — весьма солидно. Назначенный ресурс, составлявший 25 лет, давно истек, тем не менее, по состоянию на прошлый год, в России еще летают четыре "Слона" и два находятся на хранении. Четыре самолета, доставшиеся Украине при распаде СССР, уже списаны.
"Антеи" широко применялись для переброски войск и техники во время Афганской войны, при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, во многочисленных военных учениях, а также — в обеих Чеченских войнах. За почти 60 лет службы 10 бортов разбились в авариях и катастрофах (последний, на сегодняшний день, — в 2010 году), но боевых потерь не было.
Ан-22 — обладатель 41 мирового рекорда скорости с грузом и грузоподемности, в частности, 27 октября 1966 года экипаж летчика-испытателя Давыдова поднял нагрузку (бетонные блоки) массой 88 тонн на высоту 6600 метров, перекрыв предыдущее американское достижение сразу на 35 тонн. А ровно через год тот же экипаж побил собственный рекорд, подняв фантастический груз более чем в 100 тонн на 7880 метров. 19-21 февраля 1973 года летчица Марина Попович установила сразу 12 мировых рекордов скорости с грузом 30, 35, 40, 45 и 50 тонн на маршруте 2000 километров.
К сожалению, век "слона-долгожителя" подходит к концу и вскоре мы этих самолетов в небе уже не увидим. Но свое веское слово в истории авиации они сказали.
На заставке — камуфлированный Ан-22 российских ВВС, фото Дмитрия Пичугина.

Первый опытный экземпляр Ан-22 с эмблемами "Аэрофлота" в аэропорту "Шереметьево", 1965 год.


Кабина пилотов и рабочее место бортинженера Ан-22.

Огромный грузовой отсек.

Погрузка в "Антей" боевого вертолета Ми-35, фото Александра Пака.

Два "слона" под снегопадом. Живописное фото Никиты Белякова.

Один из украинских "Антеев" которые уже не летают.

"Антей" с бортовым номером RA-09341 и новыми опознавательными знаками российских ВВС (красная звезда в синей окантовке).

"Антей" идет на взлет.

"Русский слон" набирает высоту.

"Антей" в четырехцветном камуфляже, который в 1985 году получили самолеты — участники Афганской войны.

Советская почтовая марка с "Антеем". В моей коллекции такая есть,
|
</> |