![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomcatherine_catty1418120352939315293931_original.jpg)
"Великая иллюзия", или О французской армии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![аÑ.jpg аÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5293931/5293931_original.jpg)
Это фильм о первой мировой войне, хотя как раз военных действий тут нет. Фильм начинается с того, что двое французских офицеров, капитан де Боэлдьё и лейтенант Марешаль, попадают в плен к немцам. Их враг, фон Рауффенштайн, вполне цивилизован и воспитан. Он даже приглашает пленных к столу. Вот только обращается он исключительно к де Боэлдьё, практически не замечая Марешаля. Почему? Да, именно поэтому. Французский и немецкий аристократы - ровня, в то время как Марешаль, явно рабочая косточка, чужак.
Капитан фон Рауффенштайн (Э. фон Штрогейм), лейтенант Марешаль (Ж.Габен), капитан де Боэлдьё.
![2 оÑ.jpg 2 оÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5293437/5293437_original.jpg)
Весь фильм будет подчеркиваться близость этих двух людей. Они принадлежат к одному кругу, у них один интеллектуальный уровень, они знают одних и тех же лиц, с которыми встречались в гостиных или посольствах. Они оба профессиональные военные и для них война - не слом привычного уклада жизни, но цель их жизни. Она для них в порядке вещей и именно Боэлдьё говорит, что для дворянина умереть на войне - это нормально.
![Ñазг.jpg Ñазг.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5295786/5295786_original.jpg)
В одной из сцен между ними происходит очень показательный диалог.
- Могу я спросить вас? - де Боэлдьё.
- Разумеется.
- Почему именно для меня вы сделали исключения и пригласили сюда?
- Потому что вы Боэлдьё, кадровый офицер французской армии, а я - Рауффенштайн, кадровый офицер германской армии.
- Но мои товарищи - тоже офицеры.
- Марешаль и Розенталь? Офицеры?
- Они хорошие солдаты.
- Очаровательное наследие французской революции.
- Ни вы, ни я, мы не можем остановить ход времени.
- Боэлдьё, я не знаю, кто выиграет эту войну, но каков бы ни был исход, он будет означать конец Рауффенштайна и Боэлдьё.
![Ñанен.jpg Ñанен.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5295892/5295892_original.jpg)
Между тем, де Боэлдьё - хороший человек, патриот, отличный парень. Собственно, он практически жертвует собой, помогая бежать из лагеря Розенталю и Марешалю. Он сделает все для товарищей. Но он всегда будет помнить, что он выше них. По рождению, по воспитанию, по образованию... Еще один интересный диалог происходит уже между де Боэлдьё и Марешалем. Лейтенант Марешаль, узнав о плане побега, во время которого де Боэлдьё будет отвлекать немцев, приходит поблагодарить его. И наталкивается на ледяную стену. Его товарищу благодарность не нужна.
![пеÑÑ.jpg пеÑÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5296405/5296405_original.jpg)
- Боэлдьё, я хочу кое-что сказать. - Марешаль
- Полейте горячей воды мне на перчатки.
- Что бы ни случилось, я хочу, чтобы вы знали...
- Но я это делаю не лично для вас. Так что у нас нет необходимости быть приторными. Лейте.
- Но в жизни бывают такие моменты..
- Давайте избежим их, хорошо? Простите...
- Вы будете их носить?
- Безусловно.
- Нет, но это странно: белые перчатки в подобном месте.
- Каждому - свое.
- Вы не можете быть, как все. Мы были вместе полтора года, а вы все еще церемонитесь.
- И с моей мамой, и с женой я веду себя точно так же.
В лагере для пленных офицеров денщиков нет и каждый сам обслуживает себя. Но и здесь дворянин будет упрямо носить белые перчатки, пусть и стирать их приходится ему самому.
Лейтенант Розенталь (М. Далио).
![ÑозенÑалÑ.jpg ÑозенÑалÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5296258/5296258_original.jpg)
Еще один интересный момент - это отношение к евреям. Один из офицеров - лейтенант-артиллерист Розенталь. Он из семьи банкиров и очень богат, именно его посылки дают возможность пленным худо-бедно нормально питаться. Он щедр, он делится не только со своими соотечественниками, но и с русскими. Да, как и во многих фильмах 1920-1930-х гг. здесь есть русские герои (вспомним, что Париж был крупнейшим центром русской иммиграции), но об этом - позже. Он куда более свой, чем Боэлдьё. И, тем не менее, однажды у Марешаля вырывается "Еврейская морда!". Да, он был устал и голоден, да, это был нервный срыв. Но все равно: еврей - это еврей. Дело Дрейфуса явно возникло не на пустом месте.
![негÑ.jpg негÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5294902/5294902_original.jpg)
В одной из сцен мы видим негра. В офицерском лагере, да. Ну, собственно, тоже признак эпохи. Я как-то писала о Камиле Мартиноле, командире ПВО Парижа в годы первой мировой. Или про летчика-вьетнамца. Поэтому Ренуар нисколько не погрешил против истины. Надпись "француз" в паспорте означала и означает только гражданство, национальность тут не при чем. Кстати, играл этого негра сенегалец Хабиб Бенглиа. Сын караванщика, он оказался в Париже в 1912, потому что его отец сопровождал верблюдов, которых привезли в Ботанический сад. И вот этот мальчишка стал известным театральным актером, первым французским чернокожим актерам, сыгравшим классические роли. Карьера в кино была менее успешной. Хотя его фильмография насчитывает больше 30 фильмов, роли были в основном эпизодические.
Канкан.
![канкан.jpg канкан.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5294665/5294665_original.jpg)
В фильме неплохо показан и французский характер. Тут, как говорится, от великого до смешного... Легкость? Да. Легкомыслие? Возможно. Стремление смеяться даже в трудных обстоятельствах? А разве это плохо? Самая знаменитая сцена в "Великой иллюзии" - это эпизод в самодеятельном театре, когда пленные решили изобразить канкан. Ну, все люди молодые, чего бы не повеселиться, тем более что, посмотрите, какие красотки получились. Но в одну секунду танцовщицы снова стали офицерами и патриотами. Как только пришло известие о том, что французы отбили Дуамон.
Русские офицеры и французы.
![ÑÑÑ.jpg ÑÑÑ.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5296791/5296791_original.jpg)
Я обещала рассказать про русских? Зрители встречаются с ними дважды. Первый раз в начале фильма, когда наш соотечественник объясняет кому-то падежи. И второй раз, когда русские получив посылку от императрицы Александры Федоровны, приглашают французских друзей на угощение, желая отплатит добром за добро. К сожалению, в ящике оказываются книги, а не продукты...
![аÑ2.jpg аÑ2.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5294180/5294180_original.jpg)
Фильм отличный, искренне рекомендую. И снимал его мастер, и снимались тут профессионалы своего дела. Один Габен чего стоит. А тут еще Пьер Френе (известный в 1930-х -1940-х) и Эрих фон Штрогейм (который ни полразу не фон и ни полразу ни немец даже, но этот немецкий еврей так убедительно играл и в жизни, что полмира убедил в своем аристократизме). Правда, я бы закончила эту ленту смертью де Боэлдьё. Потому что это высшая точка фильма, дальше пошел спад. Но я - не Ренуар.
Немецкая афиша к фильму. Во прям очень чувствуется что германцы рисовали...
![Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¼.jpg Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¼.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/catherine_catty/14181203/5293681/5293681_original.jpg)
Картинки с сайта https://www.imdb.com/ плюс скриншоты.
P.S. А почему фильм так называется? Потому что после первой мировой бытовала уверенность: война была настолько ужасной, что больше такое никогда не повторится. Но во второй половине 30-х уже было ясно, что это - иллюзия.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomcatherine_catty1418120352939315293931_original.jpg)