Ведение хозяйства в условиях дефицита времени. Мой опыт

Так вот, надвигался аврал. На все лето. Максимум, что я могла теперь себе позволить – это 60 минут в день на все, включая готовку. Больше всего не хотелось дом запустить. Поэтому пришлось расставить приоритеты.
Для начала разделила все дела на обязательную программу и факультативные.
1. Обязательная программа. К ней отнесла все дела, связанные с поддержанием чистоты. Каждое из них делается в обязательном порядке хотя бы раз в неделю. К определенным дням не привязаны, выбирается то, которое на сегодня наиболее актуально.
Выписала все на бумажку. Напротив каждого дела проставила время выполнения в быстром темпе (специально засекала). Получилось следующий список:
Помыть посуду – 15 мин. (ежедневно)
Пылесос пола одного из этажей – 10 мин.
Пылесос+протирка пола одного из этажей – 30 мин.
Развесить белье – 5 мин.
Загрузить стиралку – 5 мин.
Уборка нижнего санузла – 30 мин.
Уборка верхнего санузла – 15 мин.
Плита –15 мин.
Инспекция холодильника – 15 мин.
Смена постельного белья и полотенец– 30 мин.
Протирка пыли – 20 мин.
Суп – 15 мин. (2 раза в неделю). Естественно это не время варки, а время на нарезать-закинуть. Остальное делает плита.
Обязательные дела вне дома, такие как вывезти мусор, покосить газон или купить продукты, в мой список не попали, т.к. ими традиционно занимается муж.
Каждое утро я смотрела на эту бумажку и выбирала себе 1-3 дела, не превышающие в сумме 45 минут.
Например пылесос пола 1-го этажа (10)+развесить постиранное ночью белье (5)+ уборка верхнего санузла (15)+посуда, она ежедневно (15). Итого дел на 45 минут.
Остальные 15-20 минут я посвящала делам, которые назвала факультативными.
2. Факультативные дела. Это то, что можно сделать, а можно отложить. Примеры таких дел – вымыть окно, протереть кафель, протереть фасады, разобрать пару полок в шкафу, погладить, сделать полуфабрикаты для готовки и заморозки, протереть плинтуса и т.д. Да, готовку всего, что не суп, я тоже отнесла к факультативным делам. Потому что, предвидя аврал, сделала запас домашних полуфабрикатов. Если стряпать было некогда или с ног валилась, то закидывала их в мультю и в фоновом режиме еда была готова. Или готовила что-то по быстрому рецепту за те же 15 минут.
Если б аврал был не таким длительным, я бы вообще не парилась по поводу факультативных дел. Оставила бы их на потом. Но 3 месяца – это достаточно большой срок.
Вот по такому плану я и начала действовать, скорее даже от отчаяния.
Однако эксперимент удался, время на хозяйство сократилось раза в 4(!), а дом при этом (к моему изумлению) стал не грязнее, а чище. Такая регулярность и обязательность в уборке практически вывели меня на уровень "чистить по чистому", которого раньше ну никак не удавалось достичь! Единственным минусом стало не такое разнообразное меню, но это терпимо.
И вот все позади, тяжелые времена закончились, а я опять вернулась к привычному образу жизни. И теперь мне не хочется возвращаться к старой схеме уборки. Правда обнаружилась одна засада – когда время не подпирает, никак не могу заставить себя начать эту часовую уборку вовремя и делать все в быстром темпе. К примеру сегодня опять мыла пол внизу полтора часа вместо 30 минут и только после того, как протупила все утро в интернете(:
Напоследок расскажу еще об одной категории дел в моей классификации.
3. Дела-паразиты. Это особая статья. От них я стараюсь избавиться вообще. Отношу к ним те дела, которые возникают попутно, в основном из-за моей неорганизованности или плохой организации пространства. Например очень долго таким делом было тотальный разбор и мытье холодильника. Избавилась от него, введя простые правила и еженедельную инспекцию.
Или еще пример – раньше многие вещи, которые в носке, оседали на стульях и диванах. Потом в них долго ковырялась, определяя что куда. Избавилась, заведя небольшую штангу-вешалку, куда теперь вешается все, что не в стирку. В результате диваны и стулья чистые.
К паразитам также можно отнести растаскивание разбросанных вещей. Лечится привычкой отправлять все сразу на место.
Или вот – складировала раньше посуду в раковину (у меня нет посудомойки). Для того, чтобы помыть, приходилось разгребать завалы. Теперь у меня тазик для грязной посуды.
Еще хороший пример паразита – передвижение барахла во время мытья пола или протирки пыли. От этого я избавилась в первую очередь.
Часто дела-паразиты – результат захламления. Бесконечные разборки разного рода вещехранилищ – типичный паразит.
Каждый раз, выполняя такое дело анализирую, почему оно возникло и как этого избежать в дальнейшем. Результаты уже есть.
Фуф, на этом наверное все! Всем успехов в полезных начинаниях и прошу прощения за простыню.
|
</> |