Вечернее...


Группа:
Betelgeuse
Год издания:
2016
Автор музыки:
Betelgeuse
Автор слов:
Betelgeuse
Обезьяны Содома.
В целом любопытно, но есть парочка моментов.
Прежде всего, чувствуется закос под БГ. Сильный такой закос. В общем, учитывая, что Аквариум - явление уникальное в рок-культуре, неудивительно, что рано или поздно должны были появиться попытки "потягаться". И в общем, ничего предосудительного в такой попытке нет. Но. Тут есть пара тонкостей.
Прежде всего, БГ пел на стыке октав. Переходя из одной октавы в другую. Оттого его музыка была необычной и волшебной по звучанию. Октавы не зря придумали - каждая октава является как бы "островом" в котором нам комфортно слышать и издавать звуки. Работа на стыке октав, переключение из одного музыкального места в другое и назад - это очень цепляет. Создает волшебное звучание. И здесь мы сталкиваемся со следующим аспектом...
Голос. Голос БГ не только непрерывно путешествовал из октавы в октаву, но вдобавок делал это еще и красиво. На самом деле прыгание из октавы в октаву - это дисгармония, а голос должен привносить в это гармонию. И здесь мы сталкиваемся с тем, что каждая октава - это определенное эмоциональное состояние. Так вот, БГ гармонизировал переход из одного эмоционального состояния в другое (и тут мы вспоминаем, что он занимался разными духовными практиками). И благодаря эмоциональной гармонизации у него это получалось легко и просто - а у обычного певца, даже с хорошей школой, в силу эмоциональной неподготовленности, это вызывает естественные рефлекторные затруднения.
Помимо вот такого вот эмоционально-психологического бэкграунда, существует еще техническая сложность. Связанная с дыханием. Низкие ноты поются на дыхании животом - это легкое и расслабленное дыхание, один мышечный рисунок. А высокие - на грудном дыхании. Переход от одного типа дыхания к другому - это еще один тормоз, ручник и ступенька, о которую можно споткнуться. На этот раз физиологическая. Собственно потому октавы и появились, чтобы упорядочить дыхание певца, и позволить ему более технично и более разнообразно реализовывать потенциал своего голоса. Да, в обычных песнях тоже происходит переход из октавы в другую октаву, однако это делается в ритмике песни в определенном месте куплета, под это дело затачивается дыхание, и в этом месте должен быть смысловой переход, обеспечивающий эмоциональное движение. Получается, что слушатель песни, руководимый певцом, проходит через череду эмоциональных состояний - за что мы и любим музыку и песни.
Однако в обычных песнях все это происходит естественно, чтобы не мешать человеческой физиологии и психике в ее эмоциональном выражении, а у БГ все это ломалось.
Песни БГ технически крайне сложны. Хороший певец может их спеть, и даже без ошибок с точки зрения музыки, но дать целостное восприятие он не сможет, потому что это песни пограничные, противоречащие нормальной человеческой психоэмоциональности. В частности, данный аспект пограничности БГ использовал в песнях, которые не имеют смысла, в которых слова ничего не значат. Например:
В этой песне у нас есть только музыка (странная и волнующая) и голос, который гармонизирует ее.
В общем и целом, творчество БГ - это музыкальный авангард, это эксперимент, это техническая сложность и весьма нетривиальный творческий замысел. Да, у него есть и "более обычные" песни, но ведь не они сделали ему имя, не так ли?
А вот пример песни, в которой слова дисгармонируют с жанром вообще и провоцируют слушателя, порождая то самое пограничное состояние, которое не рассыпается только благодаря голосу БГ, способного выдать все это безобразие красиво.
Ну то есть на самом деле БГ - это человек со своей вполне творческой задачей. Творческая задача, творческая амбиция не просто сделать что-то, а сделать что-то определенным образом, и при этом выдать какой-то свой собственный смысл, достить определенного результата - это то, что мы обычно не понимаем, когда воспринимаем произведения. Мы просто потребляем искусство, не задумываясь. Так вот, даже в самых своих непонятно-ненормальных песнях БГ следовал своей творческой задаче, порождая у слушателей вот это вот странное состояние, между опупением и благоговением...
И да, у него есть также и обычные, ну по крайней мере злые, чисто текстовые песни - но и их он выдавал в своей манере, отчего разложить и разобрать эти песни по полочкам крайне сложно.
Помимо всего прочего, у БГ есть весьма интересное исполнение песен Вертинского, которое показывает его умение работать вокалом.
Короче.
БГ такой, какой он есть, и это очень сложная и многоплановая творческая личность. И очень сложный человек ("это д-дубли у нас простые"). Главное же его качество - это поиск себя, своей реализации в своем творчестве. Изучение своих сильных и слабых качеств, и поиск пути максимального использования своих сильных моментов для достижения максимальной выразительности.
И поскольку мы имеем настолько безальтернативно индивидуалистический случай, я думаю, что попытка "коллективизировать" БГ не получится - ибо он опирался на индивидуальное, на неповторимое, стараясь достичь невозможного. Это его, кстати, роднит с Маяковским, творчество которого, несмотря на попытки подражания, так и соталось единственным в своем роде. Потому что одно дело творить, как Маяковский, и совсем другое дело - этому подражать...
Подражать не надо - надо искать себя, и нужно в своем поиске быть беспощадным, это и называется Искусство...
.
|
</> |