Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи


Однако во все предыдущие отпуска совершить поездку мне так и не удалось - приоритетными оказывались другие поездки, да и я всё время откладывал дело в долгий ящик. Наступил 2020 год. Год протекал непросто, смена работы, работа на новой работе в карантин, времени также было немного. Но стрессы, плохие отношения с коллегой на новой работе, усталось и как следствие - увольнение обеспечило мне вагон времени. Я уже писал, что давно планировать взять продолжительный перерыв, и использовать его по максимуму. И именно в этот период я и решил осуществить идею поездки на линию Окуловка - Неболчи.
Ночью 14 июля я приехал на Курский вокзал откуда в 03 часа 25 минут ночи выехал в Окуловку пассажирским поездом №082 Белгород - Санкт-Петербург. Несмотря на то, что за окном уже светало удалось немного поспать.
Окуловка встретила меня малооблачной солнечной погодой. Осмотрев станцию замечаю два тепловоза - ДМ62-1737 и ТЭМ18Д-127. Один из них сегодня явно потащит вагон пригородного поезда на Неболчи, скорее всего это будет ДМ62, его как раз не так давно снимали в составе данного поезда. Ладно, идём на линию. Пройдя около километра по городским улицам выхожу к линии Окуловка - Неболчи.

1-й километр линии Окуловка - Неболчи, вид на входной светофор "НП". Вдали также виден главный ход.

Вид в противоположную сторону.

Конец 1-го километра - начало 2-го километра. Линия поворачивала направо,

и именно в это кривой закачивался участок линии на железобетонных шпалах и далее путь лежал на деревянных шпалах.

2-й километр линии. В этом районе линия ещё проходит по окраине города Окуловка, однако места здесь всё равно симпатичные. Идти очень удобно, вдобавок параллельно линии идёт пешеходная тропинка.

Солнце, правда, ещё не слишком высоко поднялось в небо, а потому по большей части было всё в тенях от деревьев.

Впереди показался предупредительный светофор "ПНП" а также путепровод автодороги соединяющей город Боровичи и Окуловка с Ленинрадским шоссе в районе Крестцов.

Вокруг было довольно красиво, хоть и не было люпинов, но зато было полно Иван-чая, которому как раз пришло время цвести.

2-й километр линии, вид в сторону Окуловки. В кадре - прелупредительный светофор "ПНП". У меня кстати эта аббревиатура сразу вызвала ассоциацию с биполярными транзисторами, кто изучал электротехнику прекрасно слышал такие поняти как PNP и NPN-переход. Понятно дело, что тут идёт речь только об одинаковом произношении и не более, но тем не менее, напомнило мне студенческие годы.

А мы продолжаем прогулку, вдали уже показался очередной километражный столбик.

Вид на путепровод со стороны станции Поддубье.

На границе 2-го и 3-го километров. Протяжённость линии Окуловка - Неболчи составляет 104 километра, вся линия пролегает по территории одного региона - Новгородской области.

Строительство линии началось ещё в царской России, сейчас мы идём вдоль перегона Окуловка - Поддубье, который был ещё до революции - в 1912 году. Дальнейшему строительству линии помешала Первая мировая война, и строительство былоа продолжено уже после прихода к власти большевиков. В 1924 году линия была продлена до станции Любытино, которая позже была переименована в Зарубинскую.

3-й километр линии. Впереди показался предупредительный светофор "ПЧ" станции Поддубье.

Вид в сторону Окуловки.

Предупредительный светофор "ПЧ"

После предупредительного светофора линия поворачивала направо.

Именно в этой кривой я хотел снимать, правда suncalc показывал, что в таком случае морда локомотива будет освещена совсем чуток. Но время есть, а потому сходим к станции, посмотрим какой вид будет там.

Конец 3-го - начало 4-го километра линии. Слева находилось предприятие по обработке древесины, было очень шумно.

Вид в сторону Окуловки. Тем не менее, места здесь уже очень красивые, хотя это ещё территория города, и самая глушь ещё впереди.

Впереди показался входной светофор станции Поддубье. Решил пройти ещё немного вперёд, и в результате дошёл до самого переезда.

Впереди показался переезд. Справа был небольшой пригорок, можно было остаться и здесь, тем более вопрос с освещением тут уже не стоял - солнце светило идеально. Однако фон был не очень, в кадр попадала часть древообрбатывающего предприятия, а также вышка сотовой связи. Остановился в нерешительности. Я понимал, что успею выйти на следующий перегон, места там более глухие, и наверняка симпатичнее, но каким будет освещение? Снимать среди теней не хотелось совершенно.

В результате я немного прогулялся вдоль перегона, и всё-таки вернулся в кривую в которой хотел снимать изначально. Расставляю штатив, устанавливаю видеокамеру. Место симпатичное, но есть одна проблема: вдоль дороги, как я уже говорил идёт тропа, и ею активно пользуются местные, плюс несколько троп идёт через железную дорогу. Нет гарантий, что в момент прохода никто не появится на тропе, и не помешает сделать кадр. Однако мне повезло, когда со стороны Окуловки раздался гудок пригородного поезда, людей на тропе не было.

Тепловоз ТЭМ18Д-127 в составе пригородного поезда №6962 Окуловка - Неболчи, перегон Окуловка - Поддубье. Кадр вышел не совсем таким, как мне хотелось, но, тем не менее первый поезд на данной и линии и территории Новгородской области я заснял. Было ещё и неожиданно, что с пригородным пошла ТЭМка, а не ДМ62. Но ТЭМ18Д даже лучше!
Видео:

Засняв пригородный поезд я немного постоял и двинулся обратно к станции Поддубье. В моих планах помимо съёмки пригородного поезда была и прогулка вдоль линии до окрестностей о.п. 8 км.

Неторопливо иду вперёд. Но когда я подошёл к переезду, на входном светофоре неожиданно зажглись два жёлтых огня, ожидался очередной поезд из Окуловки. Выбора нет, придётся снимать с пригорка.

Устраиваюсь на пригорке, жду. Очевидно, что проедет ДМ62, ибо других тепловозов на станции не было, и явно резаком. На станции если и были грузовые вагоны, то только состав новых вагонов производства Тихвинского ВЗ, а такие составы по многим станциям Октябрьской ж.д. разбросаны. Через 8 минут раздался гудок, за спиной зазвенел переезд.

Как и ожидалось, из Окуловки проехал резервом тепловоз ДМ62. Со станции Поддубье раздался голос дежурной предупреждающий о проследовании тепловоза. Тепловоз проехал мимо меня, и проследовал дальше по удалению за пригородным поездом.

Входной светофор "Ч" станции Поддубье. Станция имеет конфигурацию парков типа "рыбка" из-за чего приём поездов на станцию со стороны Окуловки осуществляется под два жёлтых огня.

Конец 4-го - начало 5-го километра, начало путевого развития станции Поддубье.

Вид в сторону Окуловки. В кадре вид мост через реку Хвощенок, а также маневровые светофоры: между мостом и входным светофором к станции примыкает подъездной путь.

Станция Поддубье, линия Окуловка - Неболчи.

Путевое развитие станции включает в себя 5 путей, а также подъездные пути к предприятиям города, в том числе к Окуловской бумажной фабрике (ранее целлюлозно-бумажный комбинат). Однако подъездные пути не используются, да и на самой станции накат был замечен лишь на первом пути,на втором он почти не заметен, а на остальных путях его и вовсе нет

Вокзал станции Поддубье 1911 года постройки, если верить дате.

Вид на станцию Поддубье со стороны Неболчей.

В кадре маршрутный светофор "НМ"

Неболчинская горловина станции Поддубье и выходной светофор первого пути.

После этого дорога постепенно уходит в глухие леса, среди которых проходит её большая часть

Входной светофор "Н" станции Поддубье.

Ну а мы выходим на 6-й километр и продолжаем нашу прогулку уже вдоль перегона Поддубье - Котово, который был ввёден в эксплуатацию в 1924 году. Окончательно линия Окуловка - Неболчи была достроена только в годы Великой Отечественной войны и имела важное стратегическое значение, поскольку линия была самой западной не попавшей под оккупацию немцев, ближе к Ленинграду уже было всё занято немецкими войсками, а сам город находился в кольце блокады.

Вид на входной светофор станции Окуловка. На часах был почти полдень, я решил, что пора и пообедать. Разместившись у железнодорожного полотна я разогрел консервы и приступил к обеду. Тут замечаю, что вдали вдоль линии ходит какой-то человек. Изначально мне показалось, что это местный житель, но спустя час, когда я прошёл мимо этого человека, который направлялся в сторону станции Поддубье я заметил, что он с фотоаппаратом. Знакомится не стал, не всегда я знакомлюсь с коллегами по увлечению, хотя и не против.

6-й километр линии. После окончания войны по линии ходили как грузовые, так и пассажирские поезда. Тем не менее большого объёма движения здесь не было. 40 лет назад с линии ушли последние паровозы, с тех пор линия стала обслуживаться исключительно тепловозами.

Конец 6-го - начало 7-го километра линии. После распада СССР линия начала постепенно приходить в упадок, ряд станций были разобраны. Сейчас на линии действуют 3 станции - Поддубье, Котово и Гамзино. Станция Зарубинская законсервирована.

Кривая на 7-м километре. Впереди виден предупредительный светофор "ПН"

Вид в сторону Окуловки, предупредительный светофор "ПН". В настоящее время по линии курсирует одна пара пригородного Окуловка - Неболчи (по вторникам), и одна пара пригородного Великий Новгород - Окуловка (по выходным). Последний интересен тем, что курсирует не так давно, и интересен его маршрут проходящий от Окуловки через Неболчи по Мологскому ходу, и далее на через Кириши на Новгород. Что касается грузового движения, то оно довольно редкое, если что-то и ходит от Окуловки до Неболчей, то очень редко, в основном из-за ремонтов на Мологском ходу. Вблизи станции Котово расположен 13 арсенал ГРАУ, благодаря этому линия сохраняет стратегическое значение.

И является одной из самых красивых малодеятельных железных дорог. Идёшь вдоль линии и ощущаешь душевность этих мест.

Прямая на 7-м километре.

Рельсы здесь лежат Р50 производства "Азовсталь". На фото - самый старый попавшийся мне участок пути на рельсах 1952 года изготовления помнящие последний год правления товарища Сталина. Остальные рельсы которые мне попадались были изготовлены уже во времена Хрущёва, в 1956-1958 гг.

Начало кривой в конце 7-го - начале 8-го километра линии.

8-й километр линии, вид в сторону Неболчей. Даже не верится, что идёшь вдоль железнодорожной линии соединяющей две магистрали: главную магистраль Санкт-Петербург - Москва и Мологский ход. Больше это похоже на какой-нибудь подъездной путь

И тем не менее дорога живёт своей малодеятельной жизнью. Однако был момент, когда на линии жизнь закипела полным ходом, пусть и всего на два дня 26 и 27 сентября 2009 года. Из-за ремонта на главном ходу часть пассажирских поездом были перенаправлены на данную линию в обход. После, ничего похожего не было.

Да и сама линия находится в удручающем состоянии: шпалы прогнили, скорости на многих участках сильно ограничены. Это конечно не линия Земцы - Жарковский со скоростями не более 15 км/ч, но тем не менее тот же пригородный который был сегодня заснят преодолевает 104 километра линии за 3 часа 28 минут.

А между тем я вышел к платформе о.п. 8 км, платформа едва видна и сильно заросла травой, но это неудивительно. Остановки у пригородных поездов в настоящее время здесь нет, возможно о.п. упразднён окончательно. Да и для кого, кругом глухой лес. Разве только для грибников и жителей деревни Бобылёво - ближайшей к о.п.

Вид на о.п. 8 км со стороны Неболчей.

Решил ещё немного пройти вперёд. Опора высоковольтной ЛЭП величественно возвышалась на холме.

8-й километр линии, окрестности о.п. 8 км. Впереди виден километражный столбик, за которым начинался 9-й километр линии Окуловка - Неболчи. Но дальше я решил не ходить, и повернул в обратную сторону.

Кривая на 8-м километре, вид в сторону Окуловки.

На границе 7-го и 8-го километров. Погода стала более облачной, но было довольно комфортно. Интересно, будут ли ещё сегодня поезда? Вообще я надеялся на грузовой из Неболчей, хотя понимал, что это фантастическое везение его здесь поймать.

Тем более накат на путях говорил сам за себя - движение здесь довольно слабое. На той же линии Кустарёвка - Вернадовка,где я был в начале весны накат и то был лучше.

Но зато какие места...Гуляешь вдоль старых путей на деревянных шпалах и душа отдыхает. Я был даже благодарен судьбе за то, что в настоящее время не работаю... И силы восстановить есть возможность, и вот такие места посетить. На часах было 14.20. В общем-то в моём расторяжении было чуть больше часа, в 15.30 уже надо идти назад, чтобы не позже 17.00 быть на станции Окуловка. Но в общем-то текущий результат меня вполне устраивал, даже не ожидал поймать что-то ещё кроме пригородного поезда. Я присел около путей. Связь здесь конечно не очень, тем не менее немного посидел в инете, посмотрел последние фотки на тейнпиксе. Но не надолго, вскоре я встал и начал прохаживаться вдоль линии. На предупредительный светофор я почти не смотрел, ибо он непрерывно горел жёлтым сигналом.

Но в 15.06 я неожиданно заметил, что жёлтый сигнал сменился зелёным, ожидался поезд из Неболчей. Есть! Но проблема в том, что в моём распоряжении оставалось очень мало свободного времени, а как скоро будет поезд - неизвестно. Я на линии первый раз, нюансов всех не знал.

Решил переместиться на прямую, благо быть ближе к станции, да и сократить обратную дорогу. На входном светофоре горел зелёный сигнал, станция Поддубье была открыта на проход. Однако освещение было не очень - солнце светило почти по центру. Лучший вариант освещения был в кривой.

Занимаю позицию на небольшом пригорке. Единственное, поезд целиков в кадр не влезет, если и войдёт, то только тепловоз и 5-6 вагонов. Да и ладно, главное чтобы проехал побыстрее. Прошло 15 минут - тишина. Время поджимает, скоро уже надо уходить. Но спустя ещё 5 минут мой слух уловил бубнёжку дизеля 2Д49, а спустя минуту раздался перестук колёс. Через мгновение в кривой показался уже знакомый тепловоз ДМ62-1737, который тащил за собой состав из крытых вагонов.

Тепловоз ДМ62-1737 в голове грузового поезда, перегон Котово - Поддубье. Но это был не грузовой из Неболчей, а вывозной из Котово. Ввиду специфичности перевозимого груза и сопровождения его караулом я прикрыл видеокамеру. Всё прошло успешно, видео также было снято:

Грузовой поезд из 13 вагонов состоял почти полностью из крытых вагонов, лишь в хвосте было 2 полувагона. А теперь надо спешно собираться и быстро назад, на станцию. И так немного задержался.

Напоследок сделал ещё несколько фоток перегона, уж больно впечатлили меня эти места.

6-й километр линии Окуловка - Неболчи, перегон Поддубье - Котово.

Входной светофор "Н" станции Поддубье. Прошёл мимо входного светофора. На всякий случай, решил на обратном пути станцию обойти стороной, по дороге которая шла в стороне, да и по грунту с асфальтом идти куда удобней чем по узкой тропе. Правда в какой-то момент мне показалось, что я иду не туда, но с дорогой я не ошибся и вышел прямо к переезду недалеко от чётного входного светофора станции Поддубье. Осталось пройти 3 километра вдоль путей и около одного по городу.

3-й километр линии, вид в сторону Окуловки.

На обратном пути я почти не снимал, последнее фото на линии я сделал недалеко от входного светофора станции Окуловка. После этого свернул в город, и направился на станцию.

Справа - здание вокзала станции Окуловка (построено в 2004 году взамен снесённого исторического вокзала), а слева - храм Святого благоверного князя Александра Невского построенного в 1901 году. На часах было 17.01, до поезда на Москву осталось 22 минуты. Сфотографировавшись напоследок с памятником известному музыканту В.Цою я прошёл на территорию станции. По станции маневрировал тепловоз ДМ62. Состав, который он притащил из Котово стоял недалеко от платформы, полувагоны выцепили. Спускаюсь на платформу на Москву. Через 10 минут прибыл скоростной поезд "Ласточка", на котором в 17.23 я отправился в обратный путь. За окном мелькали просторы Новгородщины, в районе 283 километра пересекли границу с Тверской областью. А за Бологое были уже более знакомые места, всё-таки на том участке я ездил частенько. Ближе к Москве погода становилась более пасмурной, а в районе Клина за окном уже было дождливо. Такой же погодой встретила меня и Москва, но это мелочи по сравнению с тем удовольствием которое мне доставила эта поездка. Даже возникло желание съездить ещё разочек, но уже по осени. Как будет не знаю, но, по крайней мере, если места понравились, то однажды всё равно туда вернёшься. А когда - покажет время!
Спасибо за внимание!
|
</> |