­
­

Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи

топ 100 блогов roman98323.07.2020 В последние годы помимо поездок на привычные и знакомые места я стараюсь совершать и новые поездки, на линии на которых прежде не снимал. Особый интерес для меня представляют заповедные и малодеятельные линии, в которых есть особый шарм. Если не брать в расчёт тупиковые линии, то началось всё с Бологое-Полоцкой магистрали, поездки на которую стали обычным делом. В начале весны я посетил линию Кустарёвка - Вернадовка, где был заснят пригородный поезд под тепловозом ТЭМ2. Однако уже более 4 лет мне хотелось посетить линию Окуловка - Неболчи - линию пролегающую средь глухих лесов Новгородщины от Главного хода Октябрьской ж.д. к Мологской магистрали. Правда была небольшая проблема: пригородный поезд Окуловка - Неболчи, который я собирался заснять ходил один раз в неделю, а именно - во вторник. Будний день, в который вырваться мне не представляло возможным из-за высокой загрузки на работе. Оставалось только рассчитывать на отпуск, и тогда уже посетить эту глухую линию.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0110
Однако во все предыдущие отпуска совершить поездку мне так и не удалось - приоритетными оказывались другие поездки, да и я всё время откладывал дело в долгий ящик. Наступил 2020 год. Год протекал непросто, смена работы, работа на новой работе в карантин, времени также было немного. Но стрессы, плохие отношения с коллегой на новой работе, усталось и как следствие - увольнение обеспечило мне вагон времени. Я уже писал, что давно планировать взять продолжительный перерыв, и использовать его по максимуму. И именно в этот период я и решил осуществить идею поездки на линию Окуловка - Неболчи.
Ночью 14 июля я приехал на Курский вокзал откуда в 03 часа 25 минут ночи выехал в Окуловку пассажирским поездом №082 Белгород - Санкт-Петербург. Несмотря на то, что за окном уже светало удалось немного поспать.
Окуловка встретила меня малооблачной солнечной погодой. Осмотрев станцию замечаю два тепловоза - ДМ62-1737 и ТЭМ18Д-127. Один из них сегодня явно потащит вагон пригородного поезда на Неболчи, скорее всего это будет ДМ62, его как раз не так давно снимали в составе данного поезда. Ладно, идём на линию. Пройдя около километра по городским улицам выхожу к линии Окуловка - Неболчи.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0021
1-й километр линии Окуловка - Неболчи, вид на входной светофор "НП". Вдали также виден главный ход.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0022
Вид в противоположную сторону.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0020
Конец 1-го километра - начало 2-го километра. Линия поворачивала направо,
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0019
и именно в это кривой закачивался участок линии на железобетонных шпалах и далее путь лежал на деревянных шпалах.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0023
2-й километр линии. В этом районе линия ещё проходит по окраине города Окуловка, однако места здесь всё равно симпатичные. Идти очень удобно, вдобавок параллельно линии идёт пешеходная тропинка.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0026
Солнце, правда, ещё не слишком высоко поднялось в небо, а потому по большей части было всё в тенях от деревьев.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0027
Впереди показался предупредительный светофор "ПНП" а также путепровод автодороги соединяющей город Боровичи и Окуловка с Ленинрадским шоссе в районе Крестцов.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0028
Вокруг было довольно красиво, хоть и не было люпинов, но зато было полно Иван-чая, которому как раз пришло время цвести.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0030
2-й километр линии, вид в сторону Окуловки. В кадре - прелупредительный светофор "ПНП". У меня кстати эта аббревиатура сразу вызвала ассоциацию с биполярными транзисторами, кто изучал электротехнику прекрасно слышал такие поняти как PNP и NPN-переход. Понятно дело, что тут идёт речь только об одинаковом произношении и не более, но тем не менее, напомнило мне студенческие годы.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0031
А мы продолжаем прогулку, вдали уже показался очередной километражный столбик.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0033
Вид на путепровод со стороны станции Поддубье.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0036
На границе 2-го и 3-го километров. Протяжённость линии Окуловка - Неболчи составляет 104 километра, вся линия пролегает по территории одного региона - Новгородской области.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0037
Строительство линии началось ещё в царской России, сейчас мы идём вдоль перегона Окуловка - Поддубье, который был ещё до революции - в 1912 году. Дальнейшему строительству линии помешала Первая мировая война,  и строительство былоа продолжено уже после прихода к власти большевиков. В 1924 году линия была продлена до станции Любытино, которая позже была переименована в Зарубинскую.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0038
3-й километр линии. Впереди показался предупредительный светофор "ПЧ" станции Поддубье.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0039
Вид в сторону Окуловки.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0040
Предупредительный светофор "ПЧ"
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0041
После предупредительного светофора линия поворачивала направо.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0049
Именно в этой кривой я хотел снимать, правда suncalc показывал, что в таком случае морда локомотива будет освещена совсем чуток. Но время есть, а потому сходим к станции, посмотрим какой вид будет там.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0042
Конец 3-го - начало 4-го километра линии. Слева находилось предприятие по обработке древесины, было очень шумно.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0044
Вид в сторону Окуловки. Тем не менее, места здесь уже очень красивые, хотя это ещё территория города, и самая глушь ещё впереди.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0045
Впереди показался входной светофор станции Поддубье. Решил пройти ещё немного вперёд, и в результате дошёл до самого переезда.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0046
Впереди показался переезд. Справа был небольшой пригорок, можно было остаться и здесь, тем более вопрос с освещением тут уже не стоял - солнце светило идеально. Однако фон был не очень, в кадр попадала часть древообрбатывающего предприятия, а также вышка сотовой связи. Остановился в нерешительности. Я понимал, что успею выйти на следующий перегон, места там более глухие, и наверняка симпатичнее, но каким будет освещение? Снимать среди теней не хотелось совершенно.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0057
В результате я немного прогулялся вдоль перегона, и всё-таки вернулся в кривую в которой хотел снимать изначально. Расставляю штатив, устанавливаю видеокамеру. Место симпатичное, но есть одна проблема: вдоль дороги, как я уже говорил идёт тропа, и ею активно пользуются местные, плюс несколько троп идёт через железную дорогу. Нет гарантий, что в момент прохода никто не появится на тропе, и не помешает сделать кадр. Однако мне повезло, когда со стороны Окуловки раздался гудок пригородного поезда, людей на тропе не было.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0064
Тепловоз ТЭМ18Д-127 в составе пригородного поезда №6962 Окуловка - Неболчи, перегон Окуловка - Поддубье. Кадр вышел не совсем таким, как мне хотелось, но, тем не менее первый поезд на данной и линии и территории Новгородской области я заснял. Было ещё и неожиданно, что с пригородным пошла ТЭМка, а не ДМ62. Но ТЭМ18Д даже лучше!
Видео:


Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0068
Засняв пригородный поезд я немного постоял и двинулся обратно к станции Поддубье. В моих планах помимо съёмки пригородного поезда была и прогулка вдоль линии до окрестностей о.п. 8 км.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0069
Неторопливо иду вперёд. Но когда я подошёл к переезду, на входном светофоре неожиданно зажглись два жёлтых огня, ожидался очередной поезд из Окуловки. Выбора нет, придётся снимать с пригорка.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0071
Устраиваюсь на пригорке, жду. Очевидно, что проедет ДМ62, ибо других тепловозов на станции не было, и явно резаком. На станции если и были грузовые вагоны, то только состав новых вагонов производства Тихвинского ВЗ, а такие составы по многим станциям Октябрьской ж.д. разбросаны. Через 8 минут раздался гудок, за спиной зазвенел переезд.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0081
Как и ожидалось, из Окуловки проехал резервом тепловоз ДМ62. Со станции Поддубье раздался голос дежурной предупреждающий о проследовании тепловоза. Тепловоз проехал мимо меня, и проследовал дальше по удалению за пригородным поездом.

Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0084
Входной светофор "Ч" станции Поддубье. Станция имеет конфигурацию парков типа "рыбка" из-за чего приём поездов на станцию со стороны Окуловки осуществляется под два жёлтых огня.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0085
Конец 4-го - начало 5-го километра, начало путевого развития станции Поддубье.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0086
Вид в сторону Окуловки. В кадре вид мост через реку Хвощенок, а также маневровые светофоры: между мостом и входным светофором к станции примыкает подъездной путь.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0087
Станция Поддубье, линия Окуловка - Неболчи.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0088
Путевое развитие станции включает в себя 5 путей, а также подъездные пути к предприятиям города, в том числе к Окуловской бумажной фабрике (ранее целлюлозно-бумажный комбинат). Однако подъездные пути не используются, да и на самой станции накат был замечен лишь на первом пути,на втором он почти не заметен, а на остальных путях его и вовсе нет
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0090
Вокзал станции Поддубье 1911 года постройки, если верить дате.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0091
Вид на станцию Поддубье со стороны Неболчей.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0092
В кадре маршрутный светофор "НМ"
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0095
Неболчинская горловина станции Поддубье и выходной светофор первого пути.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0098
После этого дорога постепенно уходит в глухие леса, среди которых проходит её большая часть
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0100
Входной светофор "Н" станции Поддубье.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0104
Ну а мы выходим на 6-й километр и продолжаем нашу прогулку уже вдоль перегона Поддубье - Котово, который был ввёден в эксплуатацию в 1924 году. Окончательно линия Окуловка - Неболчи была достроена только в годы Великой Отечественной войны и имела важное стратегическое значение, поскольку линия была самой западной не попавшей под оккупацию немцев, ближе к Ленинграду уже было всё занято немецкими войсками, а сам город находился в кольце блокады.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0106
Вид на входной светофор станции Окуловка. На часах был почти полдень, я решил, что пора и пообедать. Разместившись у железнодорожного полотна я разогрел консервы и приступил к обеду. Тут замечаю, что вдали вдоль линии ходит какой-то человек. Изначально мне показалось, что это местный житель, но спустя час, когда я прошёл мимо этого человека, который направлялся в сторону станции Поддубье я заметил, что он с фотоаппаратом. Знакомится не стал, не всегда я знакомлюсь с коллегами по увлечению, хотя и не против.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0108
6-й километр линии. После окончания войны по линии ходили как грузовые, так и пассажирские поезда. Тем не менее большого объёма движения здесь не было. 40 лет назад с линии ушли последние паровозы, с тех пор линия стала обслуживаться исключительно тепловозами.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0109
Конец 6-го - начало 7-го километра линии.  После распада СССР линия начала постепенно приходить в упадок, ряд станций были разобраны. Сейчас на линии действуют 3 станции - Поддубье, Котово и Гамзино. Станция Зарубинская законсервирована.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0115
Кривая на 7-м километре. Впереди виден предупредительный светофор "ПН"
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0116
Вид в сторону Окуловки, предупредительный светофор "ПН". В настоящее время по линии курсирует одна пара пригородного Окуловка - Неболчи (по вторникам), и одна пара пригородного Великий Новгород - Окуловка (по выходным). Последний интересен тем, что курсирует не так давно, и интересен его маршрут  проходящий от Окуловки через Неболчи по Мологскому ходу, и далее на через Кириши на Новгород. Что касается грузового движения, то оно довольно редкое, если что-то и ходит от Окуловки до Неболчей, то очень редко, в основном из-за ремонтов на Мологском ходу.  Вблизи станции Котово расположен 13 арсенал ГРАУ, благодаря этому линия сохраняет стратегическое значение.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0117
И является одной из самых красивых малодеятельных железных дорог.  Идёшь вдоль линии и ощущаешь душевность этих мест.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0118
Прямая на 7-м километре.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0120
Рельсы здесь лежат Р50 производства "Азовсталь". На фото - самый старый попавшийся мне участок пути на рельсах 1952 года изготовления помнящие последний год правления товарища Сталина. Остальные рельсы которые мне попадались были изготовлены уже во времена Хрущёва, в 1956-1958 гг.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0124
Начало кривой в конце 7-го - начале 8-го километра линии.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0126
8-й километр линии, вид в сторону Неболчей. Даже не верится, что идёшь вдоль железнодорожной линии соединяющей две магистрали: главную магистраль Санкт-Петербург - Москва и Мологский ход. Больше это похоже на какой-нибудь подъездной путь
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0127
И тем не менее дорога живёт своей малодеятельной жизнью. Однако был момент, когда на линии жизнь закипела полным ходом, пусть и всего на два дня 26 и 27 сентября 2009 года. Из-за ремонта на главном ходу часть пассажирских поездом были перенаправлены на данную линию в обход. После, ничего похожего не было.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0128
Да и сама линия находится в удручающем состоянии: шпалы прогнили, скорости на многих участках сильно ограничены.  Это конечно не линия Земцы - Жарковский со скоростями не более 15 км/ч, но тем не менее тот же пригородный который был сегодня заснят преодолевает 104 километра линии за 3 часа 28 минут.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0129
А между тем я вышел к платформе о.п. 8 км, платформа едва видна и сильно заросла травой, но это неудивительно. Остановки у пригородных поездов в настоящее время здесь нет, возможно о.п. упразднён окончательно. Да и для кого, кругом глухой лес. Разве только для грибников и жителей деревни Бобылёво - ближайшей к о.п.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0131
Вид на о.п. 8 км со стороны Неболчей.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0134
Решил ещё немного пройти вперёд. Опора высоковольтной ЛЭП величественно возвышалась на холме.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0136
8-й километр линии, окрестности о.п. 8 км. Впереди виден километражный столбик, за которым начинался 9-й километр линии Окуловка - Неболчи. Но дальше я решил не ходить, и повернул в обратную сторону.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0137
Кривая на 8-м километре, вид в сторону Окуловки.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0138
На границе 7-го и 8-го километров. Погода стала более облачной, но было довольно комфортно. Интересно, будут ли ещё сегодня поезда? Вообще я надеялся на грузовой из Неболчей, хотя понимал, что это фантастическое везение его здесь поймать.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0141
Тем более накат на путях говорил сам за себя - движение здесь довольно слабое. На той же линии Кустарёвка - Вернадовка,где я был в начале весны накат и то был лучше.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0145
Но зато какие места...Гуляешь вдоль старых путей на деревянных шпалах и душа отдыхает. Я был даже благодарен судьбе за то, что в настоящее время не работаю... И силы восстановить есть возможность, и вот такие места посетить. На часах было 14.20. В общем-то в моём расторяжении было чуть больше часа, в 15.30 уже надо идти назад, чтобы не позже 17.00 быть на станции Окуловка.  Но в общем-то текущий результат меня вполне устраивал, даже не ожидал поймать что-то ещё кроме пригородного поезда. Я присел около путей. Связь здесь конечно не очень, тем не менее немного посидел в инете, посмотрел последние фотки на тейнпиксе. Но не надолго, вскоре я встал и начал прохаживаться вдоль линии. На предупредительный светофор я почти не смотрел, ибо он непрерывно горел жёлтым сигналом.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0147
Но в 15.06 я неожиданно заметил, что жёлтый сигнал сменился зелёным, ожидался поезд из Неболчей. Есть! Но проблема в том, что в моём распоряжении оставалось очень мало свободного времени, а как скоро будет поезд - неизвестно. Я на линии первый раз, нюансов всех не знал.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0148
Решил переместиться на прямую, благо быть ближе к станции, да и сократить обратную дорогу. На входном светофоре горел зелёный сигнал, станция Поддубье была открыта на проход. Однако освещение было не очень - солнце светило почти по центру. Лучший вариант освещения был в кривой.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0150
Занимаю позицию на небольшом пригорке. Единственное, поезд целиков в кадр не влезет, если и войдёт, то только тепловоз и 5-6 вагонов. Да и ладно, главное чтобы проехал побыстрее. Прошло 15 минут - тишина. Время поджимает, скоро уже надо уходить. Но спустя ещё 5 минут мой слух уловил бубнёжку дизеля 2Д49, а спустя минуту раздался перестук колёс. Через мгновение в кривой показался уже знакомый тепловоз ДМ62-1737, который тащил за собой состав из крытых вагонов.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0154
Тепловоз ДМ62-1737 в голове грузового поезда, перегон Котово - Поддубье. Но это был не грузовой из Неболчей, а вывозной из Котово. Ввиду специфичности перевозимого груза и сопровождения его караулом я прикрыл видеокамеру. Всё прошло успешно, видео также было снято:


Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0159
Грузовой поезд из 13 вагонов состоял почти полностью из крытых вагонов, лишь в хвосте было 2 полувагона. А теперь надо спешно собираться и быстро назад, на станцию. И так немного задержался.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0161
Напоследок сделал ещё несколько фоток перегона, уж больно впечатлили меня эти места.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0162
6-й километр линии Окуловка - Неболчи, перегон Поддубье - Котово.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0163
Входной светофор "Н" станции Поддубье. Прошёл мимо входного светофора. На всякий случай, решил на обратном пути станцию обойти стороной, по дороге которая шла в стороне, да и по грунту с асфальтом идти куда удобней чем по узкой тропе. Правда в какой-то момент мне показалось, что я иду не туда, но с дорогой я не ошибся и вышел прямо к переезду недалеко от чётного входного светофора станции Поддубье. Осталось пройти 3 километра вдоль путей и около одного по городу.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0164
3-й километр линии, вид в сторону Окуловки.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0166
На обратном пути я почти не снимал, последнее фото на линии я сделал недалеко от входного светофора станции Окуловка. После этого свернул в город, и направился на станцию.
Вдоль первых километров линии Окуловка - Неболчи DSC_0167
Справа - здание вокзала станции Окуловка (построено в 2004 году взамен снесённого исторического вокзала), а слева - храм Святого благоверного князя Александра Невского построенного в 1901 году. На часах было 17.01, до поезда на Москву осталось 22 минуты. Сфотографировавшись напоследок с памятником известному музыканту В.Цою я прошёл на территорию станции. По станции маневрировал тепловоз ДМ62. Состав, который он притащил из Котово стоял недалеко от платформы, полувагоны выцепили. Спускаюсь на платформу на Москву. Через 10 минут прибыл скоростной поезд "Ласточка", на котором в 17.23 я отправился в обратный путь. За окном мелькали просторы Новгородщины, в районе 283 километра пересекли границу с Тверской областью. А за Бологое были уже более знакомые места, всё-таки на том участке я ездил частенько. Ближе к Москве погода становилась более пасмурной, а в районе Клина за окном уже было дождливо. Такой же погодой встретила меня и Москва, но это мелочи по сравнению с тем удовольствием которое мне доставила эта поездка. Даже возникло желание съездить ещё разочек, но уже по осени. Как будет не знаю, но, по крайней мере, если места понравились, то однажды всё равно туда вернёшься. А когда - покажет время!
Спасибо за внимание! 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот различные говноеды плачут - то гугель закрыл гугельридер то гугель закрыл гугельтокс. И чо? Зачем вы это использовали? Если про ридер я сказать не могу вообще ничего (в силу непонимания зачем в принципе нужен рсс) то с гугльтоксом там же со входу жопа. Жаббер ёпта. Единственный случай ...
Я иногда публикую у себя сканы программ передач советского телевидения. Иногда сама сканирую, но чаще - мне присылают. Вот и сегодня на Фейсбуке прислали программу передач 1982 года. Этой у меня точно не было. Кстати, как мне запомнилось, 1981-1983 годы были самыми тоскливыми в плане теле ...
Fuliang Cai Chaoyang Cai Jonas Bornicke Klaus Lenzen Manish Mamtani Omer Faidi Placido Faranda Shifang Lin Varun Thota Xiaoxiao ...
прибыл к нам на месячишко. ...
В последние дни аудитория с обеих сторон ждала второго Иловайска, прогнозируя разгром окруженной группировки ВСУ. Украинская сторона, конечно же, с ужасом, противоположная - с удовлетворением. Но 18 февраля не оправдало надежд. Сейчас уже можно с большой уверенностью сказать, что произошел ...