Вальс с Хамасом или танго с Аббасом?

Заключенный во вторник обмен не предвещает нового мирного процесса между Израилем и ХАМАСом. Ни одна из сторон не ставит перед собой такую цель. Если правительство Нетаньяху неспособно заключить мирное соглашение с Махмудом Аббасом, то вряд ли оно придет к "большой сделке" с руководством ХАМАСа, которое в Нетаньяху видит смертельного врага. ХАМАС, даже притом, что его руководство определило своей ближайшей целью создание палестинского государства в границах 1967 года, не заинтересован в замене Аббаса в мирном процессе, хотя его каденции давно закончились. Несмотря на экзистенциальный конфликт, ХАМАС и Израиль видят взаимную выгоду в обмене пленными, в котором Аббас был пассивным зрителем.
Нетаньяху пришел к власти в 2009 году, утверждая, что нет никакой
перспективы завершения мирного процесса, который с января 2001 года
находился в застое. Он подчеркивал, что большой сделки с
палестинцами просто не может быть, поскольку Аббас не желает
принять условия Израиля, и что он слишком слаб
политически, чтобы склонить к компромиссу свой
собственный народ. Каденция Аббаса закончилась, но он не рискнул
объявить о новых выборах, его парламент
фактически контролировался ХАМАСом,
выигравшим на последних
выборах, и с этого момента он был лишен полномочий в Газе, а его
силы были выселены ХАМАСом в 2007.
Нетаниягу утверждал, что вместо того, чтобы искать политического урегулирования с Аббасом, Израиль должен сфокусироваться на "экономическом мире", ослабив экономические клещи и развивая экономику Западного берега, чтобы она служила основой для мира в будущем. (Сектор Газа будет оставаться под экономическим давлением, пока его население не будет готово свергнуть ХАМАС.). Если логика Нетаньяху удовлетворяла усилиям Соединенных Штатов, уполномочивших премьер-министра Салама Файяда создать палестинские государственные институты, и надеждам Аббаса подставить ножку ХАМАСу - и Аббас, и Файяд настаивали на создании государства и прекращении оккупации как ключевых задачах.
И если администрация Обамы молча согласилась с "экономической войной" в секторе Газа, стало все же ясным, что Вашингтон ожидает большего, чем "экономический мир" на Западном берегу. Поэтому Нетаньяху перешел к Плану Б, приняв на словах принцип сосуществования двух государств, но выдвинув такие предварительные условия, что было ясно, что Израиль практически не будет требовать его осуществления. Аббас с самого начала знал, что Нетаньяху не уступит даже минимума, необходимого для палестинского лидера, чтобы заключить мирное соглашение, но он надеялся, что у администрации Обамы будут рычаги для изменения расчетов Израиля. Эта иллюзия была разрушена, когда Обама прогнулся под Нетаньяху по вопросу о прекращении Израилем строительства поселений за пределами границ 1967 года, в соответствии с требованиями "Дорожной карты" президента Буша в 2002. Будучи обманутым Обамой, Аббас обратился к ООН в надежде создать переговорные рычаги путем создания международного признания палестинского суверенитета над территориями 1967.
Заявка
Аббаса в ООН, поставившая его на путь столкновения с Израилем и
администрацией США, остается в каком-то подвешенном состоянии
притом, что США все еще надеются обойти ее и перезапустить
переговоры на условиях, уже отвергнутых Аббасом, и пытаются сорвать
его усилия продвинуть заявку в ООН. ХАМАС также имеет свои причины
возражать против заявки Аббаса в ООН, видя в ней не более чем
попытку палестинского лидера повысить свой рейтинг, прежде чем
вернуться за стол переговоров, вернувшись к процессу, который по
словам представителя ХАМАСа Усамы Хамдана "был бесполезным в
течение последних двадцати лет". ХАМАС настаивает на том, чтобы
Аббас действовал на основе национального консенсуса, достигнутого с
помощью примирения ФАТХа и ХАМАСа, и чтобы
палестинцы сконцентрировались на давлении на Израиль с целью
прекращения оккупации. Государство может быть создано только один
раз, когда оккупация закончится, предупредил Хамдан
Обмен заключенными расценивается как победа сопротивления ХАМАСа,
так отчаянно нуждавшегося в повышении своего рейтинга среди
палестинцев. Даже и с этим его популярность
остается низкой из-за нищеты и страданий Сектора Газа. Недавний
опрос общественного мнения, опубликованный Наджах, национальным
университетом в Наблусе, показал, что 67% палестинцев, проживающих
на Западном берегу и в Газе считают заключенную
сделку возможностью повысить популярность
ХАМАСа, но в то же время, только 8% сказали, что будут голосовать
за ХАМАС на президентских выборах , тогда как 27%
- за кандидата ФАТХа. Более поразительным был
тот факт, что 22% сказали, что они вообще не будут голосовать, а
еще 20% затруднились ответить. Таким образом, ХАМАС имеет
достаточно стимулов, чтобы попытаться вернуть себе ту поддержку,
которую он видел, победив в 2006 году на парламентских выборах на
Западном берегу и в Газе.
Изменение ситуации в регионе, при которой ХАМАС может потерять свое
убежище в Сирии, делает организацию более склонной приветствовать
таких потенциальных будущих хозяев, как Египет, Турция и Катар,
которые все считают себя посредниками надежного мира, независимо от
провальной попытки США , а не присоединившимися к «фронту
сопротивления» с Ираном и Сирией.
Приятное чувство от освобождения заключенных исчезнет достаточно быстро, потому что приоритет партии Хамас - в улучшении качества жизни в Газе. В настоящее время он изо всех сил борется за выплату там зарплат с иранской финансовой поддержкой, которая была отозвана в связи с отказом ХАМАСа осудить сирийское восстание. Другие источники финансирования могут быть найдены, но дальнейший авторитет ХАМАСа будет зависеть от облегчения и прекращения израильской блокады сектора Газа - вопрос, который по сообщениям, был поднят при сделке обмена заключенными.
Wall Street Journal сообщает, что в ходе переговоров об
освобождении Шалита Нетаньяху согласился разрешить восстановление
Газы, добавив, что израильский посланник на переговорах сообщил о
желании премьер-министра увидеть экономический бум в секторе Газа.
Журнал цитирует правительственных чиновников, которые признают, что
израильское правительство планирует следовать политике «Растущая
открытость» по отношению к Газе. .
Значит, в секторе Газа наступит "Экономический
мир"?
Несмотря на свой преобладающий антагонизм к Израилю, политическая
судьба Хамаса зависит от его способности обеспечить благосостояние
жителей Газы, что, безусловно, создает стимул для сохранения
статуса прекращении огня с Израилем. Египет, который взял на себя
инициативу посредничать в сделке с Шалитом, также выигрывает от
ослабления ситуации в секторе Газа, а также демонстрирует свою
способность поддерживать безопасность.
А для Израиля позволение ХАМАСу восстановить
Газу не имеет никаких ближайших побочных эффектов, но может помочь
полностью отменить свою изоляцию путем решения давних требований
Турции и Катара прекратить блокаду. И, если доходы ХАМАСа, ослабят
президента Аббаса, то ведь израильтяне не заключали с ним сделку, а
его стратегия с ООН создала дипломатические проблемы для
Нетаньяху.
У Израиля
есть давняя традиция заставлять соперников играть друг против
друга, имея дело с тем, кто является самым сложным и в любой момент
может создать проблемы. Так, в конце 80-х, израильской политикой
было, чтобы ХАМАС появился как соперник ФАТХа
Ясира Арафата на Западном берегу и в секторе Газа. В 90-х, Израиль
неоднократно сосредоточивался на переговорах с палестинцами и с
Сирией, используя каждого как рычаг против другого. И был даже
период после выборов 1996, когда на пост премьер-министра пришел
Нетаньяху, в ходе которого он осторожно
потянулся к Ирану в надежде на улучшение отношений.
Таким образом, сотрудничество между ХАМАСом и
Израилем по улучшению условий в секторе Газа, это не танец мира, а,
скорее, вынужденное обстоятельство. Ни одна из сторон не доверяет
Аббасу и не верит в мирный процесс, но реальность оккупации,
безусловно, заставляет их давить на ноги друг другу - или того хуже
- достаточно скоро заставит. Ни один партнер не имеет никаких
иллюзий относительно другого. Не может ситуация Газы
рассматриваться самостоятельно. ХАМАС является организацией
Западного берега, но и Сектора Газа тоже.
Обмен пленными может подтолкнуть Аббаса действовать от себя,
чтобы усилить экономическое давление и ненасильственные акции
протеста за прекращение оккупации, как делали в свое время
палестинские группы гражданского общества. Сильный посыл простых
палестинцев ХАМАСу и Аббасу - отложить в сторону свои разногласия и
создать правительство национального единства, чтобы выковать общую
стратегию с тем, чтобы покончить с оккупацией. Если они этого
добьются, то никакая палестинская группировка не
будет долго танцевать с Нетаниягу.
|
</> |