Валерий Рубинчик. Жизнь и фильмы


«Я вчера (наш разговор состоялся на следующий день после смерти
режиссера. – Прим. Ред.) стала пересматривать документы, материалы
и была удивлена, что в Беларуси у него ни одного звания.
Заслуженным он стал только в России. А ведь в Беларуси он поставил
картины, которые принесли «Беларусьфильму» грандиозный успех. Одна
«Дикая охота короля Стаха» собрала такое количество международных
призов! Даже в Голливуде ее знают. Я в этом убедилась, когда
увидела «Сонную лощину». Они хорошо рассмотрели «Дикую охоту», я
убеждена в этом».
Из интервью со сценаристом, редактором, бывшим руководителем
«Беларусьфильма» Изольдой Кавелашвили. 9 Марта 2011

«Первой его картиной в Минске стал «Красный агитатор Трофим
Глушков», после нее он ставил «Могилу льва», которая чуть не стала
его могилой. Так бывает, когда в одной съемочной группе собираются
яркие, но разные творческие личности – режиссер, оператор и
художник. У каждого были свои амбиции, свои идеи… Содружество у них
не получилось».
Из интервью со сценаристом, редактором, бывшим руководителем
«Беларусьфильма» Изольдой Кавелашвили. 9 Марта 2011

«У меня с Анатолием Рыбаковым (писатель, автор повестей
«Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». – Прим. Ред.) были
приятельские отношения. Мы с Валерой были у него дома. А Валера,
когда нервничал, всегда грыз ногти. Рыбаков ему и сказал: это
признак дебилизма. А потом ему показали отснятый материал. И
насколько Анатолию Рыбакову понравились первые две картины,
настолько он не принял «Последнее лето детства». Он сделал 27
замечаний!»
«Прошли годы. И однажды Рыбаков попросил меня, чтобы Рубинчик
экранизировал его роман «Тяжелый песок». А Валера отказался».
- Почему?
«- Тот наш разговор меня поразил. «Я не могу. Ты что, не
понимаешь?» - «Нет». - «Я не могу это ставить! Я еврей!» - «Ну и
что? А я грузинка». - «Ты не понимаешь! Это же еврейская тема!»
Меня это поразило. Я никогда не считала, что нужно гордиться
национальностью, но и стыдиться… Хотя Валера никогда не скрывал
национальность. Но отказался категорически».
Из интервью со сценаристом, редактором, бывшим руководителем
«Беларусьфильма» Изольдой Кавелашвили. 9 Марта 2011

«Сценарий картины «Гамлет Щигровского уезда» мне дали в Москве.
Я только спросила, можно ли его будет переделать. Привезла его в
Минск, зову Рубинчика. А он все время был в вечных сомнениях…
Кабинет у меня был большой, говорю ему: «Прочти, я тебя закрываю, и
пока не скажешь да или нет, я тебя не выпущу». Прихожу - «Да».
Усадьбу нашли под Минском, запустились. И тут звонит мне второй
режиссер и говорит: второй день работы, а не снято ни одного метра.
Я, говорю, сейчас приеду. Примчалась, захожу на площадку, думаю,
сейчас устрою! Вижу, оператор Брауде сидит, а Валера стоит с
актерами Зиминой и Филозовыми и объясняет им что-то. А они с таким
упоением его слушают. Видно, что они в том времени полностью. В
общем, не смогла я ничего ему сказать. Тут Валера меня увидел:
«Сейчас-сейчас». Но в тот день тоже ничего не было ничего снято. А
я подумала: наверное, это и есть настоящее искусство. Правда,
Москва потом заставила заменить Филозова на Олега Борисова».
Из интервью со сценаристом, редактором, бывшим руководителем
«Беларусьфильма» Изольдой Кавелашвили. 9 Марта 2011 Текст Надежда
БЕЛОХВОСТИК

«Кино — это, конечно, прежде всего работа с моим мужем, режиссером Валерием Давидовичем Рубинчиком. Он был ленивым трудоголиком. Вообще — ленился, но когда появлялась идея, когда он начинал писать сценарий, то обо всем забывал. Он занимался только тем, что ему по-настоящему интересно, — может, поэтому у него всего 15 полнометражных картин.

Я люблю практически все его фильмы. «Венок сонетов» — это настоящая поэзия, только в кино. Все предельно ясно — и предельно больно. Люблю нежнейший фильм «Кино про кино». «Нанкинский пейзаж». Конечно, «Дикую охоту короля Стаха» — люблю свою роль там, за нее я получила Гран-при на Международном кинофестивале в Париже в 1982 году. А вот трехсерийную экранизацию Анатолия Рыбакова «Последнее лето детства» не очень люблю. Милый фильм, нежный, но чересчур простой.

Мне с ним было легко работать, я на съемках будто теряла свою
оболочку и вся перетекала в него. Все понимала без слов. Только
один раз мы поссорились. Причем когда оба работали как актеры. Мы
снимались у Станислава Говорухина в «Приключениях Тома Сойера…» — я
играла вдову Дуглас, а Валера сыграл адвоката, и сыграл
блистательно, — и вот после съемочного дня мы, уставшие, пришли в
гостиницу, и он сказал: постирай мне рубашку. А я сказала: нет; мы
работали оба, одинаковое количество часов, я тоже устала — стирай
сам. Вот так единственный раз поссорились. А кто в итоге стирал
рубашку — даже и не помню теперь».
Из интервью с вдовой режиссёра актрисой Валентиной Шендриковой.
ТЕКСТ: Анна Ратина





Из комментариев на форуме фильма «Дикая охота короля Стаха».















Из комментариев на форуме фильма «Комедия о Лисистрате».