Вакцины против COVID. «Ретро-платформа» - вакцины из убитого цельного вируса
prof_afv — 24.09.2020Продолжаю «вакцинный ликбез». Надеюсь, читателей не обижает такое определение. Именно это слово я использую по отношению к себе, когда пытаюсь разобраться в чём-то для меня новом. Так что для меня у этого слова коннотация позитивная.
Сегодня речь о вакцинах, состоящих из убитого (по-научному, инактивированного) цельного вируса (упоминание цельности вируса важно, т.к. есть ещё вакцины из убитого разрушенного вируса). Этот тип вакцин появился намного раньше новомодного термина платформа. Прототипом таких вакцин является знаменитая вакцина Солка против полиомиелита, которая была разработана в первой половине 1950-х годов. С тех пор ничего принципиально нового на этой платформе не произошло. А вакцина Солка используется до сих пор. Вообще, история создания вакцины Солка и других вакцин против полиомиелита исключительно интересна, и не только в научном плане. Роман можно писать...Но не буду отвлекаться.
Как делается цельновирусная инактивированная вакцина понять несложно:
1) культуру клеток in vitro заражают вирусом, он в клетках размножается и накапливается в культуральной жидкости
2) собирают «урожай» - культуральную жидкость с накопившемся в ней живым вирусом
3) вирус убивают (инактивируют); для этого рутинно используют либо формальдегид, либо бета-пропиолактон
4) инактивированный вирус очищают от примесей; можно сделать и наоборот – сначала очистить вирус, а затем инактивировать
5)очищенный инактивированный вирус смешивают с адъювантом (веществом или смесью веществ, усиливающих иммунные ответы).
Всё, вакцина-кандидат готова. Остаётся «всего лишь» определить защищает ли она от соответствующего заболевания/инфекции и достаточно ли она безопасна... То, что перечислено выше, в лабораторном масштабе можно сделать за недели. А вот остальное это задача на месяцы, чаще на годы.
Как видите, технология «производства» вакцинного препарата, концептуально очень проста. Разумеется, в реальной жизни всё значительно сложнее. Основные технологические проблемы связаны со сложностью безопасной наработки живого SARS-CoV-2 в промышленных масштабах. При производстве нужно будет обрабатывать тонны вирус-содержащей культуральной жидкости. И сделать это надо так, чтобы не подвергать опасности персонал и исключить возможность выхода вируса за пределы производственных помещений. В принципе решаемо, но стоит недёшево. Плюс нужно время для создания таких производственных мощностей.
К счастью, вирус SARS-CoV-2 далеко не самый крепкий орешек в контексте разработки цельновирусной инактивированной вакцины. С вирусом полиомиелита «мороки» было значительно больше. Клеточная культура, в которой вирус SARS-CoV-2 хорошо «растёт», известна (это варианты культуры клеток зелёной мартышки Vero; чаще всего используется линия Vero-Е6 и есть возможности улучшения «продуктивности» этих клеток). В отличие от вируса полиомиелита с точки зрения нейтрализации вируса антителами, есть только один вариант SARS-CoV-2 (у вируса полиомиелита таких вариантов было три).
Сложнее с проблемами, имеющими фундаментальный характер. Предсказать точно, как поведёт себя новая цельновирусная инактивированная вакцина нельзя. Но в этой области накоплен огромный опыт и, в общих чертах, известно, на что можно рассчитывать, а на что нет.
Вакцинация цельновирусными инактивированными вакцинами должна быть инъекционной, причём, однократной иммунизации недостаточно, необходимо, минимум, двукратная. Вакцины такого рода сами по себе не очень иммуногенны и адъювант обязателен. С последними выбор небольшой. На протяжении десятков лет почти исключительно используется один адъювант – гидроокись алюминия (alum) и вряд ли это изменится в случае ныне испытуемых вакцин против COVID.
Успешные цельновирусные инактивированные вакцины достаточно хорошо индуцируют антительный ответ, но только системный (антитела в крови). После иммунизации такими вакцинами не вырабатывается местный иммунитет (на слизистых – mucosal immunity). Не вырабатывается также Т-клеточный протективный иммунитет (специфические цитотоксические Т-клетки/CD8+). В целом, цельновирусные инактивированные вакцины хорошо срабатывают при инфекционных заболеваниях, при которых важным элементом патогенеза (механизма развития заболевания) является накопление вируса в крови (виремия). В таком случае вирус наиболее уязвим при «обстреле из главного калибра» таких вакцин – нейтрализующими антителами.
К сожалению, инфекция SARS-CoV-2/COVID-19 не идеальный объект для цельновирусных инактивированных вакцинами. Дело в том, что виремия встречается далеко не у всех больных COVID и, похоже, не является обязательным элементом патогенеза. Отсутствие иммунного ответа на слизистых у вакцинированных лиц также не способствует защите.
Есть ещё один теоретический ограничитель для таких вакцин. Он связан с феноменом «иммунологического усиления», о котором много говорят (неверно отождествляя его с антитело-зависимым усилением – ADE). Если ограничиться вакцинами, применявшимися в клинике, то иммунологическое усиление наблюдалось почти исключительно при вакцинации цельновирусными инактивированными вакцинами.
Но эти теоретические озабоченности не означают, что цельновирусные инактивированные вакцины против SARS-CoV-2/COVID можно списать со счета. Три китайские вакцины, сделанные на это платформе уже успешно прошли доклинические испытания и Фазу 1-2 клинических испытаний (результаты этих испытаний опубликованы в научной печати). В доклинических испытаниях была продемонстрирована возможность протекции, а признаков иммунологического усиления не наблюдалось. Все три вакцины сейчас находятся в Фазе 3 клинических испытаний. Это:
Sinovac
Sinopharm/Beijing Institute of Biological Products
Sinopharm/Wuhan Institute of Biological Products.
Применение вакцины Sinovac было официально разрешено в Китае для ограниченных контингентов ещё в июле 2020. Эта вакцина была первой, вошедшей в Фазу 3 клинических испытаний. Две другие китайские вакцины, производимые компанией Sinopharm, уже получили официальное разрешение в Объединённых Арабских Эмиратах для использования среди медицинского персонала.
В ближайшее время должны начаться клинические испытания цельновирусной инактивированной вакцины против COVID, разработанной в Центре Чумакова. Этот центр имеет огромный опыт промышленного культивирования живых вирусов. К сожалению, пока нет никаких научных публикаций об этой вакцине и её доклинических испытаниях. Как только научные данные появятся, я об этом обязательно напишу. На сегодня всё.
(с) Проф_АФВ
|
</> |