Вадим Самойлов: хорошая прямая речь
ladik2005 — 07.07.2020 Неизбывен интерес российского народа к всяческим селебрити, раскрученным светскими и полусветскими хрониками СМИ, что отличаются друг от друга как жёсткая эротика от мягкой порнографии. Согласен, не только у нас, ибо любопытен человек к тому, что ниже пояса и пополам с моралью, и приятно сознавать, что не он один такой. Фиг с ним, не об этом речь сейчас, интересно – да и ладно.О другом я – о характеристиках российской креативной тусовки. Они же любят из себя изобразить лидеров чьего-то мнения, чьё мнение обязательно к учёту и незамедлительному исполнению остальным народом. Народу тупо похуй на это мнение, и креативный класс весь из себя активно обижается; на все соцсети и половину телевизора. Не, уже не половину – их слегка попёрли там; в Интернет с обидами ушли.
Опять же, фиг с их креативной попоболью, если бы не «но»: они не все такие. Там реально полно нормальных людей, которых эта же творческая либерасня душит и давит, и не пускает в захваченные ими развлекательные эфиры и на публичные междусобойки.
Так что надо людям помогать, в меру слабых сил. Вот и я презрел всю лень, и сел расшифровывать два любимых мной живых концерта Вадима Самойлова, где он, в том числе, на каверзные вопросы отвечал. Презрел, поскольку мне пиздец как хочется эту расшифровку посвятить подрыву седалищ Андрея Макаревича и Максима Леонидова, которым снова народец не тот: не так проголосовал за поправки к Конституции РФ; болеют творческие человеки вплоть до эмиграции; народ спугнуть боится.
Так что сегодня послушаем другого, умного человека. Да и песни у него хорошие.
Программа Захара Прилепина «Соль» 26 февраля 2017 года.
Вопросы про поездки Вадима Самойлова на Донбасс и его гражданскую позицию, и как это сочетается с мнением рок-н-ролльной тусовки и её демонстрируемым пацифизмом и почему так происходит, а также про взаимоотношения с братом, Глебом Самойловым (если кто не в курсе – полные противоположности сейчас, младший ныне нечто вроде Ефремова), 49.20 – 53.51:
«Я бы к «One world, one peace» обязательно добавил бы ещё несколько клише. Значит, обязательно протест должен быть у рок-музыканта и несогласие с властью, обязательно. Иначе он не рок-музыкант.
Вот я вот эту шнягу либеральную слушаю, знаете, наблюдаю и считаю… Вот я считаю, что в том, что я еду туда (в Общественную палату – Л2005), взаимодействую с властью и работаю в Общественной палате, пытаясь объяснить там дудукам о том, что жизнь по-другому устроена, в этом рок-н-ролла больше, чем во всей их либеральной помойке, вместе взятой.
Я вот так считаю... А еду я туда (на Донбасс – Л2005) потому, что я не могу терпеть, когда унижают, убивают людей по национальному признаку. Ну не могу я этого принять, и, если я могу хоть чем-то участвовать как музыкант, я хочу там участвовать и буду там участвовать.
Так же как и… Понимаете, я считаю, что про эту тему говорить, почему так… Я всегда задавался вопросом, почему так называемый креативный класс, так в нём много расцветает этой истории. Почему там Миша Козырев (музыкальный критик, резко отрицательно воспринявший Крымскую весну и активно критикующий В.Самойлова и остальных, её признавших – Л2005) просто какие-то тонны эротических фантазий уже там выливает по поводу меня, консультирует Ксению Собчак на её телеканальчике. Я всё не могу понять – почему они так мыслят?
И я так для себя понял: вот человек, так сказать, существо интуитивно-логистическое (оговорка Самойлова, правильно: логическое – Л2005), правое-левое полушарие, логика-интуиция, творчество и более практические какие-то вещи. Я так понимаю, что плохо, когда происходит такой перекос и в ту, и в другую сторону.
Вот человек, допустим, излишне сермяжный, он живёт только вот колбасой и хлебом – он впадает в одну крайность. То есть, не дашь ему колбасы и хлеба, у него жизнь закончится.
А творческий человек, особенно популярный, вот москвич такой, столичный парень или девушка – у них другая жизнь. У них жизнь состоит из этих вот креативных побрякушек. Это их жизнь и есть, собственно говоря. И, соответственно, если этой жизни стало меньше, то у них тоже вот всё происходит по-другому.
Поэтому я считаю, что человеку крайне полезно знать много слоёв в жизни, побывать в них, посмотреть на них потому, что иначе твоя оценка жизни будет недействительной. Это будет плод твоей фантазии, такая твоя дополненная реальность, в случае с креативным классом. Они сами её дополняют своими измышлениями.
И думать, что они – властители, так сказать, дум… Не они властители дум, а те, кто им деньги платит. Ну серьёзно – не они же хозяева жизни.
(Вопрос про брата): Жизненный опыт у нас как раз разный. У нас, наверное, похож вкус музыкальный, и то есть различия. Но, по крайней мере, общность этого вкуса на первом этапе, первых десятилетиях существования совместной группы («Агата Кристи» - Л2005), конечно, нам помогала и выручала.
А жизнь у нас совсем разная. Понимаешь, такие люди, как мой брат, кроме написания песен больше ничем в жизни никогда не занимался. И нормально, люди так могут жить. Но я считаю, что в таком случае ты можешь говорить и судить людей только за написание песен. Ты не можешь судить людей за какие-то другие вещи, которые находятся в другой плоскости жизни. По крайней мере, ты сам себе можешь сказать: ну, наверное, там есть какие-то вещи, которые я не знаю; я не могу судить.
Что касается меня, я считаю, что мне повезло. Да, я, допустим, меньше сочинял потому, что всякими другими важными вещами занимался. Но я исследовал очень много. У меня в жизни происходили стройотряды, я и коровники реконструировал действующие, по колено в навозе. И работал на военном заводе младшим научным сотрудником, наблюдал, как ВПК разваливается (начало 90-х – Л2005).
Не говоря уж про то, что мне вообще любопытно с людьми. Вот я считаю, что наблюдение за людьми, общение с людьми – это, вообще, самая кладезь идей и впечатлений, толчков для дальнейшего творчества».
Вопрос про цитату в песне из книги Н.Островского «Как закалялась сталь», 1.04.11 – 1.05.24:
«Меня в своё время очень впечатлила и книга, и сам Островский. Несмотря на то, что сейчас многие «деятели» могут его в сумасшедшие патриоты записать, но, тем не менее, я – продукт советской эпохи. Я считаю, что многое в советской эпохе было и хорошего тоже. И, в том числе, вот такие герои, которые готовы были себя полностью отдать людям.
Даже в этом советском атеизме было что-то прогрессивное потому, что это был такой созидательный атеизм, который направлял человека, почти что в восточных традициях, внутрь себя: верить в свои силы, работать с собой, ставить себе цели, мотивироваться. Это, по сути дела, и есть настоящее творчество.
Мы тут всё песни поём, я не знаю, рисунки рисуем и думаем, что это – творчество. Не это творчество, на самом деле. это очень приятно, это красиво, это – искусство. Но подлинное творчество – это как Ломоносов, из Архангельска в Москву и построить университет, и остаться в веках. Вот это – творчество».
Программа «Воздух» на «Нашем радио», 7 август 2017 года.
Крайне ироничный вопрос ведущего на тему песен В.Самойлова на стихи Владислава Суркова (проект «Полуострова»), его взаимоотношений с ним, с намёком на то, что это из-за должности Сурокова и попытки порассуждать о депрессивности его поэзии (ну, там ведущий полу-опп), 28.16 – 30.59:
«… Я для себя давно уже сделал такой вывод: есть человек сам, а есть то, что он творит, то, что он сочиняет. И это могут быть две огромные, большие разницы. А может и не быть разницы, может, это цельный какой-то человек. Поэтому, скажем так, я давно уже для себя отделяю: кто есть человек и что есть его творчество.
В этом отношении я считаю, что творчество как раз отдушина, которая позволяет любому человеку, какую бы он жизнь не проживал, сложную или простую, корыстную или бескорыстную – это какая-то отдушина, чтобы его вторая половина высказывалась.
Если это талантливо, если это интересно и глубоко, если меня это трогает, в первую очередь – почему бы нет. Я, если будет возможность, поучаствую.
(перебивка репликой ведущего с очередным намёком на холодность и депрессивность): Люди, которые работают на больших постах каких-то, ну, они много жизни видят разной. И поэтому у них философское восприятие жизни рано или поздно включается потому, что, если ты каждый день сталкиваешься…
Я помню: захожу в кабинет, когда он (Сурков – Л2005) ещё был зам.главы администрации (Президента РФ – Л2005) по внутренней политике, а он читает сводку. У него там 200 трупов, здесь – 30, ещё там… По стране отчётов. Это происходит каждый день: люди погибают, люди попадают под машины, люди убивают друг друга. Каждый день, понимаете?
И задача власть имущих людей… Все почему-то обманчиво думают, что они там чего-то укажут, и чего-то там немедленно произойдёт. Власть не так работает. Власть может только модерировать общество потому, что общество – оно живёт как свой живой организм.
Да, понятно, что мы можем расставлять, могут расставляться флажки, как какие-то системы сдержек и противовесов работают. Но, по большому счёту, это не армия: отдать приказ, и общество заживёт. Так не будет. Общество всегда инертно и долго-долго перенастраивается, какой бы волей правящий класс не обладал.
Поэтому, если говорить про то, что у этих людей, много кто действительно пишет стихи, литературу, она действительно такая. Я бы не назвал это депрессивным, но это искусство такое, взгляд на мир адекватный. Это – взгляд людей, которые понимают, что вот человеческая природа – она такая, что в ней очень много плохого и очень много хорошего. Хорошему живётся намного хуже».
3 копейки: за атеизм, как по мне, верно, если взять с этой стороны. В конечном счёте, речь шла не о религии, и стоит вспомнить, что элементы религиозного мракобесия в Российской империи на излёте таки были; именно сдерживающие развитие значительно части людей (особенно из крестьянской среды). Мы уже имеем дело с другим подходом религиозных институтов к обыденной жизни, и не только православия.
И в армии с командами не всё так есть прямолинейно, чтобы немедленно вот: полковник отличается от лейтенанта тем, что полковник не отдаст команду, которую не выполнят. Ага, именно так: будет риск неисполнения – заблаговременно создаст условия, чтобы таки «есть!». Это живые люди всё же, и принцип тот же.
А в остальном – согласен.
Золотые слова.
|
</> |