рейтинг блогов

в защиту игумена, часть 2

топ 100 блогов mmekourdukova20.04.2017 (окончание вчерашних комментариев к возражениям, извините, я подрядилась, выполняю до конца).
Пускаю сразу возражения (болдом), перемежаемые моими комментариями неболдом.


И это второе главное возражение. Очевидно, что приходская богослужебная жизнь построена с учетом духовных запросов и потребностей как тех, кто имет возможность посещать службы часто, так и тех, кто такой возможности не имеет. Прихожанин, посетивший вечернюю службу 12 Евангелий, в пятницу утром, извините, на работу идет. И не может услышать Евангелие на Часах Пятка или Вечерни Великой Субботы, совершаемой как правило днем. Но кто-то, наоборот, вечером в Великий Четверг пришел с работы такой разбитый, что сил на вечернюю службу у него не было и потому в Великую Субботу он может услышать все основное, что не удалось услышать ранее. Батюшки-то не для себя любимых только служат, но для людей! ( Другая тема, почему служат на незнакомом для этих людей языке.)

- Это понятно, что для людей. Но как быть с теми людьми, которые грамоте обучены и НЗ в личное пользование приобрели? Со времен Гутенберга таких становится все больше и больше. Они тоже «не могут услышать» иначе как по расписанию? Зачем, зачем делать вид, будто бы чтение вслух остается и сегодня, как тыщу лет назад, единственным способом информации населения? Сегодня не только неофиты, но и вообще никогда не приступавшие ни к каким церковным практикам люди знакомы с Новым Заветом (кап-кап, по строке, по цитатке, оттуда-отсюда) настолько, что даже и для таковых оборот «удастся услышать» звучит смешно. Для нас же, для людей со стажем церковных практик, храмовое чтение Писания давно превратилось в 1) торжественно-символический акт, 2)напоминание знаемого практически наизусть и 3) приглашение ещё раз задуматься над.  И если пункт первый действительно круче обставлен в храме, то пункт второй легко достижим и без храма, а третий именно в храме-то и блокируется. О себе самой я могу сказать, что 90%, так сказать, актов услышания Слова посетили меня как раз за чтением его, а не за слушанием его в храме.
Проще говоря, актуален сейчас только пункт первый. Т.е., если посмотреть правде в глаза, - сегодня не богослужение является инструментом донесения Слова в массы, а Слово является сырьем для поддержания богослужения.


Последнее возражение - общего характера, даже онтологического, тэксказть.
Почему мозг современного верующего образованного человека повернут так, что ему непременно надо что-то в Церкви улучшать?


- Полагаю, потому же, почему и во все времена мозг образованного верующего человека был повернут именно так. По той же самой Причине. Онтологического характера.

Искушенный читатель интернета ужо наверное ждет сакраментального продолжения: не в Церкви надо улучшать, а в себе. Ан нет, не будет его. Не потому, что это не правильно, а потому, что я не о том. Я о другом важном моменте в жизни верующего человека. Центральном, без преувеличения. Взгляде на мир, в котором нет случайностей. То, что я в этой Церкви - не случайно, то, что в Церкви читают на церковно-славянском - не случайно, то, что повторяют 40 раз - не случайно и т.д. ЭТО ИМЕЕТ СМЫСЛ! И смысл этот не в том, что исторически Церковь - это одна сплошная административно-канонически-литургическая ошибка. А в том, что для каждого отдельного человека и даже целого народа существует Промысел Божий определяющий ту самую НЕСЛУЧАЙНОСТЬ происходящего в Церкви и с Церковью. Понять, что эта НЕСЛУЧАЙНОСТЬ практически значит для лично меня - одна из целожизненных духовных задач верующего человека. Я определяю для себя эту НЕСЛУЧАЙНОСТЬ как Божие Слово обращенное ко мне. Я не восприимчив к Слову Бога напрямую, как, скажем, Моисей, но могу видеть это Слово в событиях, феноменах, обстоятельствах моей жизни, в людях, встречающихся на моем пути. Это Слово меня учит, наставляет, воспитывает.
Иначе нет никакой веры, нет никакого смысла, нет спасения, а есть зеркальная темница с бесконечным числом отраженных "Я".


- Тут, на мой глаз, всё правильно. Добавлю только следующее – если люди, неслучайно оказавшиеся в Церкви, задаются вопросами о жизни Церкви, то это не случайно.

Но вера, смысл, спасение есть, потому что
Христос Воскресе!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


А теперь, уф, сколько же можно комментировать чужие возражения на реплику о. Петра Мещеринова. Прокомментирую-ка я самую эту реплику.
У меня есть такой опыт, какого нет ни у него, ни у спорившего с ним френда. И ни у кого из постоянно живущих в России, где внутрицерковное кровообращение мощно и естественно совершается (и всегда совершалось) также и во внебогослужебное время.

Я с 2000 года наблюдаю изнутри мир, где такого кровообращения нет. Мир, где формула «богослужение = богообщению, богообщение = богослужению» угрожающе реальна. Потому что здесь для русских православных нет ничего другого. Ни большой культуры, ни реального участия в жизни общества, ни общения выше уровня совместного изготовления и потребления жрачки, ни сколько-нибудь значимой прослойки образованных людей, которые могли бы обмениваться – тысячей известных нам способов – опытом и наставлениями в культуре и нравственности, в дарах Духа Святого, ага. Ни-че-го из того, что в России естественно и неостановимо происходит в Церкви вне храмовых площадок и вне богослужебных часов, и питает собою эти площадки и эти часы – ничего нет. А есть только богослужение.
Каковы результаты такого воплощенного в жизнь (а не только декларируемого) равенства между богообщением и богослужением, пардон, ограничения первого – вторым, хорошо известно. Хорошо известно, что произошло всего за три поколения с «богообщением=богослужению» первой русской эмиграции: такое богообщение-богослужение сдохло, сдулось до одного на всю страну Бельгию русскоязычного священника (кроме епископа) к 2000-му году. Хорошо известно, что всего за полтора поколения произошло с «богообщением=богослужению» здешних конвертированных православных Кривошеинского призыва – оно тоже того, в ту же Лету, приход за приходом. И уже ясно видно, что начинает происходить сейчас с этим «равенством», свежевозрожденным на моих глазах, в рамках программы консолидации соотечественникофф за рубежом.

Повторю мораль ещё раз: когда богослужение всамделе кроме шуток становится единственной предлагаемой верным формою богообщения, оно почему-то довольно быстро съёживает ножки.


А это - чтобы не оставить читателей без визуальной информации.

в защиту игумена, часть 2

Позвольте поделиться свежей пасхальной радостью с официального сайта епархии родной.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:38

https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Исследуем Питер дальше. Перед нами - новый терминал аэропорта Пулково, который откроется через месяц ( http://www.pulkovoairport.ru , а что, в Питере есть выбор?). Каждая питерская стройка обязательно должна быть огорожена синим забором. Если забор не синий, то в Питере ничего ...
"Иностранные вина стоимостью до 500 руб. исчезают с полок магазинов, рассказала глава X5 Group Екатерина Лобачева. Речь прежде всего идет о продукции из Европы". https://www.rbc.ru/business/30/05/2024/665743579a794770f0cc1b98?from=from_main_7 О чем они? Все те вина, которые я покупал ...
Сейчас очень сложно удивить клиента, но техника все активнее развивается и не перестает удивлять пользователей своими новинками и улучшениями. Инновации в рекламе стали самым ярким примером использования цифровых технологий в рекламировании, а также результатом нового метода восприя ...
Ёж, араб. قنفذ [qanfudh, konfadu, konfazu] , конечно "съёживается", "конфузится", как пишет В.Д. Осипов: https://valeriy-osipov.livejournal.com/337362.html - но также и "раздувается" как шар (как и рыба-"ёж"). gonfio, gonfiato [гонфьё, гонфьято] (ит.), gonflé [гонфле] (фр.), ...
Киану, похоже, ищет ответ на тот же самый вопрос: почему Гималаям похер? Мистер Ривз говорит, что вышел из многолетней депрессии. Но че-то есть у меня сомнения.  ...