в защиту игумена, часть 1

Любимый френд нашел в ФБ от игумена Петра Мещеринова такое:
"Раньше я был большим энтузиастом уставных служб и ставил знак равенства между богообщением и таким вот богослужением (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но четверть века клиросного пения и чтения приводит меня (благодаренье Богу!) к другим выводам. Послушайте. Ну это невозможно. Сказать, что это избыточно, «перебор» – ничего не сказать. На самом деле это подмена живой жизни с Богом проговариванием текстов, текстов, текстов... читаем, поём, настраиваем себя, что – вот самое главное и необходимое в христианской жизни, ничего не может быть выше, нужнее, важнее... читаем, читаем, произносим, декламируем, пропеваем слова, слова, слова, святые, так себе, высокие, бездарные, опять высокие, опять бездарные... И это касается не только гимнографии. Невозможно четыре раза читать одно и то же даже Евангелие, ну это слишком, ну дайте же помолчать уже, просто подумать, сосредоточиться в тишине... Нет, читай, читай, читай, ещё раз евангельский отрывок, и ещё раз тот же самый, а теперь ещё тот же самый на Часах, а теперь в составном Евангелии на Вечерне, а ещё Великой Субботой вобьём гвоздь пятнадцатью паремиями, а потом тут же начнём читать Деяния Апостолов, чтобы не умолкать ни на секунду... Это я только про уставные службы. А ещё непонятный язык (и хорошо, что непонятный, а то всё очень быстро бы обнаружилось), а ещё всякие неуставные штучки, типа концертного пения «Ангел вопияше» на литургии Великой Субботы и вообще всего этого спектакля с иконой Воскресения и переодеванием, чего и следа нет в Уставе... Это всё гораздо серьёзнее, чем просто богослужебная архаичность или «наши традиции». Это – многокилометровая преграда между современным человеком и Живым Христом. Это подмена подлинной внутренней жизни во Христе внешней эстетикой, причём на 80% - не весьма высокого и качества (ах, как нам нравится служба Великой Субботы! какие паремии! etc. – особенно учитывая то, что паремии изначально читались, чтобы заполнить время совершавшегося в тот момент крещения, а если никого не крестили, их и не читали)..."
- и написал, что об этом думает.
Вот его, френда, возражения, часть первая.
«У меня приблизительно такой же опыт (по продолжительности и интенсивности) чтения на клиросе и участия в службах Страстной седмицы и Пасхи поэтому я могу возразить на равных.
Возражений, по большому счету, три.
1.Первое - аскетическое. Многократное повторение молитв, чтения, мантры (даже мантры!) входит во все (!) аскетические практики. Ну что делать, если человек не бесплотный дух, а и плоть тоже. Связан нейро-гуморальными цепями. Единственный способ растянуть эти цепи на достаточную длину, чтобы дотянуться до миски с духовной пищей - это многократное, долговременное повторение одних и тех же смысловых импульсов, смысловых форм, смысловых конструктов. Православие замечательно тем, что имеет многообразие этих самых импульсов, форм, конструктов. Православная аскетическая практика щадит наш мозг, как продвинутые тренеры в спорте щадят мышцы и связки спортсменов, зная, что нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна быть гибкой, разнообразной, чередующейся с отдыхом. Поэтому в православном богослужений чтение Cвященного Писания разбавляется чтением гораздо менее интеллектуально и духовно концентрированных средневековых стихир, которые в свою очередь сменяются пением, а последнее - монотонным чтением предначинательных молитв.
Отдельный вопрос - это психический механизм действия этих повторений. Мне кажется, что таким образом происходит погашение внутреннего диалога, снижение внутренней деятельности самоотражающего, самолюбующегося "Я", которые (погашение и снижение), в свою очередь непременное условие диалога с Богом, а вернее, начало просто слышания Бога, Которого мы не слышим исключительно из-за непрестанного, сумасшедшего просто, истеричного, глупого, пошлого бубнения этого "Я". "Просто помолчать, подумать, сосредоточиться в тишине" не получится, если не укротить этот внутренний диалог, не распознать его суетность, пустоту, имитацию истинной жизни духа. 25 лет обыкновенной, не отшельнической, не аскетической жизни и практики - слишком малый срок, чтобы достигнуть состояния неложной внутренней тишины, мира, целостности, когда можно уже отменить упражнения, с помощью которых это состояние было достигнуто. Конечно, может о. Петр и за 25 лет достиг этого совершенства, но служба в Церкви правится не только и не столько для совершенных, а, главным образом, для только начинающих подозревать, что такое совершенство существует и к нему необходимо стремиться».
А вотмои комментарии к его возражениям.
Для удобства повторю текст, вставляя свои реплики по мере надобности.
Первое - аскетическое. Многократное повторение молитв, чтения, мантры (даже мантры!) входит во все (!) аскетические практики. Ну что делать, если человек не бесплотный дух, а и плоть тоже. Связан нейро-гуморальными цепями.
- очень сомнительный аргумент «за», я бы сказала – не поздоровится от этаких похвал, мол, раз у всех язычников оно так, то и нам надлежит того же держаться. Но главное – даже и у язычников эти практики – аскетические. Для особо продвинутых шаманов и факиров, а вовсе не для всех граждан на каждый день по расписанию.
Единственный способ растянуть эти цепи на достаточную длину, чтобы дотянуться до миски с духовной пищей - это многократное, долговременное повторение одних и тех же смысловых импульсов, смысловых форм, смысловых конструктов.
- нет, не единственный. То есть у язычников-то он, мож, и единственный, но наш-то Новый Завет уж точно весь о ДРУГИХ способах растяжения этих цепей. А «единственный способ» в НЗ вообще не упоминается, если не считать Мф. 6:7.
Православие замечательно тем, что имеет многообразие этих самых импульсов, форм, конструктов.
- ? так многократное одних и тех же, или все-таки многообразие? Впрочем, я рада уж и тому, что для оппонента многообразие всё же штука положительная :-)).
Православная аскетическая практика щадит наш мозг, как продвинутые тренеры в спорте щадят мышцы и связки спортсменов, зная, что нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна быть гибкой, разнообразной, чередующейся с отдыхом. Поэтому в православном богослужений чтение Cвященного Писания разбавляется чтением гораздо менее интеллектуально и духовно концентрированных средневековых стихир, которые в свою очередь сменяются пением, а последнее - монотонным чтением предначинательных молитв.
- вот открытие для меня, что мозг наш тренируется совсем как мускулы тушки нашей. Профессора-то университетские должны бы пример с тренеров взять и, прерывая свои лекции каждые пять-десять минут, заряжать таблицу умножения, басню Крылова или английский алфавит – пусть отдохнут мозги-то. И в домашних условиях – пишешь статью, не забывай о гигиене умственного труда, включай ТВ каждые пять минут на пять минут. Фильму сериозную смотришь – радуйся всякий раз, когда твой напряженный мозг на самом интересном месте приятно расслабляют посредством рекламы. Но шутки в сторону, я хочу простенькое сказать - мозг наш все же работает по другим законам, нежели наша мускулатура, и его реакцию на внешние «приказы расслабиться» я бы сравнивала скорей уж с прерыванием, мм, гораздо более сложных физиологических процессов, не буду их здесь перечислять.
Отдельный вопрос - это психический механизм действия этих повторений. Мне кажется, что таким образом происходит погашение внутреннего диалога, снижение внутренней деятельности самоотражающего, самолюбующегося "Я", которые (погашение и снижение), в свою очередь непременное условие диалога с Богом, а вернее, начало просто слышания Бога, Которого мы не слышим исключительно из-за непрестанного, сумасшедшего просто, истеричного, глупого, пошлого бубнения этого "Я". "Просто помолчать, подумать, сосредоточиться в тишине" не получится, если не укротить этот внутренний диалог, не распознать его суетность, пустоту, имитацию истинной жизни духа.
- приехали. Только что говорили, будто наличные у нас богослужебные практики являются тонко продуманным интеллектуальным тренингом – и воттенате, они же теперь у нас, наоборот! средство достигнуть внутренней заторможенности. Впрочем, вот с этим утверждением (в отличие от предыдущего, про тренинг) я согласна вполне. Уж не знаю, каковы были намерения тех средневековых составителей служб, но на сегодняшний день, я согласна, результат именно таков – пациент вгоняется в тормоз и отупение. Боюсь, что и поминавшиеся выше языческие практики ту же цель преследуют. Ах, она – благая? Ибо сперва надо остановить внутреннее «бубнение»? так оно ведь, во-первых, не у всех и не всегда – бубнение. Некоторые сосредоточенно мыслят, чувствуют, желают или молятся. Во-вторых, внутреннее бубнение (у тех, у кого внутре действительно бубнение) прекрасно протекает именно на фоне постороннего бубнения же. Мало мы видели унылых и злобных маразматиков, у которых не выключается телевизор? А если знаешь, что сосредоточиться у тебя всё равно не получится, всё равно
25 лет обыкновенной, не отшельнической, не аскетической жизни и практики - слишком малый срок, чтобы достигнуть состояния неложной внутренней тишины, мира, целостности, когда можно уже отменить упражнения, с помощью которых это состояние было достигнуто. Конечно, может о. Петр и за 25 лет достиг этого совершенства, но служба в Церкви правится не только и не столько для совершенных, а, главным образом, для только начинающих подозревать, что такое совершенство существует и к нему необходимо стремиться.
- ну да, если ты все эти 25 лет не плавал, то фиг теперь поплывешь: срок маловат, учись ещё.
Занятия в нашем бассейне – они не для пловцов, а для тех, кто собирается научиться плавать.
Может, вам ещё и воды налить?
(продолжение рано или поздно последует)
|
</> |