В Тулу без самовара. Глава 10. Всехсвятский собор.
vodnik_t — 08.11.2025
Итак, меня опять занесло в Тулу. Ещё в прошлые посещения меня сильно заинтересовал Всехсвятский собор. Не мог не заинтересовать — он стоит на горе и виден почти из любой точки города. Ну, из центра точно виден. Ну, а уж если я чего решил, то выпью обязательно (с) сами знаете чей. Итак...
Как и многому в России, начало этому собору положила Екатерина Великая, но, в данном случае, косвенно. После её указа о запрете захоронений на кладбищах в пределах города, тульские власти выделили землю под новое кладбище на юге Тулы. Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по окончании её строительства, в марте 1773 г. по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 г. он умер, и позже был погребён в алтарной части храма. Строительство продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.
В 1776 г. одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для неё написаны иконописцем, тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым. В церковной описи, приложенной к делу об освящении храма, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».
В 1788 г. душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Второй этаж отстроили за два года, но произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 г. после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека. Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, и возобновили их только через пять лет.
Строительство верхнего храма завершили в 1797 г., а освятили его в 1825 г. В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого, пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор Козьма Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объём здания — приём, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы в Гончарах, спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны — окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.
В 1803 г. старосте Всехсвятской церкви купцу В. Курбатову была дана книга для сбора денег на построение колокольни. Средства собирались очень медленно. Возводить колокольню начали только в 1833 г., и за четверть века её не довели даже до половины. Затем строительство продолжилось ускоренными темпами и было завершено в 1863 г. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, расположенная на одной из наивысших точек Тулы, была доминирующей вертикалью города. Она замыкает собой перспективы нескольких улиц (Пирогова, Тимирязева и других). Колокольня имеет высоту 82 метра.
Автором проекта колокольни был ученик знаменитого Карло Росси архитектор В. Ф. Федосеев. Между началом строительства церкви и колокольни прошло более полувека, но В. Ф. Федосееву удалось сохранить архитектурное единство Всехсвятского ансамбля путём творческого переосмысления форм здания церкви. Барочная сложность плана храма нашла отражение в непростом построении нижнего яруса звонницы. Ничего не несущие колонны нижнего яруса, портики со спаренными колоннами на углах на верхних ярусах перекликаются с аналогичными элементами здания храма.
Наибольшие вклады на строительство колокольни внесли известный благотворитель, потомственный почетный гражданин С. Т. Красноглазое (6,5 тысяч рублей) и городской голова Н. Н. Добрынин (более 3,6 тысяч). Н. Н. Добрынин заказал также крест на колокольню. Колокола бесплатно отлил хозяин единственного тогда в городе колокольного завода купец Н. И. Черников. Церковный староста купец Петр Прокофьевич Миронов оплатил изготовление самого большого тульского колокола весом в тысячу пудов — 16,38 тонн. Он появился на колокольне Всехсвятской церкви в 1889 году.
Колокольню украшают четыре фигуры ангелов, возвещающих Второе Пришествие Христа и Страшный суд. Они были изготовлены и установлены на средства церковного старосты купца Николая Григорьевича Пирожникова.
В 1863 г. в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова.
На протяжении сорока лет в ведении причта Всехсвятской церкви находилась часовня на Хлебной площади. Стояла она примерно в нынешней северной части Центрального рынка недалеко от входа с улицы Пирогова. Часовня была каменной, крыта железом, окрашенным медянкой, имела пять глав. Среднюю, большую венчал позолоченный крест, четыре малые — покрашенные железные кресты. Всесвятской называлась одна из тульских улиц — часть современной улицы Л. Толстого от кладбищенской стены до улицы Новомосковской.
С 1923 по 1944 г. храм находился в ведении обновлеческой Тульской епархии; после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле в феврале 1930 г. считался каферальным собором обновленцев. Последний Тульский обновленческий архиепископ Пётр Турбин 17 января 1944 г. принёс покаяние и был принят в Московский патриархат в сане протоиерея. Вскоре церковь стала кафедральным собором Тульской и Белёвской епархии: 13 июля 1944 г. архиепископом Тульским был назначен воссоединённый из обновленчества епископ Виталий (Введенский), ранее, в 1922—1930 гг, занимавший Тульскую обновленческую кафедру.
Стены нижнего и верхнего храмов собора были расписаны в 1955—1960 гг. московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. В 1960 г., согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры. По благословению митрополита Тульского и Белёвского Ювеналия осуществлена реконструкция колокольни Всехсвятского собора; работы начались в феврале 1978 г.
К декабрю 1978 г. были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979 г. установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 г. колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни. Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин. Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно.
В 1988 г. Всехсвятский кафедральный собор был центром праздничных мероприятий посвящённых 1000-летию крещения Руси.
2 декабря 2003 г. в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора. В сочетании с заросшим всехсвятским кладбищем, подсвеченная колокольня и не освещённый собор создают впечатление довольно-таки готичненькое...
Теперь давайте об архитектуре.
Архитектурное решение Всехсвятской церкви — переходное от барокко к классицизму стилю. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760—1770 гг., господствовавшему короткий период времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Василия Баженова.
Первый этаж церкви украшен энергичной рустовкой. Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырёхколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах и углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.
Большие оконные проемы в общем оформлении фасадов придают зданию скорее гражданский, чем культовый характер. Архитектурное решение церкви, начатой через год после окончания здания академии художеств в Петербурге, находится под явным влиянием выдающегося творения Александра Кокоринова и Деламота.
Ну, а теперь посмотрим на внутреннее убранство и начнём с нижнего храма. Как я уже упоминал, верхний и нижний храмы расписаны в 1955—1960 гг. московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. И вот что у них получилось.
Теперь несколько слов про стенопись и оформление интерьеров нижнего храма.
Иконостас выдержан в том изводе русско-византийского стиля, что вошёл в моду в 1870-х. Тем более, что такое решение диктуют низкие своды — здесь однорядный византийский иконостас вполне уместен. Декоративное формление иконостаса тяготеет к византийским формам, хотя не лишено и ренессанского влияния.
Стенопись ещё более интересна. Живописные медальоны наоса выдержаны в академической манере и, сюжетно и по технике, тяготеют к немецкому романтизму. Росписи напоминают стенопись Спасо-Преображенского собора на Валааме. А вот в трапезной — явная стилизация под древнеримские фрески и мозаики. Посмотрите на епископов с фото №№21 и 22 — они вполне органично смотрелись бы в какой-нибудь равенской базилике. Ещё более интересна сугубо барочная орнаменталистика в технике гризайль, объединяющая живописные сюжеты.
А теперь в верхний храм.
Ну, а теперь стоит поднять взгляд вверх — на своды.
Ну, а теперь несколько покраденных в инете фотографий, сделанных более умелым, чем я, фотографом. Фотографии потянуты здесь.
Однако, панорамы всего интерьера верхнего храма в этих ваших энторнетах я так и не отыскал, что несколько поднимает мою самооценку.
Опять несколько слов об интерьере и стенописи. В верхнем храме уже
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Что происходит в экономике, когда ей занимаются по методу Шарикова
Первая десятка в выдаче базы жертв политических репрессий с
Голливуд возмущён новой «актрисой с искусственным интеллектом»
Внучка президента США: от Белого дома до русского пепелища
С добрым утром!
Фиалка Яблочный зефир
О чем говорит ведическая картина многомерной Вселенной?
Экстремисты и террористы, специально для RT

