В связи с комментариями

топ 100 блогов tareeva23.08.2023
То, что я собираюсь написать ниже, или почти то, я уже писала. Но комментарии повторяются. Поскольку повторяются вопросы, мне ничего не остаётся, как повторить ответы. Состав читателей меняется, многие тех постов не читали, а если читали, тоже ничего страшного, повторение - мать учения.
Я написала, что «Сталин совершил контрреволюционный переворот и установил жёсткий тоталитарный режим, который с социализмом по Марксу никак не сочетается». На это читатели мне возразили.
I. «Ещё до Сталина, сразу после революции, установился тоталитарный режим».
II. «только похоже, что Маркс о социализме ничего не говорил и даже термин такой не использовал».

Я хочу ответить на эти комментарии.
I. Давайте вспомним подробно, как всё было. После Февральской революции власть оказалась в руках Временного правительства, которое не овладело ситуацией. Страна погрузилась в хаос. За один 1916 год было, если я правильно помню, я об этом писала, 263 крестьянских восстания. Крестьяне жгли помещичьи усадьбы, помещиков изгоняли, а иногда и убивали. Так случилось с бароном Будбергом, мужем Марии Закревской, которая потом стала женой Максима Горького. Человек, едущий по большой дороге, по обеим сторонам дороги видел огромные костры, это пылали помещичьи усадьбы. Хаос усиливался и грозил уничтожить всё, действительно, «до основанья». С хаосом невозможно справиться демократическими методами – собраться, принять решение, проголосовать, и всё образуется. Хаос может одолеть только диктатура. Это понял уже Александр Фёдорович Керенский. Он попытался установить жёсткий режим, который назвали «керенщиной». И в течение трёх месяцев Керенский из всеобщего любимца превратился в объект всеобщей ненависти. Справиться с хаосом ему не удалось.
После революции 1917 года, которую большевики назвали социалистической, они установили диктатуру. Её назвали диктатурой пролетариата, надо же было её как-нибудь назвать. Вероятно, этим хотели сказать, что будут управлять страной в интересах пролетариата. И ещё было сказано, что диктатура устанавливается на период до полной победы революции, после чего она трансформируется в демократию. Правда, как это произойдёт и каковы механизмы, не уточнялось. Но в 1921 году Ленин ввёл НЭП. Сделать это ему было непросто. И в ЦК поначалу у него не было единомышленников. Чтобы ввести НЭП, Ленину пришлось проявить большую твёрдость. НЭП не приняли революционные массы. Они сочли, что это капитуляция перед буржуазией и предательство интересов пролетариата. Были протесты против НЭПа, были даже самоубийства. Я в нашем блоге уже рассказывала, что покончила с собой подруга моей мамы, Нелли её звали. Мама мне показывала её фотографию, настоящая тургеневская девушка. Но вот не вынесла предательства интересов пролетариата.


Ленин, как мы уже сказали, проявил твёрдость, и НЭП был введён. Ленин сказал, что НЭП – это «всерьёз и надолго», это соревнование двух систем, и какая победит, та и победит. НЭП также отвечал на вопрос, каким образом диктатура трансформируется в демократию. НЭП – это свободный рынок, а он нуждается в демократических институтах, и при нём они формируются. Если бы Ленин прожил ещё хотя бы десять лет, то наша страна развивалась бы иначе. Но Ленина не стало, а Сталин свернул НЭП, забрал у крестьян землю, которую дала им советская власть, и согнал их в колхозы. Он не мог бы сделать этого не только при Ленине, но и при Дзержинском. Дзержинский был убеждённый рыночник.

II. Читатель В связи с комментариями slava2171 написал, что «только похоже, что Маркс о социализме ничего не говорил и даже термин такой не использовал». Меня поражает дремучее невежество некоторых читателей, соединённое к тому же с наглой самоуверенностью. Похоже, что slava2171 Маркса вообще не читал, а высказывается так, как будто проштудировал полное собрание сочинений Маркса, прямо-таки считает себя экспертом по Марксу. Мой близкий друг, известный литературный и театральный критик В.Кардин, узнав, что я в Яблоке дружу с молодёжью, спросил: «Как же вы с ними общаетесь? Ведь они папуасы». Молодые яблочники папуасами не были. Но некоторые читатели заставляют вспомнить о папуасах. В нашем блоге я уже рассказывала о переписке с Марксом Николая Гавриловича Чернышевского. Переписка была как раз о социализме. Чернышевский писал Марксу, что в России социалистическая революция может произойти в ближайшее время, и что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм. Маркс возражал Чернышевскому. В частности, он писал, что при докапиталистическом способе производства невозможно произвести достаточное количество достаточно дешёвых товаров, чтобы они всем были доступны. А при товарном дефиците какой же социализм. Чернышевский с Марксом не соглашался. Эта полемика продолжалась некоторое время. Потом, очевидно, Марксу она надоела, и он написал, что Чернышевскому там, на месте, виднее, что, возможно, Россия действительно такая страна, где может произойти то, что Марксу представляется невозможным. Этим Маркс заключил полемику и на всякий случай сел изучать русский язык.

В одной из работ Маркса, то ли в работе «Гражданская война во Франции», то ли «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», Маркс сформулировал принципы, на которых будет основано социалистическое государство. Я не помню, в которой из этих двух работ, потому что прочла их одновременно, и это было 70 лет назад. Маркс назвал, мне кажется, шесть принципов, из которых я точно помню первый, потому что он реализовался. Маркс писал, что в социалистическом государстве руководители этого государства, как бы много они ни работали, будут получать за свой труд вознаграждение, не превышающее среднюю зарплату рабочего. И после революции такое правило было введено, был установлен «партмаксимум», равный средней зарплате рабочего, выше которого никто из руководителей и членов партии не получал. Вот наша семья жила на партмаксимум. Мой отец был членом ЦК КПб(У) и профессором. А я была хуже всех одетая девочка в школе. В школе тогда часто бывали медкомиссии, и врачи меня спрашивали, глядя на меня с жалостью: «Девочка, у тебя мама есть? А папа есть? Что же ты такая худая и бледненькая?». Папа получал партмаксимум, мама училась в аспирантуре на кафедре физической химии Киевского государственного университета и получала аспирантскую стипендию, очень небольшую. А семья состояла из пяти человек: родители, мы с братом Феликсом и наша домработница Мотя. Моте платили зарплату. Мотя как-то сказала маме, что её подруга, тоже домработница в нашем же доме, получает большую зарплату, чем она. Мама сказала: «Мотя, ты знаешь наши обстоятельства. Я не могу платить тебе больше. Но если ты захочешь уйти на более высокую зарплату, я тебя пойму и не обижусь». Но Мотя не ушла. И когда моего отца репрессировали, и платить Моте мама уже не могла, Мотя оставалась с нами и продолжала по-прежнему заниматься хозяйством. У мамы на это времени не было, она писала диссертацию. Потом маму исключили из партии «за потерю бдительности», она должна была понять, что её муж – враг народа, и сообщить об этом. Маме не дали защитить уже готовую диссертацию, хорошо, что хоть взяли в университете на работу библиотекарем. Из маминой работы в университетской библиотеке я извлекла большую пользу. Мама проводила меня на все интересные мероприятия, проводившиеся в университете, в частности, на встречи с писателями и поэтами. Я уже рассказывала в нашем блоге про встречу с Асеевым. Николай Асеев рассказал о травле, которой подвергался Маяковский. На зарплату библиотекаря прожить было невозможно. Библиотекари были самой низкооплачиваемой категорией служащих. Но мама хорошо шила, и она стала подрабатывать шитьём. В квартире нас тоже «уплотнили». Из трёх комнат нам оставили одну, самую маленькую, 9 квадратных метров. И Мотя оставалась с нами и по-прежнему вела хозяйство. Мебель у нас тоже забрали, мебель была казённая. В 9-метровой комнате стояла кровать, на которой спали мама с Феликсом, и моя детская кроватка. Она раскладывалась, но даже на вполне разложенной я не могла вытянуть ноги. А Мотя ежедневно стелила себе постель на столе. Потом Мотя вышла замуж, но осталась родным человеком. Ещё в комнате стояла этажерка с детскими книгами и ножная швейная машинка. Шкафа для одежды не было. В комнате была небольшая ниша, в ней прибили гвозди и крючки и вешали одежду. Мама попросила у новых соседей разрешения стеллажи с книгами оставить в прихожей, прихожая была большая, и соседи разрешили. Книгами могли пользоваться все. Но я уже ударилась в воспоминания и не могу остановиться. Я уже говорила, что не я владею воспоминаниями, а воспоминания владеют мною.

Но вернёмся к Марксу. Чтобы вы представили себе популярность Маркса в нашей стране, я процитирую Есенина.

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

Вот Есенин не читал, а сестра Есенина, в сущности, деревенская девчонка, читала «Капитал», Есенин очень точно сравнил, именно, «как Библию».

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть такая легендарная фотография, где Шолохов трудится над корреспонденцией с сигаретой в зубах. Михаил Александрович был человеком добрым и отзывчивым, поэтому помимо писем от почитателей его литаратурного таланта, каждый день ему приходили письма с просьбами и мольбами о помощи. ...
На премьеру фильма «Крым» в Симферополе пришли 12 человек. Других 86 процентов крымнашистов у меня для вас нет... А вот, как выглядела карта мест на одном из утренних сеансов в пятницу в московском мультиплексе "Метрополис" (на остальные запланированные на этот день 16 (!) сеансов ...
Всем утра и добра! Изумительное доброе интервью Клары Новиковой - глоток свежего воздуха на фоне галкиных и хаматовых. За всё время ведения журнала в первый раз настоятельно рекомендую этот ролик к просмотру. Особенно украинцам. Честное слово, Новикова высказала мысли и ...
Нашли, вроде бы, дочке психотерапевта. Не удаленно, лично, в Серпухове. Это хорошо, потому что (как мне все-таки кажется) личный контакт более... даже не знаю, как сказать... более действенный, что ли. И не сильно дорого (что очень важно после всех наших трат и с учетом дороги ...
Любителям джаза и блюза рекомендую эту певицу Caro Emerald. Песни в ее исполнении очень повышают градус настроения. Сценический псевдоним амстердамской вокалистки Каро Эмеральд переводится как «дорогой изумруд». Певица сочетает в своих композициях ритмы яркого джаза, чувственного танго ...