В противостоянии с США Россия возвращает себе роль сверхдержавы
Сообщество «Политика» — 07.09.2014 Теги: ПутинДля восстановления своего положения сверхдержавы на международной арене Россия реализует две стратегии.
Первая – это стратегия многополярности для
оспаривания международного положения Соединенных Штатов. Вторая –
это энергетическая стратегия.
Рассмотрению этих двух стратегий и посвящена настоящая
статья.
В 1944 году, на завершающем этапе Второй мировой войны термин
«сверхдержава» использоваться по отношению к двум государствам –
США и Советскому Союзу. Из-за этого в биполярной системе
международных отношений во главе двух блоков Запада и Востока
оказались два государства, занимающие ведущие позиции в политике,
экономике и военной сфере.
В 1991 году с распадом СССР и крушением коммунистической
идеологии внешняя политика России поблекла на международной арене,
утратив всякую инициативу, поэтому Соединенные Штаты стали
единственной сверхдержавой в целом мире.
Девяностые годы прошлого века отмечены острыми политическими
и экономическими кризисами в России, ситуация в которой была
усугублена крайней нестабильностью и общественными волнениями. По
этой причине у страны не было возможности играть заметную роль в
международных делах, а экономическая слабость лишала ее всех шансов
в соперничестве с Западом.
В тот период Россия фактически утратила свое международное
влияние, и причины этого были самые разные: развал целой империи и
возвращение к границам XVII века, экономический спад и социальный
кризис, экологические катастрофы, ослабление государства и армии,
рост преступности и коррупции, шаткая экономика и высокая
инфляция.
Однако, начиная с 2000 года, и особенно с приходом к
власти Путина Россия заняла реалистичную позицию по вопросам
внутренней и внешней политики и стала добиваться восстановления
своего положения сверхдержавы на международной
арене.
Сейчас вопрос заключается в следующем: какую стратегию
реализует Россия для возвращения утраченных некогда
позиций?
Для ответа на этот вопрос необходимо отметить, что в
последние годы для достижения этой цели Россия придерживается двух
стратегий. Во-первых, это стремление к многополярности и вызов
положению США в международной политике. Во-вторых, это реализация
определенных мер в энергетической сфере.
Стратегия многополярности является ответом на политику
экспансии и однополярности, проводимую Соединенными Штатами.
Энергетическая стратегия служит осуществлению национальных
интересов России во всем мире и особенно в странах Европы и
Азии.
Российская стратегия многополярности
В настоящее время Россия строит свое внешнюю политику на
принципе многополярности. Она делает это с учетом международного
положения США и в целях обеспечения собственных интересов в плане
безопасности.
Судя по официальным заявлениям представителей российского
руководства, русские добиваются проведения независимой внешней
политики, направленной на создание многополярного мира, в котором
Россия должна занять свое место и тем самым сузить гегемонию
Соединенных Штатов в международных делах. Чтобы этого достичь,
Россия, решив свои наиболее острые экономические проблемы и улучшив
собственное финансовое положение, опирается на военный
потенциал.
С момента прихода к власти Путин анонсировал три
основополагающих принципа своего курса: модернизация экономики,
достижение видной роли в процессах мировой конкуренции и
восстановление положения России в качестве новой крупной
державы.
Тактика и конкретные шаги российских политиков доказывают тот
факт, что они крайне недовольны односторонними действиями
Соединенных Штатов. Явно с 2007 года, а тайно еще раньше, Россия,
поверив в собственные силы благодаря достигнутым успехам в разных
сферах геополитики и геоэкономики, проводит политику «прямого
сопротивления» американскому волюнтаризму и гегемонии.
Россия при Путине официально не признает однополярный режим
как упорядочивающий принцип устройства мира и считает, что он
противоречит ее национальным интересам.
Например, в своем весьма резком выступлении на Мюнхенской
конференции по безопасности в 2007 году Путин бросил вызов
односторонней тактике США и попыткам этой страны установить в мире
режим однополярности. Еще тогда российский президент заявил
следующее: «Режим однополярности не только не приемлем, но и его
установление в нынешних условиях невозможно в принципе».
Он опроверг утверждение о том, что в современной
международной обстановке существует «один центр власти, один центр
принятия решений, один хозяин и одно правительство», и ясно
определил намерение России добиваться установления разумного
баланса интересов всех игроков, присутствующих на международной
арене.
Другими словами, режиму однополярности, сложившемуся после
окончания холодной войны, так и не удалось окончательно
закрепиться. Наступательная политика в энергетической сфере с
акцентом на собственное положении энергетической сверхдержавы,
масштабная программа модернизации армии, крупные поставки
вооружения другим странам, несогласие с установлением систем
противовоздушной обороны в Восточной Европе и отказ от Договора об
обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), установление новых
систем противоракетной обороны в Ленинградской области, поддержка
ядерной программы Ирана, участие в сирийских событиях и помощь
правительству Башара Асада и, что самое главное, отношение к
последнему кризису на Украине – все это является ясным
доказательством попыток России повысить свой статус в решении
международных вопросов, результатом которых и стала напряженность в
отношениях с Соединенными Штатами.
Российское руководство убеждено в том, что установленный США
однополярный режим существует лишь временно, он неустойчив и
действует несправедливо, поэтому последние события в мире, новые
коалиции государств и появление таких держав, как Китай, Индия и
Россия, бросают вызов этому режиму. Сторонники этой точки зрения
считают, что сложившийся империалистический режим не отвечает
современным международным условиям, и довольно скоро в мире
установится новый баланс сил.
Таким образом, усиление напряженности между Россией и
Соединенным Штатами убедило русских в том, что данный процесс может
не только еще больше ослабить американцев, но и привести к их
международной изоляции. Российское правительство, ссылаясь на
современные события в мире и ослабление США из-за их неверной
политики в последние годы, считает нынешнюю ситуацию вполне
подходящей для превращения своей страны в крупную мировую державу,
или, выражаясь иначе, межрегиональную силу, способную влиять на
международную систему и принимаемые в ее рамках решения.
Россия решительно добивается нового распределения власти в
мировых делах. Возрастающее стремление этой страны к новому
разделению власти основывается на прямом несогласии с американской
однополярностью и представлении о том, что управление
международными делами едва ли возможно без участия российской
дипломатии. Путем создания коалиции с такими державами, как Китай и
Иран, Россия пытается положить конец волюнтаризму и политике силы
Соединенных Штатов на международной арене.
На данном основании Россия позиционирует себя в качестве
крупной державы и постоянно в разного рода обращениях по тем или
иным международным вопросам критикует США за их однополярность,
гегемонию и вмешательство во внутренние дела других государств.
Президент Путин пытается позиционировать свою страну как державу,
играющую мировое значение и активно участвующую в урегулировании
глобальных проблем.
Между тем, Соединенные Штаты стремятся лишить Россию права
участвовать в решении международных вопросов. Если Россия вновь
окрепнет, влиянию и интересам США в соседних с нею регионах будет
брошен серьезный вызов. Декларативные и практические меры России с
целью постепенного изменения существующего положения и достижения
более высокого уровня в решении судеб мира порождает у
американского руководства чувства тревоги за собственное лидерство
в международных делах после распада Советского Союза и все больше
заставляет его оценивать ситуацию как фактическое сохранение
статус-кво, поскольку Россия постепенно набирает силы, а США
слабеют. Именно по этой причине США стараются создавать как можно
ограничений на пути развития России.
Энергетическая стратегия России: энергоресурсы как рычаг
политического давления
Суть внешней политики России при президенте Путине
заключается в конкуренции за возвращение своей роли сверхдержавы.
По мнению российского лидера, распад Советского Союза в 1991 году
был самой большой трагедией ХХ века, поэтому он добивается
восстановления позиций России, которые она имела еще в советскую
эпоху. В этом ключе энергетическая стратегия России направлена на
восстановление ее статуса сверхдержавы.
Обладая самыми большими в мире запасами газа и нефти, Россия
на международной арене смогла продемонстрировать свою силу в
противостоянии Европейскому Союзу и США. Используя скрытую политику
угроз в энергетическом плане, кремлевское руководство полагает, что
у Запада, который крайне нуждается в российских энергоресурсах, нет
никаких шансов. Поэтому энергетика стала для России мощным рычагом
контроля политики Европейского союза и стран на Ближнем Востоке и в
Центральной Азии.
Свою энергетическую стратегию Россия разработала летом 2003
года, когда Владимир Путин отвел ей центральное место в российской
дипломатии. Тогда в целях сохранения за Россией лидирующих позиций
на мировом газовом рынке были предприняты меры для предотвращения
диверсификации энергопоставок, особенно для европейских
стран.
Запасы нефти и газа играют ключевую роль в возвращении России
главной роли на мировой арене. И в Кремле, и в политических кругах
других стран существует представление о том, что благодаря своим
огромнейшим запасам энергоресурсов Россия способна вернуть себе
позиции сверхдержавы. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что
Россия уже стала сверхдержавой в плане энергетики.
Сейчас эта страна относится к числу самых крупных поставщиков
природного газа, а за период с 1998 по 2004 года российский экспорт
нефти составил почти 48% от общего объема мировых поставок этого
сырья. В настоящее время Россия поставляет на мировой рынок 22%
природного газа и четверть от 40% газового импорта в Европу.
Нефтяные поставки этой страны составляют 12% от мирового объема, в
то время как в Европе доля «черного золота» из России составляет
22%.
Кроме того, Россия контролирует поставки нефти и газа из
Туркмении и Казахстана. Таким образом, ее нефтяная дипломатия, в
первую очередь, завязана на европейских странах, потому как
экономически они сильно зависят от российской нефти. Европа
осознает, что это является ее слабым местом, и поэтому ищет
альтернативные поставки энергоресурсов.
Активность российской энергетической дипломатии ощущается и в
Азии. В этот регион Россия поставляет всего лишь 3% своей нефти.
Тем не менее ожидается, что к 2020 году этот экспорт может
увеличиться до 20%. В связи с этим Россия пытается не
ограничиваться привязанностью только к одному потребителю (имеется
в виду Китай), а расширить круг покупателей своего топлива за счет
Японии и Южной Кореи.
Итак, Россия превратилась в энергетическую сверхдержаву,
поэтому она использует свою энергетическую стратегию для подъема
собственного национального духа. Ее руководство заботится о
сохранении территориального единства своей страны и предотвращении
внешних угроз, в том числе и военного характера.
Для этого усилия Москвы направлены на то, чтобы использовать
энергетический экспорт в качестве инструмента политики. Так,
враждебные страны наказываются отказом осуществлять поставки в них
российских энергоносителей, в то время как сильные дружественные
государства наоборот получают всяческую поддержку, а их компаниям
позволят инвестировать в развитие российской нефтегазовой
отрасли.
Многие арабские страны тоже используют энергоресурсы в
качестве инструмента политического давления, однако они бессильны в
плане достижения своих целей и, в частности, не могут добиться
поражения Израиля. Вместе с тем энергетика играет отрицательную
роль в деле становления сверхдержавы. Дело в том, что зависимость
от энергоресурсов обычно ведет к незначительному экономическому
росту и политической нестабильности.
Однако здесь надо отметить, что в этом плане Россия отличает
от других стран. До 1991 года эта страна была военной
сверхдержавой, и после распада Советского Союза она частично
сохранила его оружейный потенциал, включая ядерный арсенал и
современные технологии. Кроме того, Россия, как и прежде Советский
Союза, продолжает поставлять оружие в другие страны. Таким образом,
потенциал этой страны основывается на огромных запасах
энергоресурсов и советской военной технике, что и подкрепляет
представление о ней как «энергетической сверхдержаве».
В настоящее время вместо подразделений Красной Армии для
давления на Украину, кавказские и среднеазиатские республики
используется энергетика, природный газ и связанные с этим компании.
Россия способна изменить сложившуюся ситуацию на евразийском
пространстве только за счет энергетики. Эта страна приобретает свой
новый потенциал для «мягкой силы» и увеличения политического и
экономического влияния благодаря огромным запасам нефти.
Начавшееся с 2000 года увеличение цены на нефть и газ привело
к экономическому росту России и осуществлению важных реформ в этой
стране. Как результат, российское руководство пересмотрело свою
внешнюю и внутреннюю политику. В современной международной ситуации
нефть и газ сделали Россию настоящей державой и соперником
Соединенных Штатов. Энергетические компании России при поддержке
национального правительства работают по всему миру. С 2000 года
российские нефтяные и газовые гиганты, такие как «Лукойл», заняли
видное место в энергетической сфере стратегически важных регионов
Ближнего Востока, соседних государствах Восточной Европы и даже в
США.
Россия обеспечивает половину поставок газа в Европу. Так,
например, в 2006 году Германия на 40% обеспечивала себя поставками
российского газа, Греция – на 84%, Австрия – на 78%, а страны
Балтии и Финляндия – на 100%.
До прихода Путина к власти иностранные аналитики говорили о
слабости и деградации российской экономики, а правительство этой
страны обвиняли в коррумпированности и непрофессионализме. Тогда
Россия была поверженной страной, не способной установить внутренний
порядок. В 90-х годах прошлого века никто не думал, что эта страна
когда-нибудь сможет вернуть себе положение сверхдержавы.
Улучшение экономической ситуации началось в 2000 году. Именно
после этого благодаря политике российского руководства начала
реализовываться идея «России как энергетической сверхдержавы». В
рамках данной идеи мощь страны стала трактоваться как использование
нефти и газа в качестве орудия усиления собственного влияния на
соседние страны и на мировой арене в целом.
В результате этого в 2000-х годах с ростом мировых цен на
топливо энергоресурсы стали базой развития российской экономики и
сильным инструментом внешней политики и дипломатии. На саммите
«Большой восьмерки» в 2005 году Путин заявил, что Россия, будучи к
тому же и ядерной державой, обладает самым большим потенциалом в
нефтегазовой области и лидирует на мировом энергетическом рынке. И
действительно, Россия стала крупным производителем и экспортером
нефти и природного газа и обладает наибольшими в мире запасами
нефти и урана.
Словом, в 2003 году энергетическая стратегия России
недвусмысленно заявила об энергоресурсах как политическом
инструменте, а в доктрине 2009 года подчеркивается, что
энергетическая тематика является новым направлением внешней
политики этой страны.
Выводы
Итак, в своей статье мы коротко рассмотрели стратегию
многополярности и энергетическую стратегию, которые применяет
Россия в целях восстановления собственного положения сверхдержавы
на глобальном уровне.
Как было отмечено, именно с приходом к власти Путина в 1999
году и улучшением ситуации в экономической, политической и военных
сферах эти две стратегии оказались во главе угла российской внешней
политики. В нашей статье мы рассмотрели стратегию многополярности и
оспаривание Россией положения США в качестве гегемона на
международной арене.
Испытав сильное унижение в постсоветский период, начиная с
2000 года русские, урегулировав свои внутригосударственные
проблемы, вознамерились отомстить США и ограничить сферу интересов
этой страны в геополитически важных регионах, таких как Кавказ,
Западная и Центральная Азия.
Сделав ставку во внешней политике на стратегию
многополярности, в последние годы Россия пытается играть активную
роль в международных делах и проводить политику, совершенно не
зависимую от Запада и США. С 2000 года Россия всевозможными
способами старается нивелировать роль США в решении политических
вопросов разных регионов мира и по некоторым из них занимает весьма
принципиальную позицию, действуя вопреки воле
американцев.
Протесты по поводу размещения систем противоракетной обороны
США в Восточной Европе, война в Грузии, поддержка ядерной программы
Ирана, поддержка правительства Башара Асада в Сирии, несогласие с
военным вмешательством западных стран в эту страну и, наконец,
последние события на Украине отчетливо демонстрируют решительную
позицию России, направленную против Соединенных Штатов.
Принимая во внимание все эти шаги российского правительства,
многие политологи и специалисты по международным отношениям говорят
об окончании периода однополярности и начале новой холодной войны
между Россией и США.
Подводя итог, можно прогнозировать, что Соединенные Штаты
продолжат попытки сохранить нынешнее положение и собственную роль
лидера и экспансиониста в мире, а Россия будет предпринимать усилия
для изменения существующих условий и установления многополярной
структуры в международных делах, бросая при этом вызов
империалистическому строю.
При этом существует целый спектр тем, связанных со
стратегиями безопасности, который свидетельствует о серьезном
соперничестве между США и Россией. Сейчас основная часть
международных проблем, в которых проявляется конкуренция между
Москвой и Вашингтоном, касается стратегического паритета, проекта
установления систем противовоздушной обороны, региональных кризисов
в Афганистане, Северной Корее и Сирии, геополитического
соперничества в плане расширения НАТО, нынешней дестабилизации
ситуации на Украине, а также такого ряда вопросов, как соблюдение
прав человека и предоставление политического убежища Эдварду
Сноудену.
Таким образом, в настоящий момент все эти проблемы наводят на
мысль о том, что российско-американские отношения наладятся еще
далеко не скоро. На пути сближения двух стран постоянно находятся
определенные негативные моменты, которые препятствуют их
развитию.
Источник: http://topwar.ru/57672-v-protivostoyanii-s-ssha-rossiya-vozvraschaet-sebe-rol-sverhderzhavy.html
Оставить комментарий
Популярные посты:
Slon.ru - Редакция деловых новостей | USA Today: Путин выиграл у США и Украины Правда.Ру Бывший чиновник Пентагона Ян Бжезинский, который разрабатывал политику НАТО в Европе при президенте ДжорджеБуше, считает, что соглашение о прекращении огня между Украиной и Россией является победой президента России Владимира Путина. Его цитирует газета USA ... НАТО - Путин - Украина: на какие компромиссы готовы стороны? Порошенко и Путин обсудили шаги для устойчивого характера прекращения огня Путин добивается своего |
Московский комсомолец | Западная пресса провозгласила Путина победителем: США и НАТО на Украине не место Московский комсомолец Журналист издания USA Today Орен Дорелл в статье под названием «Украинское перемирие — победа Путина» пишет, что прекращение огня в Донецкой и Луганской областях ослабляет контроль Киева в этих регионах. А то неоспорим сокращает вероятность экономического и ... |
Lenta.ru | Путин и Порошенко удовлетворены соблюдением режима прекращения огня на Украине ИТАР-ТАСС МОСКВА, 6 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Владимир Путин обсудил по телефону с президентом Украины Петром Порошенко ситуацию на Украине с учетом итогов встречи Контактной группы 5 сентября в Минске, на которой был принят Протокол о содействии мирному урегулированию на ... Путин и Порошенко обсудили ситуацию в Донбассе Путин и Порошенко констатировали соблюдение перемирия в Донбассе Путин и Порошенко удовлетворены тем, что происходит на Украине |