В поисках "Святой Руси". ч.10 Однопартийная молитва
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
Так что патриаршая молитва это поддержка именно российской стороны конфликта. Сама по себе такая молитва не является новшеством. Это вполне в традициях православия - молиться о победе армии того государя, на территории которого ты находишься. Такова историческая константа.
Надо заметить, что в автокефальной ПЦУ молитва еще более военная:
«Молитва за перемогу України над агресором. Всесильний Господи, почуй молитви дітей Твоїх, споглянь в час важких випробувань на державу нашу – Україну. Благослови та зміцни воїнів наших, владу, уряд та весь народ наш, які протистоять підступному російському агресору на землі, на морі та в повітрі. Правдолюбивий Господи, не дай ворогам знищити державу, народ та святині наші. Благаємо Тебе, даруй нам з іменем Твоїм перемогу і справедливий мир наблизь. Пошли грізного очільника небесного воїнства Твого – архістратига Михаїла, на допомогу мужнім захисникам нашим, щоб диявольські задуми агресора зруйнували вони та вберегли нашу Батьківщину-Україну. На ектенії: Ще молимось Господу Богу нашому, щоб вислухав голос моління нас, грішних, і охоронив всіх людей України нашої в час тяжких випробувань та помилував рабів Своїх, воїнів, щоб зберіг їх від смертоносної рани і всякої хворости душевної і тілесної, щоб охоронив від усякої скорботи, лиха, гніву і недолі та дав їм повернутися здоровими і щасливими, Всемилостивий Господи, вислухай і помилуй». (pomisna. info/uk/vsi-novyny/molytvy-za-ukrayinu-za-nashyh-voyiniv-za-peremogu-pravdy-j-spravedlyvyj-myr/).
Однако уже много столетий не было такого, чтобы война шла между самими православными, причем между людьми, которые (по крайней мере на одной из сторон конфликта) считают своих врагов одним и тем же народом с собой.
В 20 веке православные болгары воевали против православных сербов, греков и румын. Но они и не считали себя единым этносом и «братьями».
Иной расклад сегодня, и тот же патриарх Кирилл не раз называл эту войну «братоубийственной» («Война, которая сейчас идет на просторах Руси, — это междоусобная брань» 22 сент 2022 http://www.patriarchia.ru/db/text/5962628.html). Так вот, призыв молиться о победе одной из сторон в «гражданской», «братоубийственной» войне между «соплеменниками», - это такой цирк, которого давно не было в истории православия.
Эту очевидность защитники патриарха пробуют устранить указанием на то, что в тексте его молитвы нет слова «Россия», а «Святая Русь» там понимается интернационально. Увы, любой текст существует в контексте. А он более чем однозначен.
За полгода до появления этой молитвы, 13 марта 2022 года вв Храме Христа Спасителя Патриарх вручил главе Росгвардии генералу Виктору Золотову икону со словами, что «этот образ вдохновит молодых воинов, которые принимают присягу». Генерал заверил: «Хочу заверить Вас, что войска национальной гвардии... выполнят все поставленные задачи в ходе этой военной контроперации… Мы идем к намеченной цели шаг за шагом, и победа будет за нами. А эта икона будет защищать русское воинство и ускорять нашу победу». Патриарх согласно-довольно покивал головой. (https://www.youtube.com/watch?v=qPKCB9XhtGc 2 часа 48 мин)
Это можно было счесть его личной позицией.
Но молитва это приглашение всех присутствующих воспроизвести те же слова, что сказал проповедник. И уже летом 2022 года в литургии появилось новшество: перед зачтением этой молитвы не раз предписывалось возглашать такие «Прошения на сугубой ектенье:
Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй».
А в иные дни к этому присовокуплялось:
«Еще молимся о Богохранимей стране нашей Российстей, Президенте ея ныне тезоименитом Владимире Владимировиче, властех и победоносном воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на Землю нашу от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословим Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Спасителю нашему, чрез благовернаго князя Владимира благоволившему избрати род наш в наследие Свое и в купели Крещения даровати Духа Святаго, о еже Церковь нашу Святую от расколов и нестроений соблюсти, и в единомыслии веры ея утвердити, и миром оградити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих десница Твоя; и в предняя лета даруй наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится Трисвятое Имя Твое, услыши и помилуй» (28 июля 2023 http://www.patriarchia.ru/db/text/6046342.html
И вновь обратимся к теме примечания молчания.
За все время «горячей фазы» патриарх всея Руси ни разу не высказал слов соболезнования пострадавшим украинцам. Он выражал свои соболезнования только жителям Луганска и Донецка. Но ведь с точки зрения современного законодательства РФ это территории России. Вот и получается, что боль украинцев патриарх не видит, не чувствует и ей не соболезнует.
Это столь очевидно, что упомянутый священник Пархоменко признает наличие проблемы даже среди своих прихожан. Он признает, что как вся патриаршая политика, так и конкретная молитва «о Святой Руси» стали предметом разделения.
Вопрос о том, зачем нужно изобретать и навязывать молитвы, которые вносят разлад в православный мир, он не ставит.
А ведь апостол Павел дал очень внятный пастырский рецепт о том, как избегать ненужных ссор: ем я мясо или нет – это неважно; но если то, что я ем мясо, кого-то смущает, то и не стану я того мяса есть вовек. Если патриаршая молитва вносит разлад (как минимум, он не приемлется украинской частью тех, кого он считает своей паствой) - то зачем же он этот клин вбивает в церковь?
***
На этот большой текст меня спровоцировала видео беседа свящ. Константина Пархоменко. Там он сказал, что «Кураев очень умный человек».
Увы, вернуть ему это комплимент я не могу.
|
</> |