В поисках позитива. ВОИР
cand_orel — 06.09.2022Был у меня цикл постов, но сейчас — как из другого времени; круто всё поменялось. Да — нет, ценности они всегда ими и останутся.
Пока далеко не убежали от технической темы в позитивном рассмотрении недавней истории страны, решил ещё напомнить (в том числе себе) об изобретательстве и движении изобретателей в нашей стране в прошлом веке.
У меня и сейчас в нынешнем веке — десятки патентов, но это совсем другая история и мотивация (авторское право, вознаграждения, продажа, лицензии и прочая, и прочая).
Тогда всё было по другому... Прежде всего это была школа инженерного творчества и мастерства, непременная составляющая инженерного мышления и, если хотите, идеологии инженерного труда. Я на инстинктивном уровне знал и понимал, зачем мне нужны авторские свидетельства (а и тогда было неплохое материальное вознаграждение), публикации в журналах, защита кандидатский диссертации...
Да и первые свои изобретения я сделал именно тогда.
Высокие темпы индустриализации, бурный рост промышленности и других отраслей народного хозяйства на первых этапах становления СССР вызвали широкое развитие общественных организаций изобретателей и рационализаторов.
В 1924-1931 годах в СССР сложилась целая сеть изобретательских органов – Высшие (всесоюзные и республиканские) руководящие органы по изобретательству, изобретательские органы среднего звена управления (при краевых, областных СНХ, трестах, главных управлениях, синдикатах), местные изобретательские органы (при производственных и транспортных предприятиях). Постановлением ЦК ВКП(б) от 26 октября 1930 года было одобрено решение ВЦСПС об организации массового добровольного Всесоюзного общества изобретателей (ВОИЗ, 1932-1938 годы). К учредительному съезду ВОИЗ, который проходил в Москве с 15 по 20 января 1932 года в Колонном зале Дома Союзов, вновь образованное общество уже насчитывало 300 тыс. членов. Многочисленные разобщённые кружки, ячейки новаторов, возникшие за годы советской власти на предприятиях, теперь преобразовывались в подразделения ВОИЗ. Общество на местах и в центре привлекало в помощь изобретателям выдающихся специалистов, организовывало профессиональное консультирование по вопросам новаций, защиту и продвижение изобретений в жизнь. Стало проще внедрять новинки технической мысли в производство. Число членов ВОИЗ быстро росло. За годы первой пятилетки оно превратилось в массовую организацию, объединявшую в своих рядах около 600 тыс. членов. Если на каждые 100 человек, работавших в 1934 году, поступало 13 изобретений и рацпредложений, то на каждые 100 членов ВОИЗ – 138.
Волна сталинских репрессий, пик которых пришёлся на 1937-1938 годы, тяжёлым «катком» проехалась и по советским изобретателям. Наряду со справедливыми замечаниями по формализму и другим недоработкам, руководителям ЦС ВОИЗ и нижестоящих его структур стали предъявляться надуманные обвинения в «шпионаже», «вредительстве» и прочих несуществующих грехах. В СССР шла борьба с «врагами народа», огромный чиновничий аппарат и общественные организации перестраивались под нужды тоталитарного режима. В результате вместе с рядом других общественных организаций ВОИЗ прекратил своё существование. С тех пор при центральных, краевых и областных комитетах профсоюзов начали создаваться отделы массово-производственной работы и рабочего изобретательства. Однако, отсутствие массовой общественной организации изобретателей и рационализаторов затруднило решение многих вопросов технического характера, касавшихся учёбы новаторов, обмена передовым опытом, оказания квалифицированных консультаций и др.
Спустя 20 лет 17 января 1958 года решением Президиума ВЦСПС было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), которое стало преемником ВОИЗ. Реализуя уставные задачи, ВОИР создавало специальные фонды материальной поддержки своих членов; определяло систему социальной защиты изобретателей; организовывало и реализовывало консультационную и экспертную помощь предприятиям, организациям и гражданам; заключало контракты со специалистами для разработки образцов новой техники и технологий; осуществляло общественный контроль за соблюдением законодательства в области изобретательства и т.п. Быстрыми темпами шёл рост рядов членов ВОИР. Так, если в 1966 году их было 4,2 млн. человек, то в 1976 году уже насчитывалось свыше 8 млн. членов. Было создано более 78 тыс. первичных организаций. Работало свыше 47 тыс. консультационных пунктов, 20 тыс. общественных КБ, около 8 тыс. общественных патентных бюро. При обширной сети республиканских, краевых и областных Советов Общества действовали более 600 различных секций по отраслям народного хозяйства.
В 1988 году в ВОИР входило более 118 тысяч ведущих предприятий СССР и более 14,5 млн. изобретателей и рационализаторов. Пять народных депутатов СССР от ВОИР курировали депутатскую группу содействия научно-техническому прогрессу, специально созданную при Верховном Совете СССР.
Относительно успешное правовое обеспечение развития изобретательства и рационализаторства позволило Советскому Союзу достичь в этом вопросе существенных достижений. Этому во многом способствовала и плодотворная деятельность таких общественных организаций как ВОИР. Если в 1939 году в СССР было зарегистрировано 26,9 тыс. изобретений, то в 1987 году – уже 83,7 тыс. Эти показатели были значительно выше, чем в некоторых наиболее прогрессивных странах мира таких, как США (82,9 тыс.), Япония (62,4 тыс.), Германия и Великобритания (28,7 тыс.). За счёт рационализаторских предложений в СССР обеспечивалось в среднем 30-35% общего роста производительности труда, 50-60% экономии материальных и сырьевых и около 80% топливно-энергических ресурсов.
В советское время уделялось большое внимание не только материальному, но и моральному стимулированию отечественных новаторов. Так, в 1959-1961 годах в союзных республиках СССР были приняты законодательные акты об учреждении республиканских почётных званий «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный рационализатор». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1981 года №6277-Х было установлено почётное звание «Заслуженный изобретатель СССР». К нему представлялись (Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, а также Центральным советом ВОИР) авторы изобретений, открывшие новые направления в развитии техники и технологии или имевшие особо важное народнохозяйственное значение. Всего этим почётным званием с 1983 по 1991 годы было удостоено 16 человек. В том числе, такие крупнейшие учёные и новаторы производства как: Б.Е.Патон, Л.Н.Кошкин, С.Н.Фёдоров, Г.А.Илизаров и др.
Нагрудный знак «Изобретатель СССР» был введён на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1973 года №575, совместным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий и ВОИР от 12 декабря 1974 года. Этот нагрудный знак выдавался в СССР автору (каждому соавтору) изобретения с первым авторским свидетельством, зарегистрированным в Государственном реестре изобретений СССР после 20 августа 1973 года, при подтверждении факта использования изобретения в народном хозяйстве. В советское время, особенно в 1970-1980-е годы, широкое распространение получило награждение отличившихся изобретателей и рационализаторов различными нагрудными значками ВОИР. Например: «Лауреат конкурса ВОИР», «За активную работу в ВОИР», «Наставник ВОИР», «Отличник изобретательства и рационализации ВОИР», «Отличник-организатор технического творчества ВОИР» и др.
Изобретательству и рационализаторству уделяло внимание и телевидение. «Это вы можете» (ЭВМ) — советская популярная телепередача, посвящённая научно-техническому творчеству. Производством занималась Главная редакция для детей и молодёжи Центрального телевидения. Передача представляла собой демонстрацию и последующее обсуждение различных изобретений, самодельных конструкций для быта и народного хозяйства, от различных модифицированных кастрюль до самостоятельно сконструированных автомобилей, лодок и самолётов. После демонстрации действующего образца изобретения оно обсуждалось приглашенными экспертами — учёными, изобретателями, писателями и другими специалистами. Велось живое обсуждение достоинств и недостатков представленной модели и возможность его последующего производства и применения. Это была одна из немногих передач на советском телевидении, где высказывались полярные точки зрения на ту или иную проблему, благодаря этому, а также широте обсуждаемых вопросов, программа имела большую популярность и обширную теле-аудиторию.