"В переулках эпохи". В послевоенные годы

топ 100 блогов galik_12323.02.2024
В переулках эпохи. В послевоенные годы
Начало
Продолжение
После войны внутренняя жизнь бывшей группы «13» как интеллектуального сообщества продолжалась. Хотя встречи художников стали редкими, они все так же ходили друг к другу в гости, вместе работали с натуры. Но многие связи распались: прекратились контакты с ленинградской школой, ряд художников, коллекционеров и просто близких друзей «Тринадцати» в обеих столицах погибли или были расстреляны. Отношения Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина заметно охладились: к Кузьмину и Мавриной пришла громкая слава и большие тиражи. Маврина стала лауреатом Госпремии СССР и международной премии имени Х.К. Андерсена, Кузьмин - народным художником, членом Академии художеств. И все же бывшие «Тринадцать» поддерживали связи между собой, по старинке обмениваясь открытками с изображениями картин Марке или Дюфи. Теперь они видели себя крупными художниками, чья система сложилась в 1920-1940-е, и свидетелями событий целого века.

Примерно на рубеже 1950-1960-х годов Милашевский, Кузьмин и Маврина, а затем Борис Рыбченков и Даниил Даран выступают в новом для себя амплуа мемуаристов, писателей и теоретиков искусства, чтобы заново определить место «Тринадцати» в советском искусстве и рассказать о своей работе. Другие художники группы - Ольга Гильдебрандт, Антонина Софронова, Надежда Удальцова, чувствуют необходимость вести дневники и записи об искусстве. Большинство этих материалов и сегодня опубликовано лишь частично.

В переулках эпохи. В послевоенные годы


В конце 1930-х Милашевский почти лишился заказов из-за потока обвинений Тринадцати в формализме. Зарабатывая плакатами, для себя он писал картины, продолжая мысленный диалог  то с Отоном Фриезом, то с Альбером Марке. В 1948 году Милашевский создал для Гослитиздата иллюстрации к сказкам Пушкина и со временем сделал сказку своей главной темой, добавляя волжский воздух и свет к архитектурным фантазиям в стиле XVII века, сохраняя при этом характерные беглость рисунка и артистизм.

В переулках эпохи. В послевоенные годы
Владимир Милашевский. Зоопарк. 1946. Собрание Екатерины Жорняк, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Отон Фриез. Натюрморт с Буддой и красными рыбками, 1911. Холст, масло. Частное собрание, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Ваза. Южный Китай, конец XIX века. Фарфор. Подглазурная роспись. Из личной коллекции Владимира Милашевского. Собрание Екатерины Жорняк, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Владимир Милашевский. Натюрморт с цветами и японской гравюрой, 1945. Холст, масло. Собрание Екатерины Жорняк, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Утагава Кунисада (Тоёкуни III). Актёр Итикава Эбидзо V в роли Сансё-даю. Центральный лист триптиха. Япония, 1852. Бумага, цветная ксилография, тиснение. Из личной коллекции Владимира Милашевского. Собрание Екатерины Жорняк, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Николай Кузьмин. Эскиз-образец оформления форзацев книги "Краткие замысловатые повести из "Письмовника" профессора и кавалера Николая Курганова", 1978. Бумага, акварель. Собрание Михаила Сеславинского, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Николай Кузьмин. Лист с рукописными подражаниями автографам известных людей, 1930-е. Бумага, тушь. Собрание Михаила Сеславинского, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы



В переулках эпохи. В послевоенные годы
Татьяна Маврина. Приехали в Москву, 1963. Бумага, тушь, акварель. Собрание Александра Шелудченко, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Работы Татьяны Мавриной


В переулках эпохи. В послевоенные годы

Даниил Даран в составе «Тринадцати» был незаменимым, но отчасти невидимым участником. Многие годы он скреплял группу своим обаянием, но успеха, сопоставимого с Кузьминым и Мавриной, он не имел, после войны жил трудно и редко получал заказы. При этом за 30 лет он почти не изменил свою манеру, В 1940-х и 1950-х он все так же совершенствовал рисунок пером, подцвеченный акварелью, рисовал артистов цирка и балета или обнаженную модель. Как и в 1920-х, Даран избегал «засушенности и автоматизма», выстраивал свои нежные, дымчатые формы в игровом диалоге с графикой Жюля Паскина и Пьера Боннара. Возможно, потому он стал первым иллюстратором знаковой книги Ильи Эренбурга «Оттепель».

В переулках эпохи. В послевоенные годы
Даниил Даран. Модель в мастерской, около 1946. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание Эммиля Казанджана, Москва

Одна из самых значимых педагогов Вхутемаса, Надежда Удальцова в послевоенные годы оказалась под ударом, в творческой и личной изоляции. В 1930-х, после третьей выставки «Тринадцати», их с Древиным начали громить за «формализм»; в 1938-м Древин был расстрелян за «контрреволюционную деятельность». Удальцовой удалось сохранить работы мужа, выдав их при обыске за свои. В 1949 году имя художницы попало в резолюцию III секции Академии художеств СССР «Формализм и натурализм, примитив и стилизаторство». Это означало новый запрет на профессию, но занятия искусством она не оставила: продолжала писать портреты и натюрморты, записывала в дневник размышления о «живописной культуре».

В переулках эпохи. В послевоенные годы


Прошлое пришло и встало за моими плечами, и мировое искусство тут же. Они жизнь мою хотели уничтожить, уничтожить мое маленькое неуступчивое «я», но никто не сломал… Лишь только можно - снова возьму кисти. Я не сдамся. В мазках, формах, красках создается видимый мир. Что такое жизнь - труд, доведенный до творчества, борьба за это творчество.
Надежда Удальцова. Дневник, 1947-1948

В переулках эпохи. В послевоенные годы
Надежда Удальцова. Автопортрет, 1948. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Надежда Удальцова. Натюрморт с лимоном, 1947. Холст, масло. ГМО "Художественная культура Русского Севера", Архангельск


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Борис Рыбченков. Улица Горького (Тверская). Москва, 1941. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Борис Рыбченков. Московское утро, 1986. Бумага, гуашь. В Марьиной роще ночью. На пустыре за Рогожской заставой. Из серии "Москва двадцатых годов", 1985. Бумага, белила, акварель. Все Тульский областной художественный музей


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Надежда Кашина. Караван-сарай, 1968. Картон, фломастер. Пермская государственная художественная галерея


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Надежда Кашина. У чайханы, 1962. Холст, масло. ГМИ народов Востока


В переулках эпохи. В послевоенные годы


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Антонина Софронова. Осенний букет, 1950-е. Холст, масло. Собрание Адды Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Антонина Софронова. Профессор Евгений Евгеньевич Слуцкий, 1946. Холст, масло


В переулках эпохи. В послевоенные годы



В переулках эпохи. В послевоенные годы
Валентин Юстицкий. Вечер. Из серии Утро, день, вечер, 1940. Фанера, масло. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Валентин Юстицкий. Кавалер и дама, начало 1950-х. Холст, масло. Собрание Александра Чапкина, Москва


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Луи Вальта. Пейзаж, 1920-е. Холст, масло. Собрание Максима Боксера


В переулках эпохи. В послевоенные годы



В переулках эпохи. В послевоенные годы
Валентин Юстицкий. Автопортрет, 1949. Холст, масло. Саратовский музей им. А.Н. Радищева


В переулках эпохи. В послевоенные годы
Источники информации: www.rusimp.su, кураторский текст на стендах и этикетаж

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полюбуйтесь на эту красоту, подышите во всю полноту лёгких...  Чьи-то когтистые лапки ...
Сегодня ...
Искал для дела в интернетах виденную когда-то картину, на которой толпящиеся перед шедевром - предположительно Джокондой - зрители изображены, скажем так, под углом зрения самого шедевра - предположительно Джоконды. Не нашёл. Впредь наука - делать закладки, чтобы потом не гадать: не ...
вопрос на один день какую книгочиталку выбрать? upd вот про эти кто-нить что-нить сказать может? http://irkutsk.dns-shop.ru/catalog/i136696/#specs gmini MagicBook M61HD Black 6" http://irkutsk.dns-shop.ru/catalog/i134263/#opinion Highscreen Alex ...
Роману Протасевичу 26 лет. А я хочу напомнить вам про другого молодого человека 26-летнего возраста. Его звали Мохаммед Буазизи. Он был простым торговцем фруктами. На базаре представительница местной администрации оштрафовала его почти на семь долларов. А потом ударила по лицу и ...