"В переулках эпохи" в Музее русского импрессионизма

топ 100 блогов galik_12321.02.2024 Искусственные параллели по средам

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма

Выставка в Музее русского импрессионизма посвящена творчеству московской группы «13» (1929-1931) - творческого объединения, вдохнувшего новую жизнь в документальный рисунок, станковую картину, книжную и журнальную графику. Костяк группы сложился в редакции железнодорожной газеты «Гудок» в беседах трех иллюстраторов - Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. На излете 1920-х им пришла идея поэтически переосмыслить торопливый городской скетч, придать натурной графике глубину произведений старых европейских мастеров и блеск французского искусства начала ХХ века.

Для списка именно в 13 человек Кузьмин, Милашевский и Даран организовали просмотр работ недавних вхутемасовцев с выставки группы «Рост» (1928-1930), отобрав самые свободные и виртуозные рисунки, близкие общей установке на темп. Приглашены были Татьяна Лебедева (Маврина), Борис Рыбченков, Лев Зевин, Михаил Недбайло и сестры Нина и Надежда Кашины, а кроме них-ленинградцы Юрий Юркун и Ольга Гильдебрандт, а также саратовец Валентин Юстицкий. Группа вполне могла добиться международного признания: в 1929-1930-х рисунки «Тринадцати» с успехом выставлялись на советских экспозициях в Дании, Голландии, Латвии, Швейцарии и США.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма


В шуме своего времени группа «13» стала перекрестком нескольких стилевых эпох и встречей трех художественных столиц - Москвы, Ленинграда и Саратова. Карандашом и пером, спичкой или палочкой, тушью и акварелью участники группы спешили фиксировать работающих в полях крестьян, свет и воздух парков и скверов, первые трамваи и автомобили на улицах городов, людскую сутолоку на площадях и вокзалах, чтобы вечером собраться за столом и дать оценку работе друг друга.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма

Рисунки "тринадцати". Группа «13» открыла свою первую выставку в феврале 1929 года в московском Доме печати на Никитском бульваре, 8 (сегодня это Центральный дом журналиста). Рисунки висели в несколько рядов, каталог и афишу печатали на собственные деньги. Независимое и ясно продуманное выступление графиков, организованное без государственных субсидий, вызвало интерес и оживление у публики. Удивляло острое название-цифра: то ли отсылка к «Истории тринадцати» Оноре де Бальзака, то ли футуристическое коленце, но в целом - вызывающе нечетное число в названии небольшой группы в век коллективизма!

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы, конец 1920-х. Холст, масло. ГРМ


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Нина Кашина. На пляже. Белокурая, 1927. Бумага, акварель. ГТГ


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Юрий Юркун. Пара, 1931. Бумага, карандаш. ГЛММ Анны Ахматовой. Дама с кавалерами. 1934. Бумага, акварель, карандаши. ГРМ
Ольга Гильдебрандт. Парусники, 1929. Бумага, акварель. Собрание Михаила Сеславинского, Москва. Экзотический пейзаж, 1920-1930-е. Бумага, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Анатолий Сафронов. Набережная, около 1931. Бумага, акварель. Частное собрание

В 1930 году участники группы обсуждали вторую выставку, но в группе произошёл раскол и часть художников покинула группу, и хотя уже был напечатан каталог выставки, она не состоялась.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Борис Рыбченков. Окраина. 1933. Бумага, гуашь, тушь, перо. ГРМ


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Даниил Даран. Циркачи, 1932. Бумага, акварель, тушь. Собрание Александра Чапкина, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Владимир Милашевский. Коломна. Мост через Москву-реку, 1929. Бумага, акварель, тушь, перо, спичка. Собрание Романа Бабичева, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Владимир Милашевский. Алупка, 1932. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо, спичка. Собрание Романа Бабичева, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Владимир Милашевский. Эльза и художник Иванов, 1922. Бумага, акварель. Собрание Алексея Савинова, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Юрий Юркун. Гимнастка, 1930-е. Бумага, графитный карандаш, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Ольга Гильденбрандт. Из серии «Дамы в парке». 1930-1950-е. Бумага, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма



В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Николай Кузьмин. 1929. Бумага, акварель. ГТГ


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Николай Кузьмин. Арбатская площадь. 1929. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма



В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Николай Кузьмин. В парке. - Садовое кольцо. 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Николай Кузьмин. На Цветном бульваре после дождя. 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Слева - направо. Ольга Гильденбрандт. Прогулка, 1935. Бумага, акварель, карандаш. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва. Татьяна Маврина. Портрет Ольги Гильденбрандт (Обнаженная у зеркала с веером), 1939. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва.
Антонина Софронова. Портрет женщины в шляпе (Портрет Ольги Гильденбрандт), 1930-е. Бумага, уголь. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск



В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Татьяна Маврина. Сухарева башня, 1930. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Татьяна Маврина, Калужницы, 1939. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Татьяна Маврина: Обнаженная (Портрет Ольги Гильденбрандт). 1937. Холст, масло. ГРМ


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Работы Татьяны Мавриной


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Татьяна Маврина: На Самотеке. Прохожие. Оба: 1939. Бумага, акварель. Собрание М. Сеславинского, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Работы Татьяны Мавриной

В 1930-1940-х диалог «Тринадцати» переместился в сферу книжной иллюстрации, а в 1960-х продолжился в сборниках воспоминаний.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Антонина Софронова. Эскизы обложки книги Анатоля Гидаша "Колонии кричат", 1930-е. Бумага, акварель. Собрание Юрия Петухова, Москва


В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма
Валентин Юстицкий. Владимир Маяковский, 1937. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо. Саратовский музей им. А.Н. Радищева

 «Тринадцать» были группой интеллектуалов и ценителей быстрого рисунка: бег живой линии они ставили выше законченной академической формы и конструктивистского монтажа, а к политике относились скептически. Но что важнее - «Тринадцать» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе, утвердив собственный цех наблюдателей и летописцев эпохи. Для вхутемасовцев, воспитанных в духе коллективизма, такой уровень независимости был вызовом. Вот почему уже вторая экспозиция группы «13» обернулась конфликтом старших и младших участников, а третья выставка «Тринадцати» была усилена картинами недавних авангардистов: Давида Бурлюка, Антонины Софроновой, Александра Древина и Надежды Удальцовой. Так всего участниками группы стал 21 художник, каждый из которых по-своему развивал идею «стиля 13-ти» - темпового рисунка, живописного городского пейзажа и сценок повседневной жизни. Последняя, третья, выставка «Тринадцати» была разгромлена «пролетарской критикой»: в прессе звучали обвинения в аполитичности, буржуазности и индивидуализме. В 1931-м группа распалась, но дружба бывших «Тринадцати», их переписка, совместная работа и обмен идеями продолжались вплоть до 1970-х годов.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма

На выставке можно увидеть не только графику, но и живопись «Тринадцати» разных лет. Эта часть многолетней работы художников «в стол», скрытая от советского зрителя, впервые экспонируется в диалоге с их любимыми французскими мастерами.

В переулках эпохи в Музее русского импрессионизма

Источники информации - www.rusimp.su, кураторский текст на стендах и этикетаж
Продолжение будет!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
наша команда играла с одним из принципиальных соперников Чемпионат г.Уфы по Волейболу. 5 тур. Leader Group-Чишмы 3⃣-1⃣ Счёт по партиям (25:22,20:25,30:28,25:17) и да, не пытайтесь найти меня на фото. я всё воскресенье отходил от ...
Что-то не хотела до НГ вообще ничего съедобного постить, но уже мания, видимо ))) 1 пучок зеленой спаржи 1 пучок белой спаржи 200 г шампиньонов 1 луковица 1 веточка шалфея (не обязательно) оливковое масло соль черный свежесмолотый перец 100 мл ...
Кирьяков считает Малафеева главным героем матча "Динамо" - "Зенит". ...
Я вам уже говорила, что в этом году, буквально через два месяца нас ждут исключительно сказочные перемены - это постройка нового дома, в котором все: от черепицы до последней розетки выбрано нами самым тщательным образом и от всего сердца... А дело ...
Друзья, с вашей помощью МЫ ПОБЕДИЛИ!!!!! Вся наша команда - я, Гена, Матвей и все наши друзья вам очень благодарны. Битва была сумасшедшая! Мы шли вровень.. Но в итоге выиграли! УРА!!! Самое главное, что он действительно крутой профессионал в той ...