В ожидании пришедшего Мессии
iov75 — 25.04.2024
Несмотря на большое разнообразие религий, многих из них объединяет ожидание пришествия Того, Кто наконец-то закончит все это безобразие на планете. Так например:
- Индусы ждут Калки 3700 лет.
- Буддисты ждут Майтрейю 2600 лет.
- Сунна ждет Пророка Иссу 1400 лет.
- Шииты ждут Махди 1080 лет.
- Друзы ждут Хамзу ибн Али 1000 лет.
- Христиане ждут Иисуса 2000 лет.
- Евреи ждут Мессию 2500 лет.
Однако несмотря на то, что история человечества не дает оснований для бодрячкового оптимизма, приход Мессии что-то задерживается. Ждать можно только того, чего ты лишен: правды, справедливости, любви. Разумеется "у Бога тысяча лет как один день", но мы то смотрим на историю не очами Бога. Думаю задержка связана с тем, что мир не настолько представляет "клокочущее болото разврата и пороков", не настолько лишен возможности порождать светлых и святых людей, чтобы убрать его под "кат" создав новую картинку бытия.
В Апокалипсисе есть замечательный фрагмент. Многие просто не обращают на него внимание. "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число". (Откр. 6; 9-11). По всей видимости, пока двух тысяч человеческих лет не хватило для дополнения этого загадочного числа.
Мессия в иудейской и христианской традиции
Сегодня большинство иудеев ждут Мессию не как завоевателя, поскольку утверждение обратного в наше время неприемлемо для всех, и очень дискредитировало бы иудаизм как религию (об этом ниже). Как обозначение эсхатологического царя-избавителя слово машиах не употребляется в Библии. Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго храма. Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. Однако, в иудейских Писаниях есть много разных мест, которые трактовались в мессианском ключе, и многие, хотя и не все из них – весьма воинственны и преисполненные далеко не добрых чувств к другим народам.

Пример. Псалом, который во времена Христа, как следует из
Евангелий (Мф 22:42-46), рассматривался в качестве мессианского, и
это не оспаривалось фарисеями – собеседниками Иисуса:
Пс 109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Пс 109:2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй
среди врагов Твоих.
Пс 109:3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии
святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение
Твое.
Пс 109:4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по
чину Мелхиседека.
Пс 109:5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит
царей;
Пс 109:6 совершит суд над народами, наполнит {землю} трупами,
сокрушит голову в земле обширной.
Особенностью мессианских чаяний иудаизма является ожидание "золотого века" в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому. Это очень важно. Как и то, что подлинным прототипом Мессии стал царь Давид, который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. Царствование Давида сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение Давидова царства после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем дом Давида вновь воцарится над всей Землей Израиля. В эпоху римского завоевания образ царя из дома Давида становится единственным образом Мессии. Он фигурирует в 4-й книге Эзры, сирийском Апокалипсисе Баруха.
Прямым свидетельством характера мессианских ожиданий в иудаизме
1-го века н.э. является так называемая 3-я Книга Ездры. Она не
входит в иудейский Танах, но попала в христианскую Библию (на
правах второканонической книги Ветхого Завета). Христианские
составители решили, будто бы это древнее предсказание пророка Ездры
о Мессии (названном в тексте Сыном Бога и Христом-Помазанником),
тогда как на самом деле, текст был написан уже после Иисуса теми
иудеями, которые Иисуса Мессией не признавали и ожидали прихода
своего, "настоящего". Там есть, например, такие слова о временах
Мессии:
3 Езд 13:49 Ибо, когда начнет Он [Бог] истреблять множество
собравшихся вместе народов, Он защитит народ Свой, который
останется.
3 Езд 13:37 Сын же Мой обличит нечестия, изобретенные этими
народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и
мучения, которыми они начнут мучиться,
3 Езд 13:38 и которые подобны огню; и Он истребит их без труда
законом, который подобен огню.
Хотя прямолинейно о военном завоевании, в этом апокрифе, строго
говоря, не сказано, а истребление народов осуществляется неким
"законом, подобным огню", но этим, скорее, выражается надежда на
чудо в свете разочарований, вызванных военными поражениями
Риму.
Автор прямо утверждает, что все народы, кроме иудеев "подобны слюне" (3 Езд 6:56) и что "век сей" создан для иудеев (3 Езд 6:59). Сами войны Иудеи против Рима и провозглашение Мессией военного вождя Бар-Кохбы свидетельствуют о том, что Мессию ждали далеко не мирного. Далее, из тех соображений, что Давид – Помазанник, Сын Божий (титулы Давида в Танахе) и прообраз Мессии, просто сама собой напрашивается мысль, что Мессия повторит деяния Давида и утвердит власть силой оружия.
Что касается приведённого места из Захарии, то его нельзя однозначно отнести к мессианским пророчествам. Это некое обетование, которое могло бы относиться и к некоторым временам прежде пришествия Мессии. В представлениях иудеев, веривших в "военный сценарий", оно могло относиться к времени после окончания вооружённой борьбы. Важно, что иудеи ожидали Мессию как вождя (даже если только для борьбы с Римом и другими окрестными народами, а не для завоевания власти над всем миром сугубо военным путём). Но Иисус ни в какую военную борьбу вступать не стал бы ни при каких условиях. Он отказался стать царём, когда его, как утверждает Евангелие от Иоанна, хотели взять и "сделать царем" (Ин 6:15). Провозглашение царём автоматически означало войну с Римом, к которой и стремились люди, желавшие заполучить чудотворца Иисуса в качестве царя и предводителя.
Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии. Имена двух таких претендентов содержатся в Деяниях апостолов (5:36–37). О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов. Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба, которого Акива (систематизатор Галахи, один из выдающихся таннаев и основоположников раввинистического иудаизма признал Мессией. Сам Бар-Кохба называл себя не царем, а лишь наси ("князем", "вождем"). На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Эл‘азара. О других претендентах на роль Мессии в 1 в. — начале 2 в. говорится в Талмуде.
Законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о
царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в
конце времен. Он будет орудием установления царства Божия.
Царь-Мессия именуется малка мешиха (по-арамейски) бен
Давид или машиах бен Давид. Время избавления
называется йемот ха-машиах ("дни Мессии"). С приходом
Мессии должны сбыться библейские пророчества: Мессия
победит врагов Израиля, вернет народу его землю,
примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое
благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и
учителем Торы. Талмудический источник явно приписывает Мессии
бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний)
особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю. В
мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни
Торы.
Есть свидетельства иудейской средневековой традиции о том, что
Мессия должен вести войны:
"Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид,
его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно
Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и
будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он –
вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и
победил все окрестные народы, и построил Храм на
прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек –
наверняка Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если
он погиб, то этот человек – несомненно не тот, о ком говорила Тора,
он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и
послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы
испытать нас". (Маймонид. Законы о царях и войне).
Маймонид и его последователи рассматривали приход Мессии как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с каким-либо космическим переворотом или апокалипсическими ожиданиями. Маймонид отождествил царство Мессии с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права: утопический элемент мессианской идеи сведен к минимуму: в царстве Мессии каждый еврей сможет беспрепятственно предаваться созерцательному, философскому познанию Бога.
Несмотря на существовавшую в средние века еврейскую идею личного
посмертного воздаяния, вера народных масс в апокалипсическое
избавление не ослабла. Вера в Мессию и ожидание его прихода стали
одним из прочно установленных принципов иудаизма, который Маймонид
включил в число тринадцати догматов еврейской религии. Но если
Маймонид старался придать мессианским чаяниям рационалистическую
окраску, то среди сторонников движения Хасидей Ашкеназ были весьма
распространены мессианские спекуляции. Правда, в своих
экзотерических сочинениях лидеры движения, в том числе Эл‘азар бен
Иехуда из Вормса, указывали на опасность мессианских
спекуляций и веры в лжемессий. Однако в эзотерических сочинениях и
ряде других источников содержатся свидетельства о широком
распространении такой веры среди сторонников и лидеров движения
Хасидей Ашкеназ.
Изгнание евреев из Испании (1492) сопровождалось небывалым ростом
мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали
сроки прихода Мессии. Разочарование в этих несбывшихся
предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи:
мессианская тема стала предметом мистических спекуляций каббалистов
Цфата, которые придали понятиям галута и искупления универсальный
космический смысл. В лурианской каббале галут народа
Израиля является лишь выражением великой космической катастрофы: на
еврейский народ возлагается миссия восстановить с помощью Торы и
мицвот совершенство мира, освободить искры Божественного
света из плена, собственными активными усилиями приблизить
искупление. Образ Мессии претерпевает известную трансформацию:
Мессия не принесет избавления, но завершит его. Мессианские задачи
возлагаются на весь еврейский народ. Новая интерпретация
мессианизма способствовала развитию в еврейском народе чувства
ответственности за свою судьбу и подготовила великое мессианское
движение, возглавленное Саббатаем Цви.
В раннем хасидизме мессианские идеи каббалистов подверглись нейтрализации: непосредственной целью хасидизма стало не избавление народа, не активные действия против существования галута, но мистическое избавление личности. В этом сказалась реакция на крах саббатианского движения. В хасидизме каждый человек как бы становится Мессией своего собственного малого мира: мессианизм перестает быть активной исторической силой.
В то время как ортодоксальный иудаизм продолжает придерживаться традиционной концепции Мессии, реформизм в иудаизме уже в 19 в. пересмотрел мессианскую доктрину в двух отношениях. Во-первых, идея Мессии была заменена идеей грядущих мессианских времен всего человечества. Во-вторых, «узконациональная» вера в возвращение евреев в Сион была отделена от идеи мессианских времен, трактуемых в универсалистских гуманистических категориях. Эта универсалистская мессианская концепция нашла отражение в некоторых кругах еврейского социалистического движения. Как сторонники реформизма, так и приверженцы Хаскалы считали, что коллективная мессианская задача еврейского народа состоит в распространении абстрактного монотеизма. Многие евреи, отошедшие от религии, видели в освободительных движениях 19 в. мессианский смысл.
Прямо противоположная реформистской интерпретация традиционных чаяний еврейского народа была предложена сионизмом, утверждавшим, что евреи — нация, и настаивавшим на физическом возвращении евреев в Эрец-Исраэль и воссоздании там еврейской государственности.
В отличие от религиозно-сионистских кругов, видящих в создании
Государства Израиль начало избавления (атхалта ди-геулла),
фундамент, заложенный по Божьему промыслу человеческими руками, на
котором Он воздвигает Свое здание, ортодоксальные круги,
группирующиеся вокруг партии Агуддат Исраэль (всемирное еврейское
религиозное движение ортодоксальных евреев, объединённое в
политическую партию), сохраняя строго традиционную концепцию
Мессии, признают государство Израиль как секулярное политическое
образование и отвергают лишь мессианские претензии сионизма.
Иудаизм как религия и цивилизация сохранился, несмотря на выпавшие
на долю еврейского народа бедствия и испытания, в значительной
степени благодаря непоколебимой вере в мессианское будущее.
Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и
апокалипсические черты, никогда не отказывалось от земной в своей
основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в
исторических и социально-политических понятиях. Оно стало в истории
человечества источником и прообразом всех форм мессианизма —
религиозных и политических, национальных и
интернационалистических.
В иудейских представлениях о Мессии есть много проблем, которые
усугубились после отвержения Иисуса. Самая главная, конечно,
состоит в том, что то пришествие, которого ждут – уже было, а
второе пришествие окажется совершенно иным. Но даже помимо этого –
представления о Мессии как будто нарочно, какой-то злой волей,
занижены, подчёркивается, например, следующее:
"Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса,
отменять законы природы и воскрешать мертвых, как
утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из
мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал
его Машиахом. (Маймонид)
Между тем, задача Христа состоит как раз в
изменении законов природы, в радикальном
преображении мира. В рамках логики иудейского
вероучения, особенно в современной его форме, гораздо более
тяготеющей к монизму, нежели во времена Иисуса (когда были в ходу
дуалистические трактовки, и даже противники Иисуса говорили о
демонах как об активной противобожеской силе), очень сложно
объяснить почему мир вообще нуждается в
преображении, если законами и всем прочим, включая сатану,
управляет Бог.
Из неординарных вещей в иудаизме такое понимание оставляет только
веру в воскресение, которое совершит Бог, а не Мессия, но назвать
это "победой над смертью" сложно – ибо какая победа над смертью,
если предполагается восстановить практику храмовых
жертвоприношений, т.е. безжалостные убийства животных.
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Требуем прекратить развал образования!
Плановые потери на учениях.
я эту сказку не перевариваю: "Три поросенка. Ой" по С.Михалкову на Таганке,
Всегда говори "ДА!"
Понравилось
Минкульт пробивает очередное дно
Вон оно чё, Михалыч!

