В обществе существует большое количество явлений, вред от

Множество явлений подобного рода крутится вокруг религии. "Оскорбление чувств верующих" - это типичная формулировка, за которой прячется смысл: само явление гроша ломаного не стоит, но есть значительная часть людей, которым плохо от самого осознания, что явление имеет место. В результате получается, что явление всё-таки вредно: религиозным людям от него неприятно, они испытывают нравственные страдания, и хотят крови "святотатцев"
Не только в религии, но и в светской жизни любое "оскорбление" действует аналогично. Оно причиняет неприятные ощущения потому и только потому, что человек считает сам себя униженным, либо окружающие понизили его социальный статус, если он не ответил. Последнее в современном мире в основном распространено в криминальной среде, но в прошлом было практически повсеместным: дворянина, не вызвавшего обидчика могли потом всю жизнь считать трусом и т. п.
Есть огромное количество социальных действий, этическое значение которых напрямую определяется субъективным отношением людей к их значимости. Все до единого социальные ритуалы действуют именно так: подавать или не подавать руку для приветствия, одеваться по моде или нет, раскладывать столовые приборы согласно этикету или нет. Все эти действия работают лишь там, где люди признают их значение. В 1960-х годах женщину могли объявить аморальной за то, что она носит брюки - и действительно, большинство порядочных девушек были вынуждены носить юбки. В 1980-х годах курящий подросток считался падшим - и почти ни один "хороший мальчик" не позволял себе такого независимо от чисто физического вреда. Узнать о том, что их сын курит, было для родителей позором, и в этом смысле, он реально вредил своим поведением и им, и себе.
Во всех перечисленных случаях действует один и тот же механизм: некое нейтральное (как произнесённая фраза) или чисто физически опасное (как курение) явление объявляется символически аморальным. В результате, человек, нарушивший социальную норму, причиняет нравственные страдания окружающим, а те ему мстят тем или иным образом
Ещё множество таких ситуаций крутится вокруг секса.
Архетипический пример - это онанизм, о котором почти весь 20 век писали, что он аморален, так как приводит к нарушению психики и самоубийствам ввиду моральных страданий онаниста, осознающего постыдность своего деяния. Это наверное самый маразматический пример, потому что здесь речь даже не о социально осуждении окружающих, а о самобичевании самого человека, которым он почему-то должен заниматься. Но говорят, многие действительно занимались.
Сейчас этот пример кажется смешным, но вот другие, совсем не смешные примеры.
Усыновление детей гомосексуалами. Если отбросить гомофобию, то это явление имеет ту негативную сторону, что в гомофобном обществе усыновлённые дети будут в школах подвергаться гомофобной травле.
Ещё один пример - проституция. На самом деле, это очень опасный вид деятельности. Но опасность его напрямую связана опять-таки с общественным осуждением проституток. По некоторым данным, количество убийств проституток психически больными клиентами и бандитами сравнимо с числом смертей на самых опасных мужских профессиях (хотя и далеко от такового среди самой опасной профессии мира - президента США, каковых убивают каждого десятого). Насилие в отношении проституток напрямую связано с отношением к ним как к людям второго сорта.
В истории человечества существовали и/или существуют общества, где ни гей, ни проститутка, ни, тем более, онанист самим фактом приверженности своему занятию никому не вредят. Ни физически, ни морально. Как и не вредит женщина в брюках. Но стоит общественным авторитетам объявить что-то из этого аморальными - и эти явления, как по мановению волшебной палочки, действительно начинают причинять людям как минимум моральный вред, а то и порождать кровавые конфликты.
Мне странно, что эти явления до сих пор не имеют общего названия. Мне кажется, что описанный мной порочный круг - одна из центральных проблем человеческого общества, которую надо искоренять. Но трудно бороться с явлением, которому даже нет названия.
Приглашаю читателей подумать над названием