В общем, честь мне и хвала
bormental_r — 17.08.2011 В общем, честь мне и хвала.Я очень долго держался прежде, чем решил все же высказаться по поводу этого самого палаточного протеста. Но даже моему долготерпению есть предел. Душа этого самого не вынесла того самого, в общем. Просто у меня по прочтении мудрых мыслей, которыми делятся наши компатриоты, или как их принято называть здесь, «репатрианты из бывшего СССР и стран СНГ», не перестают шевелиться остатки волос на голове. Все так эмоционально, с графиками и цитатами из солидных источников, которые должны мне однозначно доказать, что у этого самого «палаточного протеста» нет ни малейшего права на существование. Речь идет об Израиле, поэтому и пост этот будет направлен в первую очередь к израильтянам, для остальных наши реалии, я думаю, сильно экзотичны.
Итак, заканчивается пятая неделя. Больше месяца назад на бульваре Ротшильд в Тель-Авиве появились палатки, в которых стали жить люди в знак протеста против дороговизны жилья в нашей стране. Теперь «процесс пошел» и палаточные городки вырастают по всей стране, от севера до юга.
Все началось, как вы помните, с творога «коттедж»: группа энтузиастов в Facebook призвала израильтян бойкотировать и не покупать гранулированный творог в торговых сетях Израиля из-за его непомерной дороговизны. Совершенно неожиданно для нашей страны – это сработало. Вопрос о твороге решался на самом верху, и были приняты меры, после которых цена существенно снизилась (так и не опустившись, правда, до той, о которой шла речь).
Окрыленные этой победой, трудящиеся ринулись в бой. Протест против подорожания топлива заставил правительство снизить налог на бензин и уж во всяком случае – не повышать цену на него до бесконечности. И тогда во весь рост встал самый главный вопрос: жильё. Почему, блин, у нас все так дорого?
Вопрос, между прочим, правильный. Хороший вопрос. Действительно, почему? И тогда народ решил вновь объединиться и потребовать от правительства решения этой проблемы.
Это, безусловно, наивно. Экономические проблемы не решаются под давлением улицы, они требуют долгой и вдумчивой разработки, понимания процессов, идущих в стране, широкого масштабного, я не боюсь этого слова, государственного взгляда на все области жизни в стране. Если мы вбухиваем безумные средства в разработку новых видов вооружения, таких как «Железный Купол» - я готов и переплачивать за творожок. Переживем, зато будет защита Сами-Знаете-От-Кого. А если сравнимые с этим суммы летят в какую-то бездонную дыру, вроде иерусалимского трамвая (на мой взгляд, самая большая финансовая афера в нашей стране, но сейчас не об этом) – извините! Я не готов.
Вот в чем, на мой взгляд, суть протеста. Нужен новый взгляд на распределение финансов. Голый энтузиазм, на котором чудом было построено государство, иссяк, людям теперь нужен стимул для затягивания поясов. Последнему идеалисту славной эпохи вчера отметили 88 день рождения. Таких больше нет. Ну, пожалуй, еще Бени Бегин, да и тот больше легенда, чем реальный человек.
Да, сидящие по палаткам понятия не имеют, чего хотят. Да, их требования – смехотворны и инфантильны. Да, львиная доля участников протеста – пришли просто кайфануть и по приколу. Все это верно.
Но у протеста есть одно – и супер важное! – следствие. Власть имущие поняли, что пружина дожата до конца и больше сжимать ее уже не получится. Иначе можно перестать быть власть имущими. Хочешь - не хочешь, но теперь правительству придется искать решение проблемы. Пусть временное, пусть нелепое, пусть трескучее и малоэффективное, но – искать, а не отмахиваться, мол, поорут и перестанут.
У нас была встреча со Штайницем, к которому я до того относился даже с симпатией. Как-никак, доктор философии. А тут увидел человека, который вообще не понимает, что происходит. То есть, категорически. А это настораживает, когда министр финансов не понимает, что происходит у него в стране. Ладно Стэнли Фишер, который заявил, что протест его удивил: у нас же отличные экономические показатели! Его дело действительно смотреть только на цифры, и я вполне допускаю, что, судя по цифрам, у нас прекрасная экономика. Но министр-то финансов, блин, должен соображать, что если народ вышел на улицы, да еще так массово, то что-то неладно в прекрасной экономике? Что цифры – это далеко не все, и что низкий уровень безработицы – это прекрасно, но тогда, когда работать выгоднее, чем получать пособие.
И тут мои соплеменники, столь любимые мной бывшие соотечественники наперебой начинают доказывать совершенно бредовые вещи:
1. Этот протест левый и организован левыми, которые хотят сделать всех бедными
2. Средний класс бесится с жиру, потому что хочет жить только в центре Тель-Авива, пусть переезжает в Бат-Ям и катается на велосипеде.
3. Протестанты хотят свалить нашего красивого Нетаниягу и это заговор.
4. Протест финансируется олигархами в своих тайных, но при этом всем нам явных целях.
5. На бульваре сидят бездельники, а правильные израильтяне (которые, естественно, все поголовно русскоязычные) в это время работают, поэтому нам жить хорошо, а они козлы и сами себе злобные буратины, идите работать, твари!
И я долго молчу, накапливая в себе пар, а потом взрываюсь, чтобы этот пар выпустить наружу. Как тот паровоз с его КПД в 4%. Ну, мой не выше, признаем честно.
Теперь по пунктам.
1. Этот протест левый и организован левыми, которые хотят сделать всех бедными.
Кто сказал? С какой стати? Почему как только нам что-то не нравится, мы моментально вешаем на это ярлычок-с: «Это все англичанка гадит!» ©. Причем тут левые и правые? Протест в первую очередь экономический, а то, что к нему моментально примазалась всякая шваль, как слева, так, между прочим, и справа – это издержки любого процесса. Так всегда бывает во время революций, что политиканы и интересанты всегда ищут за что бы уцепиться, чтобы прорваться в большую политику. Но говорить, что это представители только одного лагеря – самое мягкое определение – просто близоруко. Туда сейчас все лезут, расталкивая плечами и локтями конкурентов.
2. Средний класс бесится с жиру, потому что хочет жить только в центре Тель-Авива, пусть переезжает в Бат-Ям и катается на велосипеде.
Ну да, особенно протестующие в Димоне и Кирьят-Шмоне. Тот же Штайниц утверждал, что совсем необязательно жить в центре страны. Ну да, не обязательно. Вот только работать – где? Министр финансов не понимает, что это комплекс проблем? Что если мы хотим переселить работающих на периферию, то там в первую очередь надо развивать общественный транспорт, чтобы он был не дебильным калекой как сейчас, а нормальным средством передвижения? Если человек живет в Ашдоде, то на чем он предпочтет ехать на работу в Тель-Авив тот же? На автобусе? На поезде, не соблюдающем расписания? Нет, конечно же на собственной машине, сидя, в кондиционере и с собственноручно выбранной радиостанцией. А это значит – в пробке. И на много часов, потому что он такой умный не один. А если бы был нормально работающий поезд? Но об этом можно только мечтать. Легче вбухать сотни миллионов в никому не нужную реформу транспорта, которую потихоньку откатывают сейчас назад.
Лично я, работая напротив Азриэли, с удовольствием бы жил в том же Ашдоде. Но на чем я буду ездить на работу и с работы? В пробке? Поэтому я там не живу. Так что не надо: это не столько «с жиру бесятся», сколько безысходность от отсутствия инфраструктуры, и об инфраструктуре надо думать в первую очередь.
3. Протестанты хотят свалить нашего красивого Нетаниягу и это заговор.
Ну да. Сколько бы ни говорили о том, что нет такой цели, кто ж им поверит-то? Мы, сторонники теории заговора, знаем лучше. Вспоминается старый номер «а-Гашаш а-Хивер» про сестру, которая шлюха. А теперь - иди, рассказывай, что у тебя и сестры-то нет, ага.
4. Протест финансируется олигархами в своих тайных, но при этом всем нам явных целях.
Это тоже прекрасно. Тупые олигархи тайно финансируют, при этом всем всё отлично известно. Ах да, они же тупые ©. Наверное, олигархи все как один левые, хотят свалить потакающего им Нетаниягу и привести злобных левых, которые хотят прижать их социализацией. При этом тот факт, что в Израиле нет по-настоящему ни правых, ни левых, что эти грани стерты до неразличия, никого не интересует. Мифические левые враги мерещатся всем из каждого куста.
В чем отличие позиции Барака от позиции Нетаниягу, кто-то может сказать? В экономике? В политике? В чем? А чем они оба отличаются от Ливни? Нет, по большому счету, не считая трескучих заявлений? Кто-то видит прямо-таки принципиальную разницу позиций, как у Голды и Бегина? Где то таинственное левое правительство, которое довело страну до ручки, как об этом истерит русскоязычный израильский ЖЖ? После 1995 года у нас было хоть одно левое правительство? Из 15 министров финансов за последние 20 лет только один (!) Байга Шохат был членом Аводы (и то меньше двух лет), о какой левой экономике мы ведем речь? Какой социалистический закон был принят в стране после закона Рамона о введении всеобщего медицинского страхования, принятого в 1995 году? Какие олигархи сегодня будут вкладывать какие-то средства в свержение Нетаниягу? Хоть какой-то здравый смысл должен же быть!
5. На бульваре сидят бездельники, а правильные израильтяне (которые, естественно, все поголовно русскоязычные) в это время работают, поэтому нам жить хорошо, а они козлы и сами себе злобные буратины, идите работать, твари!
Апофеоз нашей великой гордости. Мы, мол, трудяги, нам бастовать некогда. Ну, во-первых, не все те, кто сидит на бульваре, не работают. А во-вторых, не надо самим себе льстить. Мы вовсе не большие трудяги, чем другие группы населения, а некоторые – еще и меньшие, не надо, не надо.
Наше неприсутствие на бульваре – это свидетельство нашей общественной индифферентности, нежелания участвовать в социальных протестных движениях, неумения добиваться своих целей путем протестных акций. Вот выходцы из Эфиопии – умеют. Выходцы из стран Магриба – умеют и преотлично. А мы не умеем и по старой советской привычке выпячиваем грудь и утверждаем, что мы выше этого и не хотим становиться на одну доску с. Так советский интеллигент никогда не умел дать достойный отпор хаму, поэтому утверждал, что он выше этого.
Так и мы придумали себе легенду о том, какие мы невъе.. неимоверные трудяги, поэтому имеем право презрительно смотреть на тех, кто вышел протестовать. Не умеем? Не хотим? Ну и Слава Всевышнему, а опускать-то других зачем?
Так что от лукавого это, друзья мои. Мы не умнее, не чище, не трудолюбивей и вообще не лучше других. Просто мы стесняемся своего неумения бороться за прва и возводим его в ранг достоинства. Но если в результате всей этой истории хотя бы просто подешевеет бензин, то мы с удовольствием воспользуемся плодами этого протеста, правда?
Ну и в виде заключения. Я тоже никогда в жизни не пойду на бульвар сидеть в палатках и скандировать дурацкие лозунги. Я тоже довольно свысока смотрю на этих людей, которые сами толком не знают, чего хотят. Я тоже такой же. Но я никогда не возьму на себя смелость кинуть камень в тех, кто хоть что-то делает для улучшения жизни, даже если не во всем с ними согласен. Они хотя бы не на кухне фиги в кармане крутят, а реально пытаются что-то сделать.
|
</> |