В нашу гавань заходили корабли...
max_andriyahov — 17.03.2020 "Я видел секретные карты,Я знаю, куда мы плывем.
Капитан, я пришел попрощаться с тобой, с тобой
И твоим кораблем."
Группа "Nautilus Pompilius"
Проект "Морской старт" для запусков ракет космического назначения с морской платформы. Заслуживает слов "самый" в любой его ипостаси.
Самый: высокотехнологичный, многообещающий, аварийный, провальный, международный, автоматический, непредсказуемый, политический... Да любое прилагательное подойдёт, чоуж.
Послезавтра командно-сборочное судно "Sea Launch Commande", вот это
прибудет в порт Славянка, Дальний Восток Российской Федерации. Пусковая платформа "Одиссей" идет не своим ходом (хотя и может), но для экономии её везёт китайское, специально обученное полупогружное судно "Xin Guang Hua".
Грузовик затапливает баки морской водой, подныривает под груз и всплывает уже с пациентом на спине
и направляется в Славянку (сейчас ползёт где-то в середине Тихого океана, у них все хорошо).
А теперь
... началось всё в далёком 1974 году (46 лет назад, между прочим, мальчики и девочки! мне лет меньше, чем этой эпопее) когда СССР захотел спутники помощнее, да ракету потяжелее. Ну или наоборот, давно уж это было никто и не упомнит.
А давайте замутим самый мощный ракетный двигун в мире! А давайте. Замутили. РД-170
Тяга 740 тонн. Самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире. Американцы летели на Луну на F-1, на ракете Сатурн их было 5 штук, тяга каждого 690 тонн
Ф-1 был однокамерный, открытой схемы, тупо-надежно-шестидесятые. РД-170 - четырехкамерный, закрытой схемы, больше удельный импульс, работа на пределе земной металлургии: жидкий кислород температурой 700 градусов Цельсия (давление считайте сами) вбивался в головку сгорания с огромной силой.
Ещё раз - РД-170 меньше в два раза, но тяга больше чем у Ф-1. Да, прошло 20 лет, но они прошли не зря.
Кислород.. Температура 700 Цельсия.. В этой среде горит вообще ВСЁ. Не говоря уж о алюминиевых трубах и лопатках турбонасоса. Он был рассчитан на пределе известной таблицы Менделеева. Не то что "ниточка от перчатки" - любой отпечаток пальца, жира 0,001 грам на внутренней стенке бака приводил к аварии. Поэтому и мыли их (вафельные баки) вручную, тряпочкой со спиртом. Изнутри баки - это фрезерованная "вафля", с 100500 ячеек и каждую надо тщательно протереть.
Это уже была (и остается до сих пор, парень!) вершина мирового производства ЖРД. Те самые РД-180 и РД-181, которые сегодня Российская Федерация отправляет на экспорт в США - это соответственно "половинка" (двухкамерный) и "четвертинка" легендарного двигуна РД-170. Наследие предков...
Огромная тяга, превосходный импульс - и непомерная цена + непредсказуемая надежность. Единство и борьба противоположностей, диалектика - всё как я люблю.
Но - на этом История только начинается...
Есть разработка ОЧЕНЬ мощной ракеты-носителя на свех-супердвижке. И одновременно тормозится разработка "советского шаттла" ака Энергия-Буран. Ну не может СССР в разработку твердотопливных бустеров как как на Спейс-Шаттле (что вдвойне странно, учитывая что Тополя для доставки мегатонн ядерного тепла и доброты через океан успешно были разработаны в другом КБ)
А давайте - прихреначим 4 первых стыпени этой мощной ракеты для разгона Бурана? А давайте. Вот они, со стрелочками (рендер):
На старте:
А что это за странные "нашлепки" сверху и снизу? Да это хотели в "многоразовасть", посадку на парашютах, перед землей врубить маленькие движки мягкой посадки и посадить на ножки. И потом заново запускать. Движок РД-170 мало того что мощный, так у него и ресурс был ого-го.
Как тебе такое Илон Маск?! (спойлер - никак, он начинал с этой идеи и потом отказался в пользу реактивной посадки)
Но и на этом пытливая фантазия Заказчика не заканчивается (а речь до сих пор идёт об одной и той же ракете, напомню)
А вдруг на нас нападут злобные пиндосы, залупу им в грызло и якорь на шею? (начало 80-х, угроза вполне реальна). Уничтожит нашу спутниковую группировку на орбите, да порушит все космодромы вместе с персоналом? Нужно быстро запустить разведку в космос, а на Байконуре три раненых сержанта и один прапорщик (лучше б его убило нахуй, конечно)!
А теперь сделайте нам полностью автоматический старт! И - сделали:
Ракета самы выезжает, заправляется и стартует. Кстати, эту идею и спиздил мошенник Маск, транспортно-пусковое устройство флакона - один в один с зенитовским)) Когда стартовый стол по сути объеденен с транспотировщиком.
Именно эта автоматизация и и сделала реальнвм проект Морской старт. Но про его историю и уж тем более будущее, S7, частный космос, перспективы и Союз-7 - в следующий раз.
Пусть уж пока дойдёт до Славянки...
АПД: В следующей серии:
И на этом история Морского старта только начинается. Ну а хули вы хотели?! 46 лет в две странички текста? Ещё и с картинками...
Ту би континед, фолкс!
|
</> |