В наш "Протон" страховщики не верят....
vsatman888 — 18.03.2021 Итак , сначала официоз:Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - Страховые компании не подали ни одной заявки на участие в тендере на страхование рисков при запуске ракеты-носителя "Протон-М" с модулем "Наука" на сумму 17,7 млрд рублей, следует из материалов на сайте госзакупок. "Признать закупку несостоявшейся, так как не подано ни одной заявки на участие в запросе предложений", - говорится в материалах закупочной комиссии.
Ранее Центр эксплуатации объектов наземной и космической инфраструткуры (ЦЭНКИ, входит в "Роскосмос") объявил тендер на страхование запуска ракеты-носителя "Протон-М", модуля "Наука" и его стыковки с Международной космической станцией (МКС). Цена контракта составляла 2,6 млрд рублей, страховая сумма - 17,7 млрд рублей.
Но ровно год назад: 4 февраля 2020 г.
Запуск и эксплуатацию спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103" застраховали на 19,7 млрд рублей 4 февраля 2020 г., AEX.RU – «Ингосстрах» совместно с «СОГАЗом» и «АльфаСтрахование» застраховали запуск и эксплуатацию на орбите космических аппаратов «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Об этом сообщает пресс-служба "Ингосстраха". По итогам открытого конкурса состраховщики «Ингосстрах», «СОГАЗ» и «АльфаСтрахование» застраховали запуск и эксплуатацию на орбите космических аппаратов (КА) «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Конкурс был организован ФГУП «Космическая связь». Страховая сумма по КА «Экспресс-80» - 9,8 млрд рублей, по КА «Экспресс-103» - 9,9 млрд рублей. Срок действия полисов страхования – 1 год с момента запуска КА. Начальная сумма страховой премии была 3,9 млрд рублей ..
Итак, что произошло за год?? В чем причина?? Чем Протон провинился??
Естественно всю подноготную этой истории я не знаю, но с «кухней» космического страхования немного знаком.Итак, что могло повлиять на решение страховщиков.
Техника. С одной стороны Протон никак себя за год отрицательно не показал (и за предыдущий то же, даже наоборот уже несколько лет после Интелсата-31 ни намека на проблемы.
. Да и запуск Науки вроде бы проще нет разгонного блока Бриза (по сути это еще 2 ступени с 5 включениями при переходе на ГСО). Но! Вспомним, что Протон-М без Бриза или ДМа НИКОГДА не летал. Все полеты без РБ остались в прошлом у Протона-К , то есть 20 (двадцать ) лет назад. При этом Протон –М уже более менее цифровой и скорее всего имеет единую систему управления , размещенную на РБ (что разумно и экономично). Теперь получается для Науки надо сделать уникальную ракету , перенесся СУ на третью ступень.
Думаю понятна реакция Страховщиков на это, тем более, что отработка системы управления на Земле не самое простое и надежное мероприятие (вспомним Ариан-5 и последнюю аварию Веги).
Теперь второй фактор.
Деньги. Во первых похоже Роскосмос пожадничал ГПКС предлагало 3,9 млпрд за запуск плюс первый год на орбите (конечно самый проблемный, но) , а тут 2,6 млрд. Прежде всего надо понимать, что хотя страховщиками Протонов всегда называются российские компании Ингострах или еще как, но они всего лишь брокеры, организующие Страхование и собирающие пул желающих страховать и основная масса Страховщиков находится за рубежом (типа Мюних Ре и прочее). Российский рынок страхования космических рисков крайне небольшой и не потянет более нескольких десятков миллионов Долларов выплаты в случае аварии, у наших страховщиков просто нет таких денег , в отличие от Западных.
Но и с западными все не так просто у них есть
а) Лимит на страхование космических рисков
б) лимит на отдельный страховой случай)
И обычно Брокер собирает пул из 30-50 компаний, которые вскладчину делят и премию и выплату , если что не так. И вот тут возможно сейчас засада.
Во первых , свинью подложил MAXAR, слепивший спутник ХМ-7 для непосредственного радиовещания, он был запущен в конце 2020 года на Фалкон-9 и после вывода на орбиту, уже при ЛКИ выявились проблемы с энерго обеспечением, и его владелец решил, что выгоднее не бороться за него, а списать ИСЗ полностью, (думаю он оценил, что сделать новый и запустить его будет сейчас дешевле из за падения цен на запуск и производство ИСЗ). А страховщики потеряли в раз 225 миллионов Долларов причем в начале года. а по оценкам рынок премий (то есть сколько страховщики собирают в год это всего не более 500 млн Долларов). При этом 2019 был вообще катастрофический, да и 2020 с аварией Веги то же не фонтан.. Поэтому лимиты у них сейчас уже в обрез..
Есть и третья причина – санкции , как никак страхуют госструктуры Хруничев и Роскосмос. Отношения США-РФ с каждым днем все хуже, что там предпримет администрация Байдена непонятно, зачем западным компаниям связываться с страновыми рисками?
Плюс возможны еще «конспирологические» версии – типа сейчас Роскосмос специально "уронит " Науку, которая непонятно будет работать или нет, за и счет страховщиков «окэшиться», получив реальные деньги за непонятно чего представляющий модуль и спокойно закажет новый без «скелетов прошлых лет» . Опасения с одной стороны вздорные, но вспоминая другие истории из российской жизни наши объяснения по ним для Запада , я вполне допускаю такие рассуждения в кулуарах и за закрытыми дверями у западных компаний.. А страховщики они большие перестраховщики, сорри за каламбур..
В общем ситуация для РосКосмоса крайне непростая. Задирать премию выше?? Рассчитывая на жадность страховщиков?? Но нынешние 14,7% по сравнению с 4% у Фалкона9 или Ариан-5 это и так почти грабеж..И скорее всего в бюджете Роскосмоса заложены именно они..
Итого, что имеем?? Вариантов немного, либо ломать правила ЦБ и внутренние нормативы российских Страховщиков , мол мы Вас не бросим, если что, но вряд ли они поверят, либо назначать сверху кого то типа приГазпромовского СОГАЗа, либо отдельным Постановлением Правительства принимать исключение для пуска Науки и пускать ее без страховки..(благо пример для подражания есть НАСА и Пентагон свои ИСЗ не страхует). Либо ломать бюджет Роскосмоса и "задабривать" страховщиков..
Вот такая интересная ситуация у нас со стартом Протона с Наукой..Будем ждать...
|
</> |