рейтинг блогов

В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

топ 100 блогов flackelf09.06.2023 Все фотографии, кроме первых двух сделаны на телефон, а начиная со станции Прохладная и вовсе через стекло.
Пошу понять меня правильно. На Северном Кавказе любая сьемка на железной дороге по маршруту следования, сейчас чревата проблемами, вплоть до ссаживания с поезда.


До Ростова вся дорога многократно пройдена и описана. От Ростова до Невинномысска тоже, два месяца назад. А вот дальше, за Невинкой - будет самое интересное.

1. Утро 22 мая. Проезжаем какую то станцию на юге Ростовской области. Сам Ростов прошли примерно в 5 утра, а до Махачкалы еще ехать 15 часов.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.


2. Ну все, мы уже фактически на Северном Кавказе. За бортом Краснодарский край, станция Тихорецкая. Идём по главному ходу Северо-Кавказской дороги Ростов - Махачкала. Прибытие в Махачкалу в 22-00. А вот эти бетонные столбики с круглыми дырочками, я хорошо помню по своей первой большой детской поездке именно в эту сторону, которая состоялась ровно полвека назад, в конце мая 1973 года.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

3. Тихорецкая. Идет реконструкция вокзала.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

4.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

5. Поля, ставки, красные маки, лесополоса вдоль железки. Тут уже лето наступило. Местность никак не отличается от бывшей УССР. Проехали станцию под многозначительным названием - Малороссийская. Наверное и бывшая казачья станица при ней так же называется. На Кубани поселилось в 18-19 веках много выходцев из Малороссии. Вот только никакую "ридну мову" тут 100 лет в школах детям не пичкали, оттого все русскими себя считают.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

6. Станция Кавказская. Город Кропоткин. Сильно выручил КФС на Привокзальной площади. Нормальный кофе и картошка фри после столького времени в пути. Фри как гарнир, колбаса и грудинка с собой имелась.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

7.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

8.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

Поговорил с соседом по купе по поводу национальных языков Дагестана. Их там слишком много, поэтому русский и только русский - язык межнационального общения. Русский обязателен к обучению даже в самом дальнем селе, а национальному языку выделяют два часа в неделю. Что дети которые растут в Петербурге, национальные языки фактически не знают. Но главное что я понял - в этом не видят проблему или какую то трагедию.
Также уроженцы Дагестана рассказали мне, что до сих пор из за ковидных ограничений для граждан закрыта сухопутная граница с Азербайджаном. По самому короткому маршруту - вдоль побережья Каспия. Вернее ее как закрыли в марте 2020 так и не открывали. Попасть туда можно либо через Москву самолётом, либо через Грузию. При этом в этой республике многие в Азербайджане имеют родственников. Не совсем понятна причина такой ситуации, ведь например с Казахстаном и Грузией границы не закрыты. "Ковид" - лучший друг и помощник всех кто разделяет, закрывает и не пускает.
9.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

10. Армавир. Писал о нем в марте, когда тут проезжал. Расширяют путепровод, а ещё тут есть собственный троллейбус. Идём быстро, не как в Воронежской области, где было много технических стоянок.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

11. Невинномысск. Не думал что вернусь сюда спустя всего два месяца. Ставропольский край. С юга стоит стеной Ставропольская возвышенность. Дальше начинаются места для меня практически незнакомые, которые проезжал лишь однажды ночью в 2010 году. И то только до Георгиевска.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

12. В той стороне находится город Ставрополь.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

Услышал детский разговор.
"Я знаю почему Россия воюет с Украиной. Россия подумала, что Украина у нее всё украла"....  Даже не знаю что добавить. Кратко и ёмко.
Интересная деталь. Дети то все живут и растут в Петербурге, между собой все по русски разговаривают.
Ведь у нас полвагона это дети. Едут на родину своих родителей.
13.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

14. Минеральные воды. Вокзал тут - офигеть какой красивый! А ещё ощущается близость северокавказских курортов. Из поезда уже стали видны даже горы. Углубляемся дальше в этот южный регион России.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

15.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

16. Вокзал построен в 1955 году, взамен разбитого в войну дореволюционного. Железная дорога тут появилась в 1875 году. Первая электрификация ещё до войны. От станции отходит 65-километровая ветка на Кисловодск, которая долгое время была на постоянном токе.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

17.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

18.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

19.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

20.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

21.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

22. Мемориальная доска на станции Минеральные Воды. Только тогда станция эта называлась - Султановская.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

23.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

24.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

25. На площади перед вокзалом ходят важные помахивающие ключами кавказские таксисты - "в любой точка Кавказа, без проблем!" Снимал на телефон - все нормально. Фотоаппарат пока даже и не пытаюсь доставать
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

26.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

27.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

28.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

29.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

Офигительная история с водой в вагоне приключилась. Вагон у нас старого образца, после капремонта, с обычными смесителями без автоматического запирания воды. Дети спустили всю воду в вагоне, теперь едем без воды. Обещают заправить, это через 2 часа.

30. Станция Георгиевск. Она последняя по Ставрополью. От нее отходит ветка на Будённовск. Тут уже замечен магистральный тепловоз 2ТЭ25КМ. Вероятно пойдет через Чечню на Дагестан, через разрыв в электрификации. Вокзал тут очень красивый, дореволюционный. Очень большой и видный
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

31.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

32.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

33.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

34. Прохладная. Тут главный кавказский ход идёт прямо вдоль Терека, а на юг уходит ветка на Беслан и Назрань. Раньше она проходила через Грозный и в Гудермесе соединялась с главным ходом.
Прохладная, это уже республика Кабардино-Балкария. Тут нам сменили тягу, выдали ТЭП70БС, который будет тянуть до самой Махачкалы. Так вот. Эти два снимка закончились задержанием полицией. Проверяли документы, пробивали по базам данных. Все обошлось и то возможно только потому, что со мной ехали женщины с детьми. Больше до самой Махачкалы я из вагона выходить не буду. Доехать бы нормально.
А еще перед этим, между Армавиром и Невиномысской, по поезду прошли с очень тщательной проверкой вещей и документов. Юг, Кавказ, зона СВО не так далеко. Все понятно, особенно в связи с происходившим как раз в тот самый день вторжением в Белгородскую область. А у меня место рождения "Киев" в паспорте.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

35.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

36. Офигеть. За Прохладной кавказский ход стал однопутный. А ведь ещё Моздок не проехали. Причем насыпь широкая. Раньше был второй путь.  И вообще появилось ощущение - такого лёгкого железнодорожного захолустья. Грузовых пока не видать.
Где второй путь на участке Прохладная - Моздок!? И столбов КС тоже не видать с одной стороны
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

37. Участок Прохладная - Моздок. С юга на горизонте видны горы Кавказа.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

38. Станция Моздок. Скоро Чеченская республика.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

39.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

40. Участок за Моздоком. С другой стороны похоже КС все ещё есть. Конташка (над нами,) пока есть
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

41. Такое ощущение, что конташка умирает на этой линии постепенно.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

42. Станция Стодеревская. Последняя станция перед Чечней. Именно тут заканчивается "шнурок" и начинаются просто столбы. Вроде бы до вот этой Стодеревской в 90-е ходили электрички.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

43.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

44. Вдоль жд все время идет какая-то региональная автодорога.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

45. Граница с Чеченской республикой.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

46. Основательный такой КПП на границе, который виден из поезда.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

47.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

48. Чеченская республика. Станция Ищерская. Видел пару старых бетонных столбов со следами войны. Прошло более 20 лет. Теперь через Чечню можно спокойно ездить. Появился второй путь и даже прошел встречный грузовой под 2ТЭ116.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

49.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

50. Ощущение большого железнодорожного залолустья есть. На станциях пусто и никто не выходит. Пригород не ходит, пассажирских мало. Скорость движения невысокая. При этом например тот же московский поезд из Дагестана идёт через Астрахань. Но грузовые потихоньку идут под "боингами".
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

51.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

52. Станция Наурская. Неужели таки будут конташку восстанавливать.
Хотя нет, это для поддержки технологических сетей столбы поставили.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

54.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

55. На участке Прохладная - Гудермес, на всех станциях обращают на себя внимание прекрасно сохранившиеся туалеты постройки времён Российской империи. Основательно железную дорогу на Баку строили в конце XIX века.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

56. Наурская.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

57. Мы идём параллельно реке Терек. За Тереком на юге виден Терский хребет. И только за ним находится Грозный и вся основная густонаселенная часть республики. Параллельно железке все время идёт какая то региональная автодорога. Местность в целом выглядит неплохо. Видно что есть сельское хозяйство. Покрытие совсем плохим тоже не назовешь. Теле2 кстати работает в республике
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

58.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

59.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

60. Станция Терек. Бросилась в глаза добротная дореволюционная казарма времён строительства дороги.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

61.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

62. Произвела тягостное впечатление очень крупная в прошлом грузовая станция Червленная -Узловая, что на территории Чеченской республики.
Станция возникла в 90-годы позапрошлого века, когда тянули линию от Ростова на Порт-Петровский (Махачкала) и далее на Баку. Расположена она перед большим мостом через Терек.
Ещё при Российской империи, именно от нее, чтобы не строить ещё один мост через Терек, протянули линию на Кизляр. А уже при СССР в 1941 году построили линию Кизляр - Астрахань, которая сильно выручила нашу страну во время войны. Таким образом Червленная при Союзе стала важным узлом, через который из центра страны а также из Поволжья, шел грузовой поток в Закавказье и обратно. Тут была построена мощная грузовая станция с парками и солидным путевым развитием. В начале 80-х сюда пришла электрификация, которую уничтожили дудаевцы уже в начале 90-х.
Вместе с событиями в Чечне, от России отпало также и Закавказье, что привело к деградации и полной остановке движения через этот узел в 90-е годы.
В 1997 году на Махачкалу от Кизляра построили перемычку, которая связала Дагестан и Закавказье с Россией. И итоге острая надобность в этом узле просто отпала.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

63. Несмотря на нормализацию ситуации и открытие движения, бывшая крупная станция разумеется не восстановилась до прежнего состояния и представляет из себя печальное зрелище. Особенно вот эти бесконечные бетонные столбы - остатки электрификации, которая тут просуществовала всего лишь чуть более 10 лет.
Но тем не менее движение есть и на Кизляр и по съездам со стороны Гудермеса, и по основной линии Прохладная - Гудермес.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

64.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

65. Остатки бывшей сортировочной станции Червленная-Узловая.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

66.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

67. Еще одна старая казарма.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

68. Съезд со стороны Кизляра на Гудермес.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

69.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

70.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

Между Червленной и Гудермесом, прошли через Терек, котоый оказался довольно широкой рекой.


71. Потом была река Сунжа возле Гудермеса и склоны Терского хребта в районе Червленной. Места политые кровью.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

72.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

73.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

74.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

75.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

76. Станция Гудермес.
Выглядит как продолжение Червленной -Узловой. В прошлом тоже крупный узел, пропускавший очень много грузовых и пассажирских поездов. Сейчас, судя по увиденному, сохранилось возможно около трети былого железнодорожного хозяйства. При этом ветка на Грозный от Гудермеса - увы тупиковая. Кажется тут был островной вокзал. Об этом говорит очень широкая островная платформа.
Сейчас в 2017 году, с южной стороны построено современное здание. Но целиком я его не увидел, мы прибыли на первый путь при стоянке всего в две минуты. Сам город Гудермес, да, на фоне малолюдной степной части Чечни, которую проехали перед этим, выглядел островом цивилизации. Кажется тут на сегодняшний день, всего три проходящих поезда дальнего следования. Пригородное сообщение отсутствует. Грузовое средней интенсивности есть. В качестве тяги замечены не только старые "боинги" 2ТЭ116, но и современные 2ТЭ25КМ.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

77. Разобранный старый островной вокзал.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

78.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

79.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

80.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.

80. Новый вокзал Гудермеса. Стоянка - 2 минуты.
В Махачкалу на поезде через Северный Кавказ.
Потом потемнело. Участок от Махачкалы до Кизилюрта я наблюдал уже 3 июня, когда уезжал из Дагестана. И по той теме будет отдельный пост.

После Прохладной снимал только через стекло, так что не судите строго. Времена сейчас суровые, места тут тоже - не Подмосковье. Не так много вообще фоток в сети с этого участка. Посмотрел на Чеченскую республику из окна вагона и не на парадную ее часть, а как раз на задворки. Железная дорога Моздок - Гудермес именно так и проходит в стороне от Грозного


Прошу поддержать автора блога:
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Постоянно натыкаюсь на этот топоним - и вспоминается моя личная история,  связанная  с ним . Когда я в прошлом году ездила на конференция в Англию я в этом самом Солсбери побывала. Можно сказать, принудительно. А дело было так. Конференция по космической погоде проводилась не ...
Игровая индустрия живет по вполне понятным законам, делать продукт, который будут покупать. Новая и красочная графика, толстая и длинная сюжетная линия, спецеэффекты, и прочие прелести... Но в них почему то совершенно не хочется играть. ...
Плохо, когда в доме нет никакой энергии, но когда он наполнен отрицательной энергетикой – ещё хуже. Это приносит не только усталость и раздражительность, ссоры и утечку денег, но и болезни и даже разрушение семьи. Вот почему дом необходимо время от времени очищать. Как понять, что ...
Любопытно, что это первый раз, когда я Аглаин д.р. не чувствую как свой праздник, а только как её. ...
Этому жж сегодня один год. Хотя постоянно вести я его начала с февраля 16, но завела-то, как говорит товарищ профиль - 2 июля 2015 года. Как же быстро бежит время... (мать, мать, мать, - привычно отозвалось эхо..) Рада всех видеть, гости дорогие! Проходим, угощаемся, веселимся, силь ву ...