В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний

топ 100 блогов olly_ru24.01.2021 Мы мчались на нашем дастере, возглавляя колону автопробега, по живописнейшей дорожке среди заваленных снегом елей, и тут в рации раздалось:

- У нас загорелся восклицательный знак там, где масло.
- Останавливайте машину. Глушите. Сейчас мы к вам подъедем, - тут же сказал Саша, и наш дастер тут же посвистел обратно по снежной дорожке.

1.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0300

В этот момент даже я, человек знающий о машинном масле только то, что оно в принципе есть и чем-то похоже на масло подсолнечное и оливковое, а на сливочное - не очень, заподозрила, что на этот раз что-то пошло не так.

Что значит, на этот раз?

Что скрывать. Машины наши хоть и стойко переносили все тяготы минус пятидесяти градусов, но видно было, что приходится им непросто. Гораздо сложнее, чем нам.
Поэтому они то температуру прекращали показывать, то в салоне раздавался звук, будто там поселился какой-то сверчок. А было даже дело - в районе крыши раздавался хлопок, как будто эту саму крышу снесло. Правда, одним хлопком на отдельно взятую машину дело и ограничивалось.

И на все эти взволнованные сообщения, которые передавали по рации участники автопробега: "Ой, у нас лампочка! Ой, у нас сверчок! Ой, у нас крышу снесло!", Саша - человек с самым большим опытом езды при самых суровых минусах, спокойно отвечал что-то типа:
- Это нормально. Морозы.

А тут вдруг: стоп машина, глушить мотор, чип и дейл спешат на помощь - и вся прочая суета, указывающая на то, что что-то случилось.

А ведь так всё хорошо начиналось.

С утра пораньше мы съездили в Оймякон. Отметились на Полюсе холода ледовыми салютами и замёрзшим дошираком, вернулись в Томтор, собрали вещи и вскоре уже мчали обратно к кафе Куба, чтобы отведать чудесного придорожного борщеца прежде чем двинуться к следующей точке нашего маршрута - Усть-Нере.

Стоп. Начиналось всё настолько хорошо, что давайте-ка не будем спешить.

Дорогу от Томтора до Оймякона мы проскочили практически в темноте, поэтому на обратном пути до Томтора мы не спешили.

Любовались очередным акварельным рассветом, смотрели, как солнце медленно и невысоко приподнимается над горизонтом.

2.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0216

3.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0222


4.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0226


5.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0238

Надеюсь, вам ещё не очень надоели эти снежно-ёлочные пейзажи. Надоели?
Но вы и меня тоже поймите. Я вот это 2000 километров наблюдала. И иногда тоже уже хотелось каких-нибудь пальм и моря, а не ёлок в розово-голубовато-белых тонах.

6.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0248


7.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0256

Ну ладно. Давайте для разнообразия немного как его там - бэкстейджа. То есть, закулисья по нашему.

Наш бортовой компьютер, который отлично работает при любых температурах до -70.
Кстати, теперь он украшает мой балкон.

8.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0221

Пёс, решивший побегать с нами наперегонки. Удивительная совершенная конструкция. Пока он бежал рядом я с восторгом смотрела, как работает его тело.

9.
Снимок экрана 2021-01-22 в 22.57.32

Ворота гостеприимного тёплого гостевого дома, где мы провели ночь.

10.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0264

Наш фотограф, который не разменивался на такие мелочи как градусники, собаки и попутчики, а снимал только окрестные красоты и машины.

11.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0263

В чём-то я его конечно понимаю. При выборе снимать людей, которые занимают пространство в твоей машине или, что ещё хуже, вечно лезут в кадр, или красивую природу, я бы тоже выбрала природу.

12.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0261

Мы покидаем посёлок Томтор, который тоже хочет стать филиалом Полюса Холода.
Благо ехать до него на 40 километров ближе, чем до Оймякона, да и с гостевыми домами в Томторе гораздо лучше - их два и в обоих из них тёплые туалеты.
Казалось бы - мелочь. Но поверьте мне, когда на улице -50 - это уже совсем не мелочь.

Смотрите, какую они стелу отгрохали.

13.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0266

С теми же вечными 71,2 градусами мороза, которые якобы здесь когда-то обнаружил Обручев.

14.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0269

И наш путь лежит прямо - в ад.

На указателе всё честно написано. Туда - ад, туда - аэропорт.
Я сразу предложила валить в аэропорт, но разве меня кто там слушал.

15.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0274

Оказалось, что дорога в ад вымощена не только благими намерениями, но ещё и очень живописными картинками.
Оно и понятно, заманивают.

16.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0289


17.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0293


18.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0295

Мы уже проезжали по этой дороге накануне, когда свернули с трассы Колыма в Томтор. Но проделали мы этот путь в темноте.
Поэтому всю красоту пропустили.
Хорошо, что обратный путь дал нам возможность наверстать упущенное.

19.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0304


20.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0310

Смотрите, как от снега согнулись ёлки.
На самом деле, это не самая удачная иллюстрация. Когда успела, тогда и сфотографировала.
На дороге были более красивые места, когда согнутые ели образовывали прекрасный тунель, и мы мчались сквозь него.

Ехали бы помедленней, я бы сфотографировать успела.

21.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0318

Кстати, ехали бы помедленнее, возможно вообще ничего бы не случилось, и мы спокойно доехали до Кубы, где был намечен обед.
Но у нас же испытания машин... Вот видимо, в тот день их и решили испытать по-полной.

22.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0323

Итак. Как вы помните: лампочка, масло, и вот уже наш дастер мчится на помощь захворавшему каптюру.

По дороге Саша успел мне быстренько объяснить, что если бы что другое - это бы ещё ничего, а маслом - шутки плохи, мотор угробить недолго. Это в наши планы никак не входило. Нам эти машины до Магадана доставить надо было, а мне потом ещё и обратно из Магадана до Читы ехать.

23.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0326

Беглый осмотр показал, что масло всё куда-то вдруг убежало.
А вот выяснять причины решили в более подходящем месте, чем посреди леса, когда на улице -51 и совсем негде погреться.

Не, была бы у нас одна машина или ещё какая беда, конечно начали бы лечить на месте.
Но тут приняли решение дотащить захворавший каптюр до более подходящего места - до кафе Куба - на тросе. И там уже разобраться. Тем более, что до Кубы оставалось каких-то 70 километров.

24.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0336

Пока умные мальчики держали совет и решали, что делать, я бродила по окрестным сугробам и солнышко фотографировала.

25.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0343


26.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0345

За руль каптюра сел Гера, предварительно надев всю тёплую одежду на себя, включая самые тёплые рукавицы.
За руль дастера - как обычно Саша.

Ещё одну машину оставили им в качестве сопровождения. На случай, если и с дастером что-то случится (прям сюжет десять негритят каких-то), а в оставшиеся две машины посадили абсолютно бесполезных в деле транспортировки машин журналистов и меня и отправили на Кубу.

27.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0339


28.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0349

Какое-то время мы ещё слышали переговоры по рации.
Как Саша мчал Геру. Как постепенно уходило тепло и жизнь из машины и из Геры.
Ему конечно предлагали поменяться и немного погреться, но он решил героически проделать весь путь сам. А может просто в какой-то момент примёрз к рулю и уже не мог оторваться от него.
Через 70 километров он вышел сильно примороженный и долго рассказывал, какое интересное чувство, когда физически ощущаешь, как тепло утекает из тебя.

Потом я тоже волею случая испытала это чувство. Действительно, интересное. Но не самое приятное.
И когда я чувствовала, как тепло уходит из меня, будто открыли какую-то дверку, я вспоминала, как тащили Геру на тросе. А ещё думала об узниках ГУЛАГа. Как они, люди оказавшиеся в этих краях волею случая, без хорошей одежды и обуви, смогли выжить в таких условиях.

Только столкнувшись с настоящим морозом Колымы начинаешь осознавать всю жесть лагерных историй.

29.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0358


30.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0364

Это не лагеря. Это всего лишь заправка.
Но и она в ранних морозных сумерках представляет какую-то апокалиптическую картину.

31.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0353

К тому моменту, когда мы добрались до Кубы, всё вокруг погрузилось в сиреневые сумерки.

32.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0375


33.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0371


34.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0369

Почти сразу вслед за нами туда приехали и остальные наши машины.

Ещё один осмотр каптюра показал, что ничего страшного с ним не произошло. Возникшая проблема решилась заливкой нового масла и снижением скорости передвижения.

Однако, дам слово специалистам и процитирую статью Вадима Гагарина.

Один из «Каптюров» потребовал долить моторного масла, а причина оказалась в том, что при длительном движении на скоростях в районе 100 км/ч у моторов обмерзли сапуны. В итоге в двигателе повысилось давление и масло начало просачиваться через задубевшие сальники. Аналогичная ситуация сложилась чуть позже и с двумя другими машинами, но мы уже знали в чём дело, поэтому просто немного снизили скорость движения и больше подобных проблем не испытывали. А вот дизельный Duster за весь пробег нас не побеспокоил вообще ни разу, кроме того, что в нём было заметно прохладнее.

А вы спрашивали, откуда я про сапуны и сальники знаю.
Да я теперь просто направо и налево сыпать автомобильной терминологией могу. Главное, чтобы меня не успели спросить, что всё это значит.

Я вам лучше про Кубу немного расскажу.

35.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0086

В прошлый раз не показывала её интерьеры.
Впрочем, ничего особенного там нет. Обычное придорожное кафе. С тем только отличием от придорожных кафе, что оно здесь одно на сотни километров.
Поэтому заходят сюда все проезжающие. Иногда народу набивается - встать негде.

Но нам повезло. Даже сесть смогли.

36.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0378


37.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0379

Вот по этим двум фотографиям сразу же становится понятно, где здесь Саша, где Гера. Кто мёрз и трудился и теперь не в силах от еды оторваться, а кто красиво позирует.

А ещё в этом кафе есть интернет. Вполне себе работающий. Что на трассе, где вообще никакой связи нет, штука очень даже полезная.

Интернет сюда идёт по оптоволокну. Зная пристрастие местных жителей и заезжих гастролёров к сбору цветных металлов, в кафе развесили вот такую наглядную агитацию, объясняющую, что не надо тырить оптоволокно - там ничего ценного нет.

38.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0079

Также на стенах представлена реклама представителей местного бизнеса.

39.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0380

И нехитрое меню, половины наименований которого обычно нет.

40.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0084

Это кафе так понравилось мне, что спустя две недели я снова оказалась там.
Так что мы сюда ещё вернёмся.

Сейчас же нам надо было срочно двигать в Усть-Неру, где нас ждало другое кафе.
Вот такое оно передвижение зимой по Колымской трассе. Для машин - от заправки до заправки с ночёвкой в тёплом гараже. Для людей - от кафе до кафе с ночёвкой в гостинице.

Вы ещё не забыли про оптоволокно, по которому идёт интернет и образцы которого представлены на Кубе?
Теперь пришло время увидеть, как это выглядит в реальности.

Вот так. Оптоволокно просто кинули по веткам деревьев. Так и течёт интернет из Якутска в Магадан.

41.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0413

Иногда приходят лоси и наматывают оптоволокно на рога. Тогда Магадан остаётся без интернета.

Вот такие высокие технологии.

На этом мы заканчиваем на сегодня с природными красотами и дорожными историями и перемещаемся в Усть-Неру.

42.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0405

В Усть-Нере у нас была самая настоящая гостиница. И у меня даже был мой совершенно отдельный номер под номером 1. Где было, правда, немного прохладно, но проблема быстро решилась выданным мне обогревателем.

Администратор гостиницы как-то очень душевно и с заботой отнеслась ко мне, затерявшейся в толпе десяти мужиков.
А уж когда узнала, что через пару недель я поеду обратно, так и вовсе прониклась сочувствием.

Впрочем, самым ярким впечатлением от гостиницы стали, пожалуй, чудесные объявления на стенах.

Распивание спиртных напитков - звучит почти как песня.

43.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0421

А прейскурант на порчу мебели внушает уважение.

44.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0422

По соседству с гостиницей был магазин, где я просто не смогла не сфотографировать цены на фрукты и овощи.

И если 300 рублей за страшненькие мандарины - это ещё понятно. То 700 за огурцы и 800 за помидоры - кажется чем-то всё-таки запредельным.
При этом зарплаты, судя по рассказам местных жителей - весьма скромные. Скажем так, не московские.

45.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0418


46.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0419


47.
В Магадан. Томтор - Усть-Нера. Пропавшее масло, 70 км на тросе и новогодний IMG_0420

Но они, местные жители, совсем не унывают. Скорее наоборот.
В этом мы смогли убедиться, когда пришли в кафе на ужин - похоже единственное работающее кафе в Усть-Нере, и оказались на новогоднем корпоративе одной небольшой, но очень тёплой компании.

К тому моменту, когда мы - немного измученные дорогой, морозом и голодом - пришли туда, веселье было в самом разгаре.
У них уже начались зажигательные конкурсы в духе свадеб 90-х годов с пометкой 18+.

Потом хозяевам (веселящейся компании) показалось, что гости ( то есть мы) немного загрустили.
И одна из девушек взяла слово и произнесла чудный тост, заканчивающийся словами:
- И я желаю, чтобы у вас жизнь была, как у нас.

На этих словах столичные акулы пера и эксперты автомобилей немного загрустили. Но зато этот тост положил начало совместному веселью, которое, похоже, запомнится участникам надолго.

Сначала поужинав ушли наши водители: Гера, Кирилл и Саша.
Потом решила откланяться и я. Тем более, что местные девушки уже делали попытки пригласить потанцевать московских гостей, но попытки пока вялые, явно сдерживаемые моим присутствием.

Когда я уходила, одна милая женщина в прекрасном красном платье остановила меня словами:
- Уже уходите? Совсем-совсем?
- Да, совсем, - ответила я. И хотела добавить - и можете вот с теми за моим столом делать, что хотите.
Но сдержалась.
Я вообще людям грубить не люблю. Тем более людям приятным. Мы ещё немного поговорили. Елена рассказала, что в целом ей нравится жить в Усть-Нере. Пусть здесь и нелегко.
И какая-то такая искренняя радость и душевность в этом была, что захотелось просто порадоваться за этих людей, которые даже в таком суровом краю и наверняка не с самой простой жизнью не потеряли способность просто радоваться и веселиться.

Стоило мне уйти, как началось настоящее веселье. И в пляс пустились даже те, кто до этого никогда не плясал. Жаль, что я это потом уже только на видео увидела.
Да и видео это наверняка потом удалили.
Как говорится, что было в Усть-Нере, останется в Усть-Нере. Но тот корпоратив потом все ещё до конца поездки припоминали.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Охлобыстин считает, что при приеме на госслужбу необходимо выяснять сексуальные предпочтения кандидатов. Только вот, каким способом проверять не уточнил, ...
На балконе у меня стало совсем холодно, однако это петуньям не мешает цвести, а вот хризантема стала замерзать. Многие листочки пожелтели и бутоны замерли и долго не распускались. И вот в выходные я перенесла хризантему домой. За пару дней она резко ожила, окрепла. Листики стали сочные, а ...
Читая младоаффтаров, поневоле привыкаешь, что большинство этих, с позволения сказать, литературных кадров называет привидение приведением, неприкосновенное — неприкасаемым, наследного принца — его величеством . Толпа, вообразившая себя "не как все, потому что мы писатели", массово ...
Встретилась на неделе со своим бывшим коллегой попить кофе. Парень видный, обеспеченный, всегда вокруг него девчонки вились. Расспрашиваю про успехи на работе, ну и, конечно, про личную жизнь. - Юля, - говорит он мне, - ты будешь смеяться, но я впервые попал в тупик в отношениях с девушкой ...
В местах продажи антиквариата встречается бижутерия, цена которой кажется заоблачной по сравнению с соседними по витрине аналогичными украшениями. Часто всего одно стеклышко в брошке делает ее безумно дорогой, дороже ювелирного украшения. Например, если это стеклышко – так называемый ...