![В кого верит «Оскар»? В кого верит «Оскар»?](/images/main/v-kogo-verit-oskar-d01808.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/80819c80de0548d8a46f1314cb22fbc3.webp)
Скриншот из мультфильма «БоксБалет». Кадр: kino-teatr.ru
Режиссер авторского кино Антон Дьяков приехал поучаствовать в арт-питчинге на питерской студии «Мельница», известной в основном мультфильмами про богатырей. И победил. А значит, мог воспользоваться богатой технологической базой студии. Поэтому и режиссерский почерк Дьякова несколько изменился. Вместо легкого тактильного изображения («Костя», «Питон и сторож») — масляный, плотный стиль, очень яркий и выразительный. При этом острый рисунок, внятная история. Вышел классный микс: авторское + коммерческое. Драйвовое, блестящее по таймингу и монтажу кино.
Гора мышц, сломанный нос, заплатки из пластыря, красные треники, «Комиссар Каттани» в телике. Это Боксер. Бестелесная, воздушная, фуэте над полом. Это Балерина. Что у них общего? Любовь зла, а любовное настроение может быть и изумляющим симбиозом грубого и тонкого — притяжением противоположностей.
В Музее боксер с заплывшими глазами впивается в Крамского, Сурикова, Серова, но особенно — в «Неравный брак». Тут-то и видится ему что-то родное, пророческое. На ринге поверженную перчатку Боксера поглаживают тонкие, почти бумажные пальцы Балерины. В этом двенадцатиминутном триллере — любовная драма и меланхолия. Встреча по одежке и неочевидное распознание сущностей.
Работа проделана титаническая: фильм нарисован в 2D, но потом вручную тонировали едва ли не каждый кадр — вместо глянца у изображения появились объем, глубина, плотность.
Думаю, Боярский ни минуты на пожалел о вложенных в сногсшибательный хит средствах. Уже замечено: фильм Дьякова нравится любому зрителю, вне зависимости от возраста, национальности, насмотренности. Поэтому и шансы на победу высоки.
Скриншот из мультфильма «БоксБалет». Кадр: kino-teatr.ru
Универсальной и близкой «БоксБалету» по духу оказалась картина «Купе № 6», попавшая в шорт-лист от Финляндии. И хотя режиссер Юхо Куосманен — финн, фильм в основном снят на русском языке (диалоги написала Люба Мульменко) и занят по-прежнему волнующими западную аудиторию вопросами о тайнах русского характера. Здесь как в «БоксБалете» про притяжение противоположностей. Так сказать, цивилизованной и предсказуемой Европы и неоглядных российских просторах, где холодные ветра дуют во все стороны, а долгая темная ночь никак не хочет уступать рассвету. В тесном купе поезда «Москва — Мурманск» встречаются молодая финская интеллектуалка (Сейди Хаарла), мечтающая увидеть петроглифы мурманского Канозера и бритоголовый, увалень — сильно пьющий рабочий парень Леха (Юра Борисов). Кино о попытке сближения на краю света. И о том, что свет на краю света есть. Очень обнадеживает.
«Купе № 6». Кадр: kino-teatr.ru
Увы, академики не рассмотрели фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», который в короткий список номинации «Лучший фильм на иностранном языке» не попал, хотя и выдвигался. События фильма, удостоенного главного приза «Особого взгляда» в Каннах, происходят на таинственном для внешнего мира Северном Кавказе. Среди горных пейзажей особенно ощутима несвобода главной героини, ее желание вырваться, из-под душной опеки отца, из «родных пенат», в которых мизогиния впитана вместе с пылью неасфальтированных дорог. Фильм не столько о столкновении взглядов разных поколений, сколько о конфликте архаики и современных взглядов. Вроде бы актуально. Но Кира Коваленко в своем кино предпочитает тонкие штрихи, акварель, многозначность и умолчания. Возможно, сегодня в оскаровском тренде снова ясность, масштаб и острота конфликта, как в «Утомленных солнцем» или «Москва слезам не верит».
«Разжимая кулаки». Кадр: kino-teatr.ru
8 февраля будут объявлены конкретные номинанты на премию.
Победителей назовут 27 марта на торжественной церемонии в Голливуде.
|
</> |