В кого и почему не стреляли на войне советские снайперы?
smapse — 17.05.2023Когда речь заходит о войне, у человека возникают мысли о массовых убийствах, не связанных нормами морали, нравственности и юриспруденции. Это логично – неприкасаемых на фронте нет, пулю может получить каждый.
Однако это вовсе не так: уже почти век в Европе и мире существует детально проработанная система норм гуманитарного права. Она соблюдалась даже в период Второй Мировой войны: мы писали, в кого не стреляли немецкие снайперы. Гласных правил, утверждённых законом или международным правом, не было, но неформальное регулирование, своеобразный этический кодекс ведения войны существовал даже в те непростые годы.
К примеру, советская армия ввела для военнослужащих негласную рекомендацию не стрелять по санитарам германской армии, причём если в РККА выносом с поля боя занимались молодые комсомольцы и комсомолки, у немцев речь шла о профессиональных санитарах военно-медицинской службы.
При этом в раненного бойца во время оказания ему медицинской помощи стрелять не воспрещалось – почему бы и нет? Хотя ещё двадцатью годами ранее такое считалось подлостью. Известные германские снайперы, на чьём счету не одна сотня солдатских душ, в своих воспоминаниях признавали, что они не брезговали стрельбой по раненым, по военврачам и другим медицинским работникам.
Также снайперам СССР было запрещено стрелять по некомбатантам, то есть гражданским. Особенной защитой пользовались женщины, причём даже военные; в этой ситуации солдаты всё же были вынуждены идти на жёсткие меры.
А ещё, как это ни парадоксально, неприкосновенными были водоносы и полевые кухни, так как обе стороны опасались меткого огня по военнослужащим, на которых были возложены обязанности по снабжению частей водой и горячей пищей – или хоть какой, любой пищей.
Кроме того, было не принято стрелять по друг другу во время вылазок на нейтральную территорию, чтобы добыть припасы или снаряжение. Из курьёза: считалось неприличным на грани непристойного стрелять в солдата, который моется или оправляется. Однако стоило человеку заправить брюки, как он тотчас же становился законной целью для винтовок, автоматов и пулемётов противника.
Снайперы обеих армий в массе своей считали недостойным стрелять по больным и раненым – за исключением случаев, когда подранили этого бойца сами.
Кроме того, законами войны прямо запрещено было стрелять по подразделениям, которые выкинули белый флаг в знак капитуляции или для ведения переговоров. Правда, на некоторых фронтах делали исключения для военнослужащих войск СС или – как это было в войсках 2-го Украинского – венгров, «прославившихся» несказанными зверствами на территории Северной Украины.
Наконец, последней и не самой масштабной категорией лиц, которым полагался иммунитет от меткого снайперского огня, были представители средств массовой информации, фотокорреспонденты и кинематографисты.
|
</> |